Автор: Сердюкова Наталья Павловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 им.В.А.Казбанова
Населённый пункт: ст. Ольгинская Приморско-Ахтарский район Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование
Развитие орфографической зоркости на уроках
русского языка в начальной школе
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой
культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. В
начальных классах закладываются основы грамотного письма. Основной
орфографической единицей, принятой в современной методике, служит
орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. В орфограмме всегда есть
не менее двух предполагаемых написаний; пишущий вбирает один из
вариантов.
Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно выделить
следующие:
1)
Невнимание, рассеянность, поспешность;
2)
Не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
3)
Орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;
4)
Допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
5)
Не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла
текста;
6)
Работает медленно, не успевает применить свои знания.
Может показаться, что работа с орфограммами очень сложна и требует
точных
знаний,
умений
в
области
грамматики.
Действительно,
орфографические задачи сложны, трудны, но путь обучения правописанию
через
орфограмму,
через
применение
правил
правописания,
через
систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно
надежный путь.
Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы,
необходима «орфографическая база», умение видеть орфограммы. Мало
знать правило, нужно научить школьника на его основе составлять алгоритм
решения, помня при этом, что любой алгоритм начинается с определения
места, где возникла орфографическая задача.
Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая
зоркость». Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе
выполнения разнообразных упражнений.
Основное назначение упражнений состоит в применении правил к
практической деятельности: усвоение любого знания возможно лишь в
процессе применения этого знания. Только в этом случае, возможно такое
усвоение знания, которое адекватно сущности этого знания.
Это значит, что упражнения на уроках грамматики и правописания
направлены на:
1)
Развитие орфографической зоркости, т.е. на формирование умения
«видеть» орфограммы в словах;
2)
Овладение
умственными
и
практическими
действиями,
обеспечивающими применение правила и включение их в единую
систему;
3)
Уточнение учащимися сущности и формулировки правила.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени
сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается
внимание, можно расположить в определенной последовательности.
На уроках русского языка в целях обучения грамматике и орфографии чаще
других
я
использую
такие
упражнения,
как
списывание,
диктант,
грамматический и орфографический разборы, работа с орфографическим
словариком.
Одним из основных распространенных видов упражнений, используемых на
уроках русского языка, считается списывание. Не случайно большая часть
упражнений, помещенных в учебниках русского языка, представляет собой
различные варианты списывания.
Списывание – это упражнение, состоящее в записи обозреваемых текстов.
Различают списывания с заданиями и без заданий.
Списывание без заданий заключается в дословном, без всяких изменений,
списывании
с
печатного
или
рукописного
текста,
отдельных
слов,
словосочетаний,
предложений
и
небольших
связных
отрывков.
Преимущество
такого
списывания
перед
другими
орфографическими
упражнениями в том, что оно обеспечивает детям правильные зрительные
восприятия слов и выработку рукодвигательных навыков.
Списывание без заданий бывает двух видов: списывание-копирование и
простое списывание. Значение списывания-копирования при обучении детей
грамотному письму ничтожно мало, однако, в период обучения грамоте,
когда дети учатся писать буквы, обойтись без него невозможно. Простое
списывание находит довольно широкое применение на первой ступени
обучения. Цель упражнений в простом списывании на данном этапе
заключается в том, чтобы научить детей списывать без ошибок с
предлагаемого текста.
Со второго полугодия 1 класса все большее распространение получают виды
списывания,
осложненного
различными
заданиями:
графическими,
грамматическими, орфографическими, логическими, и стилистическими.
Графические задания выполняются в связи с изучением раздела «Звуки и
буквы» и направлены на закрепление и совершенствование знаний и умений
младших школьников по фонетике и графике.
Грамматические задания бывают морфологические и синтаксические.
Морфологические задания связываются с изучением частей речи и сводятся
к нахождению и выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к
обозначению рода, склонения, числа, падежа имен существительных и т.д.
Синтаксические задания имеют целью научить детей соединять слова по
смыслу, распространять предложения второстепенными членами, строить
предложения
из
предлагаемого
словесного
материала,
отвечать
на
поставленные вопросы.
Упражнения на списывание в начальной школе осложняются и
лексическими заданиями. Логические задания, связанные со списыванием,
могут быть очень разнообразными. Они требуют от учащихся умения:
1)
Определять
признаки
предметов
и
явлений
или,
наоборот,
по
признакам и действиям определить предмет;
2)
Подводить видовое понятие под родовое;
3)
Подбирать видовое понятие к родовому;
4)
Выявить слово, не обладающее общим признаком.
Упражнения в списывании могут
быть осложнены и лексическими
заданиями. Среди них можно выделить:
1)
Списывание с подчеркиванием синонимов или антонимов;
2)
Списывание с заменой некоторых слов их синонимами или
антонимами;
3)
Списывание со вставкой.
Стилистические задания имеют цель научить детей сознательно, свободно
пользоваться средствами языка для выражения своих мыслей, что возможно
лишь при условии понимания оттенков значений различных грамматических
форм, особенностей их употребления в речи.
При изучении любой грамматико-орфографической темы особенно
активными являются те из упражнений в списывании, в которых
грамматические и орфографические задания органически увязываются с
заданиями по развитию речи. Например:
1)
Каждую группу слов заменить одним словом, перед существительным
в скобках обозначить склонение, подчеркнуть мягкий знак.
2)
К загадкам написать отгадки. И др.
Списывание бывает разной полноты – полное и выборочное.
Полным называется списывание с разными заданиями, когда списыванию
подлежат все слова и упражнения, а выборочным – когда дети отбирают для
записи части текста, соответствующие поставленному учителем условию.
Для выяснения уровня сформированности умения списывать проводится
контрольное списывание.
При проведении упражнений в списывании стараюсь добиваться, чтобы
ученики не только безошибочно записывали обозреваемое, но и умели
обосновывать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные
грамматические и орфографические правила.