Напоминание

«Тукай в наших сердцах"


Автор: Аглюкова Альфия Анасовна
Должность: учитель родного( татарского) языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№21-ОЦ "Дай5"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: «Тукай в наших сердцах"
Раздел: среднее образование





Назад




Познавательная викторина ”Тукай в наших сердцах”.

Предварительная работа: Чтение произведений, разучивание стихотворений Г.

Тукая. Рисование по сказкам Г. Тукая.

Разучивание песен на слова Г.Тукая, драматизация сказок. Изготовление эмблем.

Оформление выставки детских рисунков “Сказки Г.Тукая”. Всё совместно с родителями

Атрибуты: Портрет Г. Тукая, цветы, угощения для участников.

Презентация “Габдулла Тукай в наших сердцах”

Зал празднично украшен: на центральной стене портрет Г. Тукая, цветы. Оформлена

выставка детских рисунков, на тему “Сказки Г. Тукая”.

Принимают участие дети 2 подготовительных групп, родители, воспитатели.

Звучит музыка С. Сайдашева. “Марш Г. Тукая”

Выходит ведущая с 2-мя детьми (мальчик и девочка в национальной одежде).

Мальчик: Здравствуйте, дорогие друзья!

Девочка: Добрый день. Добро пожаловать на праздник!

Ведущий: В прекрасный солнечный апрельский день родился наш любимый поэт

Габдулла Тукай. Это был 1886 год 26 апреля. Сложная была судьба Г. Тукая. Он очень

рано осиротел.

Скитался от одного человека к другому. Детство у него было очень трудное. Г. Тукай рос

старательным, смышленным ребенком, рано научился писать, читать.

Г. Тукай прожил всего 27 лет. За свою короткую жизнь успел написать много стихов,

интересных сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу. Его

произведения любят, читают, помнят. Г. Тукай всегда в наших сердцах.

Девочка:

О, язык родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете зналя, что сумел я уберечь?

Мальчик:

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать...

Девочка:

О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

Мальчик:

О, язык мой! Как сердечно я молился в первый раз:

- Помоги, шептал, - помилуй мать, отца, помилуй нас...

Ведущий: Да, Г.Тукай призывал нас любить родину, родной язык, людей. Он говорил, что

татарский народ найдет счастье только на земле отцов в единстве с русским народом.

“...С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали...

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить”, - писал Г. Тукай.

Сегодня мы проведем конкурс ”Тукай в наших сердцах”. Принимают участие 2 команды:

команда”Шурале”, команда “Водяная” (родители, воспитатели в составе команд) или две

команды –две подготовительные группы

Представляются члены Жюри

1 конкурс: приветствие и девиз команд (домашнее задание).

2 конкурс: конкурс чтецов.

Викторина:

1. Г. Тукай был очень умным, образованным человеком.За свою недолгую жизнь он

выучил несколько языков.Сколько языков и каких знал Г.Тукай? (Ответ: 5 языков -

татарский, русский, арабский, турецкий, персидский (фарсы))

2. Г. Тукай был настоящим требовательным журналистом. С какими газетами и

журналами, своего времени, он сотрудничал? (Ответ: ”Фикер” (“Мысль”), “Сознание”,

”Эль-Гаслер-джа-дид” (“Новый век”), “Школа”, “Вакыт” (“Время”))

Вопросы для взрослых из команды “Водяная”:

3. Произведения Г .Тукая бессмертны. На сколько языков переведены его произведения?

(Ответ: на 26 языков).

4. Произведения каких русских писателей любил Г. Тукай и переводил их на татарский

язык? (Ответ: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова).

5. Название деревни в которой родился Г. Тукай. (Кушлавыч)

6. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке Г. Тукая? (Буре)

7. Красоту какой деревни описывал Г. Тукай в сказке? “Шурале” (Кырлай)

8. Во времена Г. Тукая как назывались ученики? (Шакерт)

9. Как называли мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукай? (Гали)

10. Какую песню на слова Г. Тукая татарский народ поет как гимн?

Выделенные вопросы, проводятся с родителями.

