Автор: Злотникова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 г. Алдан"
Населённый пункт: г. Алдан Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект открытого занятия по математике
Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. АЛДАН»
МР «АЛДАНСКИЙ РАЙОН» РС (Я)
Открытый урок
по математики в 3 классе
Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное»
Подготовила
Учитель начальных классов
Злотникова Н.В.
2025 год
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм
умножения двузначного числа на однозначное.
УУД
Предметные: научить умножать двузначное число на однозначное, составлять алгоритм
умножения двузначного числа на однозначное, применять его при решении примеров и
задач.
Познавательные: извлекать
информацию,
перерабатывать
её, развивать
умение
использовать новые знания.
Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать
результат.
Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать.
Личностные: формировать адекватную, позитивную самооценку, уметь анализировать свои
действия.
Оборудование: раздаточный
материал
(карточки
с
заданиями
–
лыжники
для
индивидуальной работы), опорная схема составления алгоритма, тренажёр. Компьютер
I. Организационный момент.
Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке!
Добрый день всем, кто любит математику!
Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь!
- Урок математики мы начинаем,
Тайны ее открывать продолжаем.
II. Актуализация знаний
Минутка чистописания. ( У доски)
- Запишите число, обозначающее количество ног у насекомых (6)
- Запишите число, обозначающее количество пальцев на руках (10)
- Эту отметку любят все школьники (5)
- Запишите число, обозначающее количество ног у человека (2)
- Запишите число, обозначающее количество ног у двух пауков(16)
Проверьте запись: 6, 10, 5, 2, 16.
III. Постановка учебной проблемы.
На какие группы можно разделить эти числа? ( чётные - нечётные, однозначные -
двузначные)
Умножьте каждое число на 4 и назовите результат 24, 40, 20, 8,…..затруднение
- Какой пример вызвал затруднение? (Возникла проблемная ситуация.) 1 6х 4
– В чём затруднение?
(Не умеем умножать двузначное число на однозначное.)
– Какая , какая задача стоит сегодня перед нами?
(Научиться умножать двузначное число на однозначное.
И тема нашего урока сегодня? (Умножение двузначного числа на однозначное)
Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?
(научиться умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения
двузначного числа на однозначное, применять его при решении примеров и задач.)
IV. «Открытие» учащимися нового знания.
- Приступим к поиску решения. Ученик получает карточку с выражением 16 х 4 и пытается
выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы озвучивает свой вариант решения.
Если есть верный способы решения, то вопрос таков:
- Выберите самый удобный способ решения.
Если правильных способов решения нет, то предложение учителя следующее:
- Посмотрите, как выполнила это задание я:
16 х 4 = 10 х 4 + 6 х 4= 40 + 24 = 64
- А какие выражения из устного счёта могли бы помочь нам найти значение данного
выражения? (10х4=40, 6х4=16, 40+24=64)
- Какой цели мы достигли на данном этапе? Смогли умножить двузначное число на
однозначное.
- Какова следующая цель? (Создание алгоритма).
Фрагмент видео урока до 2.01 мин. Ученик работает совместно с диктором.
Возьмите разрезанные карточки и составьте из них алгоритм умножения двузначного числа
на однозначное.
(Карточки: Умножаю каждое слагаемое на число. Нахожу значение. Измеряю длину
отрезка. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. Складываю полученные
результаты.)
- Давайте зафиксируем ваши выводы на доске:
1.
Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых.
2.
Умножаю каждое слагаемое на число.
3.
Складываю полученные результаты.
4.
Нахожу значение.
Какая карточка оказалась лишней? Почему?
Где мы можем проверить правильность своих выводов? (В учебнике) Проверьте себя.
Какую ещё цель мы достигли?
(алгоритмумножения
двузначного
числа
на
однозначное.)
- Какова следующая цель? (Применять новые знания при решении примеров и задач.)
- Но сначала предлагаю немного отдохнуть и получить заряд бодрости от прогулки. Какое
время года у нас сейчас? ( зима)
_ А вы любите кататься на лыжах?
V. Физкультминутка.
По классу развешаны карточки с лыжниками, тебе нужно добежать до карточки , взять её и
решить примеры на табличное умножение и деление. Посмотрим сколько лыжников ты
встретишь на своём пути. У тебя есть одна минута. На старт, внимание, марш. ( минутные
песочные часы отмеряют время)
VI. Первичное закрепление.
1) Работа по учебнику.
Рассмотрите теоретическую часть. Каким способом решили первый пример? (23*4= (20+3)*2
- умножение суммы на число) Какое свойство использовали при решении второго примера?
(2*32 - переместительное)
№ 1 Работаем по алгоритму. Первые 2 столбика решаем с проговариванием вслух. Как
будем решать пример? Остальные примеры решаем с проговариванием алгоритма шёпотом.
36*2= (30+6)*2= 30*2+6*2=60+12=72 24*4=(20+4)*4=20*4+4*4=80+16=96
5*16=(10+6)*5=10*5+6*5=50+30=80 13*3=(10+3)*3=10*3+3*3=30+9=39
18*3= (10+8)*3=10*3+8*3=30+24=54 2*45=(40+5)*2=40*2+5*2=80+10=90
2) Повторение усвоенного материала и включение его в систему знаний .
- Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?
Решим задачу.
У СТОЛА 4 НОЖКИ,
А ВОПРОС У НАС ТАКОВ:
Сколько вместе будет
Ножек у 17 столов ?
17 х 4 = 68 (н)
Ответ: 68 ножек.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой ( тренажёр «Умножение двузначного
числа на однозначное» )
- ученик работает за компьютером и проговаривает свои действия. Видит свой результат.
Физминутка
- если лыжники – карточки остались, то можно их решить. Если нет, то играем в
зимние забавы Снежки и проговариваем ( разложить числа на сумму разрядных
слагаемых) игра – «Ты мне, я тебе
VIII. Повторение. Решение примеров
32*2=64 5*19=95
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие новые знания получили? - Что “открыли”?
Ученик: Алгоритм умножения на однозначное число.
Учитель: Сможете ли вы дома составить для меня 5 выражений на новое правило? -
Оцените свою работу на уроке.
X. Итог урока.
Какова была тема нашего урока? Какие цели ставили? Удалось достичь поставленных целей?
-Молодец! Спасибо за работу!
Умножаю каждое слагаемое на число
Нахожу значение
Измеряю длину отрезка
Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых
Складываю полученные результаты