Напоминание

Методы развития вокальных способностей на уроках сольфеджио


Автор: Лопатина Оксана Анатольевна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ" г. Сорск
Населённый пункт: город Сорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы развития вокальных способностей на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методы развития вокальных способностей на уроках

сольфеджио

В своих методических рекомендациях я беру во внимание всё то, что поможет

нам на уроках предложить детям более высокий уровень сольфеджирования и

доказать, что правильная и естественная вокализация поможет им преодолеть ряд

трудностей в процессе развития музыкального слуха. У детей, имеющих слабую

координацию между слухом и голосом, а иными словами - поющих фальшиво, в

примарных тонах интонация воспроизведения самая правильная (по утверждению

Г. П. Стуловой). И на это обращаю особое внимание.

Огороднов Д.Е. писал: «Музыкальный слух всегда работает в содружестве с

голосовым аппаратом, и эта совместная работа слуха и голоса способствует

взаимному их совершенствованию. Вокальное воспитание, с детского возраста

позволяющее использовать более полно природные ресурсы голосового аппарата,

должно привести к возможности более полного развития и музыкального слуха».

1

И даже если ребёнок по сольфеджио «не справляется с программой», пение,

которому мы постараемся его научить, будет для него постоянным спутником

жизни.

Просмотрев немалый объём литературы, убедившись в необычайной схожести

взглядов разных авторов на качество певческого звука, т.е. эталонного звучания

голоса, изложу основные критерии, предъявляемые к качеству звука.

Итак, для красивого и правильно оформленного певческого звука характерна

индивидуальная тембральная окраска, полётность голоса, ровность вокальных

гласных, эмоциональная выразительность и при этом хорошая дикция.

Основным исходным показателем правильности формирования голоса при

смешанном голосообразовании является его тембр. Одно из важнейших качеств

тембра голоса - его полётность, связанная с непринуждённостью звукоизвлечения -

может решающим образом влиять и на развитие диапазона голосов детей.

Полётность в голосах детей имеет ещё то важное значение, что избавляет их от

стремления петь громко, форсировать звучание. С тембром голоса тесно связано

формирование у детей и такой важнейшей художественной стороны вокальной

1

Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной

школе: Методическое пособие. - Киев: Музична Украiна, 1981 С. 40.

речи, как ясная и выразительная вокальная дикция.

Как показывает практика, что правильно сформированный у ребёнка тембр

является не только условием ясности и выразительности его вокальной речи, но

одновременно и гарантией чистой музыкальной интонации. Считаю, что при

соответствующей работе над голосом, над его тембром, проблема чистоты

интонации как таковой не должна возникать, тем более в младшем школьном

возрасте, когда эта работа только начинается. Не следует на начальном этапе

заострять внимание на неточности интонирования и требовать от ребёнка того,

чего он пока не в состоянии исправить, тем более это зависит от нескольких

факторов.

Многие

коллеги

отнесутся

к

этому

заявлению

скептически,

т.к.

за

многолетнюю работу в ДМШ сложилось мнение, что урок сольфеджио - это

прежде всего работа над чистотой интонации, умение слышать и переносить

услышанное на нотный стан, не один десяток заученных терминов, умение

воспроизводить голосом нотный текст, в общем всё то, чему может научиться

очень способный ученик. А как быть тем, кому данные требования пока не по

силам...? Давайте менять устоявшиеся стереотипы и смотреть на сольфеджио как

на предмет, помогающий всем без исключения понять и полюбить музыкальное

искусство, дающий возможность в первую очередь развить свой живой инструмент

- голос, а уж потом всё то, что перечислено выше.

Подходим к основным положениям моих методических рекомендаций. Для

того, чтобы дети пели за пределами музыкальной школы, необходимо их на уроке

сольфеджио не отучить (что очень часто встречается в школах из-за боязни

фальшиво спеть нотку) от пения, а показать как через пение им будут понятны

многие темы, свобода в пении поможет справляться даже с самыми сложными

заданиями в курсе сольфеджио (мелодический диктант, слуховой анализ).

На начальном этапе обучения рекомендую на уроке сольфеджио больше петь,

не ограничиваясь нотным материалом, предложенным в учебнике. На своих уроках

использую авторский сборник песен для детей «Маленький ёжик». Даже правила,

которые нужно пройти в течение 1 класса необходимо давать через пение. В этом

незаменимым помощником вам станет «Музыкальная азбука» Т. Сиротиной - это

учебное пособие, в котором изложен теоретический материал по музыкальной

грамоте в виде небольших песенок. Как показывает практика, эти попевки

доставляют детям не только радость и интерес, а являются отличным материалом

для распевок. Дети очень любят петь вместе с учителем, с лёгкостью вспоминают

правила и с удовольствием принимают участие в игре «Угадай мелодию», когда

накопился достаточный материал для этого.