Сценка по сказкам Г.Тукая

Сказка сопровождается видео-нарезками из мультфильмов «Шурале», «Водяная», «Коза

и Баран».

В комнате за компьютером или планшетом сидит мальчик, вскрикивает..

Мальчик: Ура попал! (на крик заходит бабушка)

Бабушка: Амир, улым спать пора.

Мальчик: Ну, подожди бабушка ,ещё один уровень остался.

Бабушка: Улым, убирай свой планшет, я тебе сказки перед сном почитаю,

посмотри (показывает книгу) Габдулла Тукай, какую хочешь

выбирай “Шүрәле”, Су анасы”, “Кәҗә белән сарык хикәясе”.

Мальчик: Бабушка! Какие сказки? Не интересно, вот что сейчас круто

(показывает на планшет), да и вырос я уже, чтобы сказки слушать.

Бабушка: Сказки многому учат, уберегают от ошибок.

(Мальчик машет рукой,бабушка качает головой, оставляет книгу

и уходит)

Мальчик: Спать так спать,(берёт книгу) хоть картинки посмотрю, листает и

засыпает.

Сон

Мальчик: Пойду прогуляюсь, дойду вон до того лесочка, ведь я уже большой

скоро в школу пойду, а значит самостоятельный.

(идет и вдруг навстречу ему чудовище)

Автор: Нос покатый и горбатый, мордой точно лось, ей-ей,

Руки ноги узловаты, словно из кривых корней,

Вглубь посаженные очи голубым горят огнём:

Не удержишь душу в теле где там ночью- ясным днём:

Если б не босой да тощий- человек совсем на вид,

Вышиной со средний палец рог волбу его сидит.

Очень тонкие, прямые пальцы- только погляди,

Каждый- свыше пол-аршина, страшно, Бог не приведи!

Шурале: Подойди, дружок мой ближе, отрешись от всех забот,

Поиграй со мной в щекотку-кто кого пересмеёт?

(Кил әле, син дә бераз бармакларыңны селкет, и яшь егет! Килче,

Икәү уйныйк бераз кети-кети).

Мальчик: (испуганно кричит )Нет, нет! Убегает.

Оглядывается.Уф,кажется убежал, так кушать хочется.

( Видит костёр около костра спят Коза и Баран возле них большой

мешок) Вот здесь наверное еда (заглядывает в мешок вытаскивает

волчью голову, пугается кидает её и убегает)

Мальчик: Вот тебе Коза и Баран какие кровожадные, хорошо, что они спали

а то и мне бы не сдобровать. Хватит с меня пора домой (повернулся

и увидел водяную, которая сидит и расчёсывается, причесалось и в

озеро нырнуло, мальчик увидел гребень.)

Какая красота (взял гребень рассматривая его идет, вдруг слышит)

Водяная: "Держите вора! Стой ,негодный, погоди!

Отдавай немедля гребень, в грех старуху не вводи!"

(Мальчик убегает и просыпается, бабушка сидит и гладит его по

голове.)

Бабушка: Испугался сынок.

Мальчик: Прости меня бабушка, почитай сказки, я хочу узнать что же

дальше было с мальчиком?

Бабушка:( хитро) С каким мальчиком?

Вопросы по сказкам: (детям)

1.

Как зовут героя сказки, у которого на лбу рог.

2.

Чем закончилась для Шурале встреча с Былтыром.

3.

Как называется сказка, где герои нашли волчью голову.

4.

Как они спаслись от волчьей стаи.

5.

В какой сказке Тукая есть волшебный гребень.

6.

Почему Водяная преследовала мальчика.

Ведущий: Дорогие дети и взрослые, пора узнать результаты конкурса. Слово жюри (жюри

оглашает итоги конкурса, награждает команды).

Ведуший:

Воды текут - берега остаются.

Листья осыпаются - ветки остаются.

Птицы улетают - гнезда остаются.

Люди уходят - песни остаются.

Исполняется песня”Туган тел”слова Г. Тукая, музыка народная.



В раздел образования




Яндекс.Метрика