Автор: Фирюлина Ольга Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Ударные инструменты"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ: «РУЧЕЕК»
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Муз. руководитель: Фирюлина О.Н.
г. Ноябрьск
ЦЕЛЬ: Знакомить детей с историей возникновения музыкальных
инструментов.
ЗАДАЧИ: * познакомить детей с ударными инструментами
развивать ритмическое восприятие
ознакомить детей с различными способами игры на
бубне
побуждать детей к импровизации
развитие тембрового слуха
( Музыкальный руководитель встречает детей под звучание
природных звуков)
Здравствуйте, ребята! Сегодня я встречаю вас под прекрасные
звуки природы. Давайте послушаем вместе и вы обнаружите, что
музыка разлита повсюду, надо только уметь услышать ее – в шуме
моря, в дуновении ветерка, в раскате грома, в щебетанье птиц.
Так было и в те далекие времена, когда человек еще не знал
никаких муз инструментов. Если ударить камень о камень
возникнет звук. Это еще не музыкальный звук, но именно так
зарождалась самая древняя, самая шумная и многочисленная
группа инструментов – ударная.
Прежде всего, ударные инструменты использовались для
подачи всевозможных сигналов. А как вы думаете, как древние
люди могли подавать сигналы и что они хотели ими сказать?
( предложить с помощью предметов / камешки, палочки и др. /
придумать свой сигнал и его значение).
Со временем эти звуки превратились в музыкальные. Конечно,
мелодия от стука не возникнет. Но давайте вспомним, без чего не
может обойтись ни одна мелодия………..( ответы детей).
Правильно, мелодия без ритма не может обойтись, а вот ритм без
мелодии обойтись может. Давайте попробуем с вами простучать
какой-нибудь ритм.
( дети простукивают ритм по столу, барабану)
У вас получились разные ритмические картинки и все они по-
своему красивы. А в некоторых странах, например в Африке люди
танцуют под завораживающие звуки барабана и других ударных
инструментов.
( прослушивание аудиозаписи «Африканские мотивы»)
Сейчас мы прослушали африканские ритмы. Как вы можете
охарактеризовать их звучание ( загадочные, волшебные,
необычные…). А кто из вас вспомнит, какой танец африканской
куклы мы слушали? ( «Кукольный кэк-уок»).
( детям предлагается прослушать мелодию и придумать
импровизационный танец)
Мы с вами беседовали об ударных инструментах, а как вы
думаете, какой самый известный ударный инструмент? Конечно это
барабан, но есть и другие ударные инструменты. Давайте
рассмотрим их и послушаем их звучание.
( показать детям инструменты или их иллюстрации и прослушать
звучание или аудиозапись: барабан, бубен, литавры.)
А сейчас я хочу загадать вам загадку. Послушайте, как звучит
бубен и барабан. Чем отличается их звучание? (у барабана звук
короткий, а у бубна перекликается с перезвоном тарелочек.) В
старину, на Руси, ни одно веселье не обходилось без бубна. И играя
на нем люди, проявляли настоящую виртуозность. Били в бубен и
пальцами, и кулаком, и ударяли себя по локтю, по колену, и даже по
голове.
( предлагается игра с бубнами «Играй, как я»- ведущий отбивает
ритм различными способами, игроки повторяют ритм и способ
игры за ведущим)
Ребята, мы сегодня поближе познакомились с бубном, барабаном,
литаврами. Давайте вспомним, как эти инструменты можно назвать
одним словом.(Ударные) Но так же мы с вами узнали, что ритм
можно выстукивать не только на инструментах, но и с помощью
звучащих инструментов. Я вас попрошу дома с мамами и папами
придумать свой ритмический рисунок, а мы все вместе придумаем
волшебный танец. До свидания! До новой встречи в стране музыки!