Автор: Лопатина Оксана Анатольевна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ" г. Сорск
Населённый пункт: город Сорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы развития вокальных способностей на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
Методы развития вокальных способностей на уроках
сольфеджио
В своих методических рекомендациях я беру во внимание всё то, что поможет
нам на уроках предложить детям более высокий уровень сольфеджирования и
доказать, что правильная и естественная вокализация поможет им преодолеть ряд
трудностей в процессе развития музыкального слуха. У детей, имеющих слабую
координацию между слухом и голосом, а иными словами - поющих фальшиво, в
примарных тонах интонация воспроизведения самая правильная (по утверждению
Г. П. Стуловой). И на это обращаю особое внимание.
Огороднов Д.Е. писал: «Музыкальный слух всегда работает в содружестве с
голосовым аппаратом, и эта совместная работа слуха и голоса способствует
взаимному их совершенствованию. Вокальное воспитание, с детского возраста
позволяющее использовать более полно природные ресурсы голосового аппарата,
должно привести к возможности более полного развития и музыкального слуха».
1
И даже если ребёнок по сольфеджио «не справляется с программой», пение,
которому мы постараемся его научить, будет для него постоянным спутником
жизни.
Просмотрев немалый объём литературы, убедившись в необычайной схожести
взглядов разных авторов на качество певческого звука, т.е. эталонного звучания
голоса, изложу основные критерии, предъявляемые к качеству звука.
Итак, для красивого и правильно оформленного певческого звука характерна
индивидуальная тембральная окраска, полётность голоса, ровность вокальных
гласных, эмоциональная выразительность и при этом хорошая дикция.
Основным исходным показателем правильности формирования голоса при
смешанном голосообразовании является его тембр. Одно из важнейших качеств
тембра голоса - его полётность, связанная с непринуждённостью звукоизвлечения -
может решающим образом влиять и на развитие диапазона голосов детей.
Полётность в голосах детей имеет ещё то важное значение, что избавляет их от
стремления петь громко, форсировать звучание. С тембром голоса тесно связано
формирование у детей и такой важнейшей художественной стороны вокальной
1
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной
школе: Методическое пособие. - Киев: Музична Украiна, 1981 С. 40.
речи, как ясная и выразительная вокальная дикция.
Как показывает практика, что правильно сформированный у ребёнка тембр
является не только условием ясности и выразительности его вокальной речи, но
одновременно и гарантией чистой музыкальной интонации. Считаю, что при
соответствующей работе над голосом, над его тембром, проблема чистоты
интонации как таковой не должна возникать, тем более в младшем школьном
возрасте, когда эта работа только начинается. Не следует на начальном этапе
заострять внимание на неточности интонирования и требовать от ребёнка того,
чего он пока не в состоянии исправить, тем более это зависит от нескольких
факторов.
Многие
коллеги
отнесутся
к
этому
заявлению
скептически,
т.к.
за
многолетнюю работу в ДМШ сложилось мнение, что урок сольфеджио - это
прежде всего работа над чистотой интонации, умение слышать и переносить
услышанное на нотный стан, не один десяток заученных терминов, умение
воспроизводить голосом нотный текст, в общем всё то, чему может научиться
очень способный ученик. А как быть тем, кому данные требования пока не по
силам...? Давайте менять устоявшиеся стереотипы и смотреть на сольфеджио как
на предмет, помогающий всем без исключения понять и полюбить музыкальное
искусство, дающий возможность в первую очередь развить свой живой инструмент
- голос, а уж потом всё то, что перечислено выше.
Подходим к основным положениям моих методических рекомендаций. Для
того, чтобы дети пели за пределами музыкальной школы, необходимо их на уроке
сольфеджио не отучить (что очень часто встречается в школах из-за боязни
фальшиво спеть нотку) от пения, а показать как через пение им будут понятны
многие темы, свобода в пении поможет справляться даже с самыми сложными
заданиями в курсе сольфеджио (мелодический диктант, слуховой анализ).
На начальном этапе обучения рекомендую на уроке сольфеджио больше петь,
не ограничиваясь нотным материалом, предложенным в учебнике. На своих уроках
использую авторский сборник песен для детей «Маленький ёжик». Даже правила,
которые нужно пройти в течение 1 класса необходимо давать через пение. В этом
незаменимым помощником вам станет «Музыкальная азбука» Т. Сиротиной - это
учебное пособие, в котором изложен теоретический материал по музыкальной
грамоте в виде небольших песенок. Как показывает практика, эти попевки
доставляют детям не только радость и интерес, а являются отличным материалом
для распевок. Дети очень любят петь вместе с учителем, с лёгкостью вспоминают
правила и с удовольствием принимают участие в игре «Угадай мелодию», когда
накопился достаточный материал для этого.
Ни в коем случае нельзя быть несдержанным по отношению к тем, у кого пока
эти распевки не получаются. В зависимости от ситуации, усвоили или не усвоили,
хотят ещё спеть или не хотят, можно превратить распевку в мини-спектакль, т.е.
разыграть её по ролям и т.д., и т.п.
Далее можно переходить к работе в нотных тетрадях: учимся писать знаки,
чтобы стать «композиторами» и самим сочинять песенки, чтобы в дальнейшем по
этим знакам вы смогли петь распевки и песенки по нотам. Ведь ни для кого не
секрет, что многие выпускники ДМШ не могут, а поэтому и не любят петь по
нотам. Получается, что в 1 классе от ребёнка требуют того, чему не научаются к 7
классу (исходя из программ по сольфеджио).
Чаще всего в ДМШ поступают все желающие и ещё пока не желающие (по
решению родителей) дети. Принцип моей работы - обучать нужно всех, а тем
более желающих. «Наши желания, - говорил И. В. Гёте, - предчувствия скрытых в
нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить».