Ни в коем случае нельзя быть несдержанным по отношению к тем, у кого пока

эти распевки не получаются. В зависимости от ситуации, усвоили или не усвоили,

хотят ещё спеть или не хотят, можно превратить распевку в мини-спектакль, т.е.

разыграть её по ролям и т.д., и т.п.

Далее можно переходить к работе в нотных тетрадях: учимся писать знаки,

чтобы стать «композиторами» и самим сочинять песенки, чтобы в дальнейшем по

этим знакам вы смогли петь распевки и песенки по нотам. Ведь ни для кого не

секрет, что многие выпускники ДМШ не могут, а поэтому и не любят петь по

нотам. Получается, что в 1 классе от ребёнка требуют того, чему не научаются к 7

классу (исходя из программ по сольфеджио).

Чаще всего в ДМШ поступают все желающие и ещё пока не желающие (по

решению родителей) дети. Принцип моей работы - обучать нужно всех, а тем

более желающих. «Наши желания, - говорил И. В. Гёте, - предчувствия скрытых в

нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить».

2

Не

будем спорить с великим философом, нам важно учить желающих, чтобы развить в

них способности (в частности вокальные). Тем более пение - самая активная форма

развития

музыкальных

способностей:

слуха,

памяти,

чувства

ритма,

художественного вкуса.

Предлагаемая методика потребует от вас творческого отношения к своему

предмету. Надо чтобы ребёнок полюбил учителя.

«Основное качество учителя, в какой бы области он ни работал,

заключается в умении расположить к себе ученика. Без этого все таланты

учителя окажутся бесполезными.»

А. Гретри.

Для того, чтобы удивить, увлечь и, наконец, влюбить в себя детей, необходимо

2

Крафт М.А. Промолчать не смогу... - Новосибирск . 2000. С. 219.

овладеть игрой ещё на каком-нибудь дополнительном инструменте. Например,

такими как гитара, флейта или свирель.

Спетые с гитарным сопровождением пройденные песни, доставят детям

большую радость, ваш авторитет укрепится, а повторяющиеся мелодии приобретут

оттенок новизны.

Флейтовый тембр диктанта, которые до этого исполнялись на фортепиано,

заинтересует ваших учеников, и это не самое любимое занятие увлечёт их с

большей силой. Мягкое, ласковое звучание флейты окажет благоприятное

воздействие и поможет вам тогда, когда вы будете объяснять детям такие понятия

как: «атака звука», «певческое дыхание», «протяжённость звучания» и др.

Ещё очень важное положение моей методики - вера в способности своих

учеников. Читаем у М. А. Крафт: «Слух можно усовершенствовать, голосовой

аппарат развить, но не так, как нам хочется, а в зависимости от природных

возможностей каждого. Усовершенствовать не с помощью осуждения, неприятия, а

постоянным поощрением действий, отмечая каждый самый маленький шаг

вперёд».

3

Ребёнку очень важно видеть и чувствовать, что вы ничуть не сомневаетесь в

его способностях.

Так как количество детей в группах по сольфеджио редко превышает 10

человек, необходимо осуществлять на уроке

индивидуальный подход. Главное при

этом - не требовать непосильного. Дети должны чувствовать комфортность на

уроке. Нельзя требовать невозможного и «насиловать» психику ребёнка за

недоступностью задач. Ведь наша основная задача состоит не в том, чтобы научить

чему-либо, а создать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок захотел

научиться.

«Научить искусству нельзя. Научиться можно.»

Н.Ге.

Роль педагога - управлять деятельностью ученика, в которую он включает

природные силы саморазвития. В предмете сольфеджио управление выражено

словами: СПОЙ.. СЫГРАЙ.. ПРОСЛУШАЙ.. ПРОСТУЧИ.. .Ярче всего эта

потребность выражена в играх. Поэтому в уроке постоянно должен присутствовать

3

Крафт М.А. Промолчать не смогу... - Новосибирск . 2000. С. 286.

элемент игры, которую ученик может и не замечать. Пусть творческая игра вначале

будет небольшим фрагментом вашего обычного урока, но, увидев реакцию детей,

вы пойдёте дальше, почерпнув вдохновение в сияющих детских глазах.

Огромную роль в развитии детского голоса играет профессиональный показ

педагога. Надо помнить, что дети копируют вокальную манеру пения своего

учителя, причём копируют как положительные, так и отрицательные её черты.

Много внимания на наших занятиях уделяется ритмическим упражнениям,

при этом используется игра на шумовых и ударных инструментах. Детям очень

нравится принимать участие в так называемом «шумовом оркестре», исполнять по

очереди партитуры, а иной раз и руководить звучанием этого ансамбля.

Итак, в основе данной методической рекомендации лежит идея объединения

двух музыкальных дисциплин - сольфеджио и вокала.

