Автор: Исмаилова Юлия Кешафовна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №150
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Казань
Наименование материала: Конспект
Тема: Развитие мелкой моторики через лепку
Раздел: дошкольное образование
Конспект: «Развитие мелкой моторики через лепку»
Цель: Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через
различные виды лепки.
Задачи:
· Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
· Формировать щепотный и пинцетный захват.
· Развивать зрительно-моторную координацию.
· Совершенствовать точность и дифференцированность движений.
· Способствовать развитию тактильной чувствительности.
Тезис: Лепка является одним из самых эффективных видов деятельности для развития мелкой
моторики, так как требует точных, сильных и координированных движений пальцев рук.
1. Почему лепка так эффективна для мелкой моторики?
· Комплексность воздействия: В работе задействованы все основные движения кисти и пальцев
(сжатие, скатывание, отщипывание, сплющивание, вытягивание).
· Силовая нагрузка: Разминание пластилина или теста прекрасно укрепляет мышцы ладоней и
пальцев.
· Разнообразие хватов: Ребенок естественным образом использует ладонный захват (при
раскатывании шара), щепотный (при отщипывании) и пинцетный (при создании мелких деталей).
· Тактильный опыт: Работа с материалами разной пластичности и фактуры обогащает сенсорный
опыт и стимулирует нервные окончания.
2. Материалы для лепки и их влияние на моторику
· Пластилин: Идеален для укрепления мышц. Требует усилий для разминания, что хорошо
развивает силу рук.
· Тесто (соленое или пластичное): Мягче пластилина, подходит для самых маленьких. Хорошо
поддается разным техникам, безопасно.
· Глина: Дает уникальный тактильный опыт, требует определенной влажности и техники работы,
отлично развивает координацию.
· Воск: Требует разогрева теплом рук, развивает не только моторику, но и терпение.
· Масса для лепки: Очень мягкая, легко смешивает цвета. Подходит для отработки точных
движений без силовой нагрузки.
3. Основные приемы лепки и их вклад в развитие моторики
Прием лепки Как выполняется Развиваемый моторный навык
Отщипывание Отделение мелких кусочков большим и указательным пальцами. Щепотный захват,
точность, координация указательного и большого пальцев.
Скатывание Формирование шариков круговыми движениями ладони или пальцев. Развитие
ладони, координация движений всей кисти.
Раскатывание Формирование «колбасок» прямыми движениями ладоней (на столе) или между
ладонями. Координация работы обеих рук, умение контролировать силу нажима.
Сплющивание Сжатие шара в лепешку между пальцами или ладонями. Согласованная работа
пальцев, регуляция силы.
Вытягивание Формирование детали из части пластилина путем ее потягивания. Тонкий
дифференцированный контроль над отдельными пальцами.
Соединение деталей Примазывание, прижимание частей к основной форме. Развитие точности и
планирования движений.
4. Примеры игр и упражнений для разных возрастных групп
Младшие дошкольники (3-4 года):
· «Покорми птичку» (отщипывание мелких кусочков).
· «Сделай яблочки» (скатывание шариков).
· «Волшебные палочки» (раскатывание колбасок).
· «Блинчики» (сплющивание шариков в лепешки).
Средние дошкольники (4-5 лет):
· «Гусеница» (соединение нескольких шариков в одну линию).
· «Укрась пряник» (вдавливание в тесто бусин, макарон).
· Лепка простых фигурок: грибок, снеговик (составление из нескольких форм).
Старшие дошкольники (5-7 лет):
· Скульптурная лепка: Создание фигурки из цельного куска путем вытягивания и моделирования
деталей (максимально развивает моторику).
· Лепка с натуры: Передача характерных особенностей предмета.
· Пластилинография: Создание картин на плоскости, заполнение контура мелкими шариками или
мазками.
5. Связь с другими сторонами развития
· Речь: Развитие мелкой моторики напрямую стимулирует речевые центры в коре головного
мозга.
· Воображение и творчество: Ребенок воплощает свои замыслы в материале.
· Мышление: Развивается пространственное мышление, умение анализировать и синтезировать.
· Воля и внимание: Лепка требует сосредоточенности и доведения начатого дела до конца.
Вывод: Систематические занятия лепкой являются мощным и многогранным инструментом для
развития мелкой моторики, что, в свою очередь, служит основой для подготовки руки к письму,
интеллектуального и речевого развития ребенка.