Напоминание

Формирование первичных представлений у старших дошкольников о труде взрослых средствами проектной деятельности


Авторы: Буторина Елизавета Ильинична, Комарова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №5 «Детский сад комбинированного вида»
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование первичных представлений у старших дошкольников о труде взрослых средствами проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование первичных представлений

у старших дошкольников о труде

взрослых средствами проектной

деятельности

Аннотация.

Статья посвящена проблеме формирования у старших дошкольников первичных

представлений о труде взрослых. В условиях реализации ФГОС ДО особое значение

приобретает развитие у детей уважительного отношения к труду и формирование знаний

о профессиях. Автор рассматривает проектную деятельность как эффективное средство

решения этой задачи. Раскрываются психолого-педагогические основы, особенности

восприятия детьми труда взрослых, описываются формы организации проектов, а также

роль семьи в данном процессе. В работе приводятся примеры практических проектов и

анализируются результаты их реализации.

Ключевые слова: дошкольное образование, старшие дошкольники, труд взрослых,

проектная деятельность, социализация, профессии.

Введение

Дошкольный возраст является важным этапом становления личности ребёнка. В этот

период формируются основы познавательной активности, ценностные ориентации,

первые представления о социальном мире. Одним из направлений воспитательной работы

в детском саду выступает трудовое воспитание, предполагающее формирование у детей

представлений о труде взрослых и его значении для общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

(ФГОС ДО) выделяет задачу «формирования уважительного отношения к труду и людям

труда, воспитания интереса к различным видам деятельности» как приоритетную. Однако

на практике уровень знаний детей о профессиях часто оказывается фрагментарным: они

могут называть лишь наиболее очевидные профессии (врач, учитель, водитель), но не

понимают их сути, не осознают социальной значимости и взаимосвязи разных видов

деятельности.

Старший дошкольный возраст (5–7 лет) характеризуется расширением познавательных

интересов, стремлением к пониманию окружающего мира. Именно в этот период

закладываются основы будущей социализации ребёнка, и важно предоставить ему

возможность осознать роль труда в жизни людей. Одним из эффективных способов

является проектная деятельность, позволяющая интегрировать разные виды активности и

погрузить детей в проблемные ситуации, близкие к реальной жизни.

Основная часть

1. Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых

Трудовое воспитание дошкольников имеет богатую традицию в отечественной

педагогике. Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что труд формирует характер и воспитывает

личность. В работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина подчеркивается, что ведущая

деятельность ребёнка определяет его психическое развитие. Для старшего дошкольника

это игра и элементы учебной деятельности, которые тесно связаны с познанием

социального мира.

Взрослые для ребёнка выступают образцами трудовой деятельности. Наблюдая за ними,

дети усваивают нормы и правила, начинают понимать социальное значение профессий.

Однако возможности прямого наблюдения за трудом сегодня ограничены (городская

среда, занятость родителей, специфика современных профессий). Это приводит к

поверхностности знаний. Поэтому педагогам важно создавать условия для ознакомления

детей с трудом взрослых в доступной форме, опираясь на игровые и проектные методы.

2. Возможности проектной деятельности

Проектная деятельность рассматривается исследователями (Е. С. Полат, Е. Н. Гузеева, Т.

С. Комарова) как способ активного обучения и воспитания. Её специфика заключается в

том, что ребёнок выступает не пассивным слушателем, а активным участником процесса.

Основные преимущества проектного метода:

интеграция разных образовательных областей (познание, коммуникация,

художественно-эстетическое и социально-личностное развитие);

активизация познавательной мотивации;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

возможность практического закрепления знаний в результатах (макеты, альбомы,

выставки, инсценировки).

Для формирования представлений о труде взрослых особенно ценна практико-

ориентированная направленность проектов, позволяющая ребёнку «примерить» на себя

различные роли и понять значимость труда.

3. Формы организации проектов

В работе со старшими дошкольниками используются разные виды проектов:

1.

Исследовательские проекты.

Пример: «Кто работает в нашем детском саду?». Дети наблюдают за трудом

воспитателя, повара, няни, сторожа, проводят мини-интервью, фиксируют

результаты рисунками и фотографиями.

2.

Творческие проекты.

Пример: «Город профессий». Совместно с педагогом дети создают макет города, в

котором каждая улица посвящена определённой профессии. Ребёнок может

выбрать, кем «работает» его персонаж, и рассказать о его задачах.

3.

Практико-ориентированные проекты.

Пример: «Пекарня у нас дома». Родители вместе с детьми пекут хлеб или пироги,

снимают фотографии процесса, обсуждают роль пекаря. В детском саду

устраивается мини-выставка «Наш хлеб».

4.

Информационные проекты.

Пример: «Профессии моих родителей». Дети вместе с мамой или папой готовят

небольшой рассказ с фотографиями о том, чем занимается родитель, и

представляют его группе.

Таким образом, проектная деятельность становится инструментом познания профессий,

формирования у ребёнка уважения к людям труда и понимания их роли в обществе.

4. Диагностика уровня представлений

Для оценки эффективности работы педагог может использовать диагностический

инструментарий:

наблюдение за игровой деятельностью детей (насколько осознанно они

воспроизводят трудовые роли);

беседы и анкетирование («Кем работает твоя мама/папа? Что они делают на

работе?»);

дидактические игры («Узнай профессию по предмету», «Кому что нужно для

работы»);

рисунки на тему «Я и профессия будущего».

Сравнение результатов до и после реализации проекта позволяет оценить динамику

формирования представлений.

5. Роль семьи

Формирование представлений о труде взрослых невозможно без участия семьи. Родители

— первые и самые значимые «профессионалы» в глазах ребёнка. Их включение в проекты

повышает мотивацию детей и делает знания более жизненными. Эффективными формами

являются: экскурсии на рабочее место родителей, мастер-классы, участие в выставках,

совместные творческие задания.

Заключение

Формирование у старших дошкольников первичных представлений о труде взрослых

является важной задачей современного дошкольного образования. В условиях

ограниченности прямого наблюдения за трудом взрослых проектная деятельность

становится наиболее продуктивным средством, позволяющим соединить познавательную

активность, игровую деятельность и практический опыт.

Проекты создают условия для активного включения детей в исследование профессий,

способствуют развитию уважения к труду, формированию социальных умений и навыков

сотрудничества. Вовлечение семьи усиливает воспитательный эффект и обеспечивает

преемственность детского сада и домашнего воспитания.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования

у старших дошкольников первичных представлений о труде взрослых и может

рассматриваться как перспективное направление трудового воспитания в соответствии с

требованиями ФГОС ДО.



В раздел образования




Яндекс.Метрика