Уверена , если на уроке сольфеджио, начиная с самых первых занятий, создать

определённые условия, то можно помочь всем детям освоить элементарную

технику, помогающую им овладеть певческими навыками и развить их до такой

степени (а может быть и выше), чтобы выполнять задания курса сольфеджио

(особенно интонационные) правильным, естественным и красивым голосом.

Основные

методы

по

развитию

вокальных

способностей

на

уроках

сольфеджио, которые я использую в своей работе:

1. Преобладание интересного песенного материала на уроке. Детей увлекает

сюжет многих песен, предложенных в сборнике «Маленький ёжик», которые они

могут исполнить самостоятельно, с элементами игры.

2. Метод показа заключается в художественном исполнении педагогом

предлагаемой песни с целью вызвать у детей положительные эмоции и желание

выучить новую песню.

3. Метод сравнительного анализа при повторных исполнениях на более

качественном уровне.

4. Пение без сопровождения как основная форма работы на уроке сольфеджио,

способствующее успешному воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты

интонации.

5. Подбор репертуара от простого к сложному и постепенное усложнение

вокально-технических задач.

Также я беру во внимание основные принципы методики, изложенные в книге

«Развитие музыкального слуха» Г. И. Шатковского:

принцип триединства: ЗНАТЬ+СЛЫШАТЬ+ДЕЙСТВОВАТЬ

принцип сотрудничества

принцип контакта

принцип повторения

принцип количества

принцип дифференцированного подхода

принцип доступности

Возьму на себя смелость внести небольшое исправление в формулу первого

принципа, а именно: ДЕЙСТВОВАТЬ+ЗНАТЬ+СЛЫШАТЬ. На мой взгляд, для

младших школьников такой вариант формулы имеет больше шансов на решение.

Глобальных изменений в структуру урока сольфеджио вносить не будем.

1.Распевание (1-3 минуты).

2.Новый материал (4-5 минут).

3.Пение по нотам (5-6минут).

4.Подготовительные упражнения для навыков написания диктанта (7-10

минут).

5.Импровизация. И так далее...

Но в процессе этой работы стараемся выстроить и подобрать музыкальный

материал так, чтобы дети, наряду с усвоением нового материала, получали

эмоциональный отклик и интерес от всех заданий, связанных с пением. Чтобы, по

мере приобретения правильных вокальных навыков при лёгком, негромком звуке,

спокойном дыхании, чётком слове с хорошо произнесёнными гласными и

согласными, развивался не только голос, но и музыкальный слух.

Г. П. Стулова делает главный вывод, который я поддерживаю: «При

индивидуальном обучении следует исходить из примарных звуков данного

ученика, а при коллективном приходится ориентироваться на усреднённые данные,

типичные для большинства».

4

На уроке это выражается в следующем: когда поём

группой,

основной

целью

является

выразительность

звучания,

качество

4

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе о£$2ения пению. - М.: Прометей, 1992. С. 110-11.

звукоизвлечения, хорошая дикция в песни, исполняемой в основной тональности,

но при этом не всегда достигается чистота интонирования; когда же пение

поручено одному учащемуся, мы стараемся, в первую очередь, подобрать для него

такую тональность, в которой ему будет удобнее и естественнее спеть красиво и

интонационно грамотно данную мелодию, т. е. в том диапазоне, где находятся его

основные примарные звуки.

Напомним, цель нашей работы заключается не в воспитании вокалистов, а в

воспитании сознательного отношения детей к звучанию своего голоса и к голосам

своих друзей. Наиболее благодатной почвой для этого является именно начальный

этап

обучения.

«Характерной

особенностью

сенсорной

сферы

младших

школьников является быстрое развитие у них способности к различению высоты

звуков. Именно в этом возрасте идет интенсивное формирование звуковысотного

слуха...»

5

. Поэтому моя методика разработана на базе программы по сольфеджио

для 1 класса ДМШ А. Барабошкиной.

На развитие вокальных способностей младших школьников влияет:

1. Знание педагогом возрастных особенностей своих учеников;

2. Учет певческих возможностей, которыми располагает каждый ребенок и

группа в целом;

3.Создание на уроке комфортной психологической обстановки;

4.Возможность каждого ученика проявить себя в певческой и творческой

деятельности.

Список используемой литературы:

Асеев В. Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989.

Крафт М. А. Промолчать не смогу... - Новосибирск , 2000.

Стулова Е. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.:

Прометей, 1992.

Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной

школе: Методическое пособие. 1981.

Абелян Л. Забавное сольфеджио: Учебное пособие для детей дошкольного и

младшего школьного возраста. - М.г Композитор, 1992.

5

Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989. С95

Барабошкина А. Сольфеджио для 1 класса детских музыкальных школ. - М:

Музыка, 1996.

Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. - 2- е изд. -

М.: Музыка, 1986.

Сиротина Т. Музыкальная азбука // Учебное пособие для детских музыкальных

школ. - М.: Музыка, 1996.



В раздел образования




Яндекс.Метрика