2
Не
будем спорить с великим философом, нам важно учить желающих, чтобы развить в
них способности (в частности вокальные). Тем более пение - самая активная форма
развития
музыкальных
способностей:
слуха,
памяти,
чувства
ритма,
художественного вкуса.
Предлагаемая методика потребует от вас творческого отношения к своему
предмету. Надо чтобы ребёнок полюбил учителя.
«Основное качество учителя, в какой бы области он ни работал,
заключается в умении расположить к себе ученика. Без этого все таланты
учителя окажутся бесполезными.»
А. Гретри.
Для того, чтобы удивить, увлечь и, наконец, влюбить в себя детей, необходимо
2
Крафт М.А. Промолчать не смогу... - Новосибирск . 2000. С. 219.
овладеть игрой ещё на каком-нибудь дополнительном инструменте. Например,
такими как гитара, флейта или свирель.
Спетые с гитарным сопровождением пройденные песни, доставят детям
большую радость, ваш авторитет укрепится, а повторяющиеся мелодии приобретут
оттенок новизны.
Флейтовый тембр диктанта, которые до этого исполнялись на фортепиано,
заинтересует ваших учеников, и это не самое любимое занятие увлечёт их с
большей силой. Мягкое, ласковое звучание флейты окажет благоприятное
воздействие и поможет вам тогда, когда вы будете объяснять детям такие понятия
как: «атака звука», «певческое дыхание», «протяжённость звучания» и др.
Ещё очень важное положение моей методики - вера в способности своих
учеников. Читаем у М. А. Крафт: «Слух можно усовершенствовать, голосовой
аппарат развить, но не так, как нам хочется, а в зависимости от природных
возможностей каждого. Усовершенствовать не с помощью осуждения, неприятия, а
постоянным поощрением действий, отмечая каждый самый маленький шаг
вперёд».
3
Ребёнку очень важно видеть и чувствовать, что вы ничуть не сомневаетесь в
его способностях.
Так как количество детей в группах по сольфеджио редко превышает 10
человек, необходимо осуществлять на уроке
индивидуальный подход. Главное при
этом - не требовать непосильного. Дети должны чувствовать комфортность на
уроке. Нельзя требовать невозможного и «насиловать» психику ребёнка за
недоступностью задач. Ведь наша основная задача состоит не в том, чтобы научить
чему-либо, а создать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок захотел
научиться.
«Научить искусству нельзя. Научиться можно.»
Н.Ге.
Роль педагога - управлять деятельностью ученика, в которую он включает
природные силы саморазвития. В предмете сольфеджио управление выражено
словами: СПОЙ.. СЫГРАЙ.. ПРОСЛУШАЙ.. ПРОСТУЧИ.. .Ярче всего эта
потребность выражена в играх. Поэтому в уроке постоянно должен присутствовать
3
Крафт М.А. Промолчать не смогу... - Новосибирск . 2000. С. 286.
элемент игры, которую ученик может и не замечать. Пусть творческая игра вначале
будет небольшим фрагментом вашего обычного урока, но, увидев реакцию детей,
вы пойдёте дальше, почерпнув вдохновение в сияющих детских глазах.
Огромную роль в развитии детского голоса играет профессиональный показ
педагога. Надо помнить, что дети копируют вокальную манеру пения своего
учителя, причём копируют как положительные, так и отрицательные её черты.
Много внимания на наших занятиях уделяется ритмическим упражнениям,
при этом используется игра на шумовых и ударных инструментах. Детям очень
нравится принимать участие в так называемом «шумовом оркестре», исполнять по
очереди партитуры, а иной раз и руководить звучанием этого ансамбля.
Итак, в основе данной методической рекомендации лежит идея объединения
двух музыкальных дисциплин - сольфеджио и вокала.
Уверена , если на уроке сольфеджио, начиная с самых первых занятий, создать
определённые условия, то можно помочь всем детям освоить элементарную
технику, помогающую им овладеть певческими навыками и развить их до такой
степени (а может быть и выше), чтобы выполнять задания курса сольфеджио
(особенно интонационные) правильным, естественным и красивым голосом.
Основные
методы
по
развитию
вокальных
способностей
на
уроках
сольфеджио, которые я использую в своей работе:
1. Преобладание интересного песенного материала на уроке. Детей увлекает
сюжет многих песен, предложенных в сборнике «Маленький ёжик», которые они
могут исполнить самостоятельно, с элементами игры.
2. Метод показа заключается в художественном исполнении педагогом
предлагаемой песни с целью вызвать у детей положительные эмоции и желание
выучить новую песню.
3. Метод сравнительного анализа при повторных исполнениях на более
качественном уровне.
4. Пение без сопровождения как основная форма работы на уроке сольфеджио,
способствующее успешному воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты
интонации.
5. Подбор репертуара от простого к сложному и постепенное усложнение
вокально-технических задач.
Также я беру во внимание основные принципы методики, изложенные в книге
«Развитие музыкального слуха» Г. И. Шатковского:
принцип триединства: ЗНАТЬ+СЛЫШАТЬ+ДЕЙСТВОВАТЬ
принцип сотрудничества
принцип контакта
принцип повторения
принцип количества
принцип дифференцированного подхода
принцип доступности
Возьму на себя смелость внести небольшое исправление в формулу первого
принципа, а именно: ДЕЙСТВОВАТЬ+ЗНАТЬ+СЛЫШАТЬ. На мой взгляд, для
младших школьников такой вариант формулы имеет больше шансов на решение.
Глобальных изменений в структуру урока сольфеджио вносить не будем.
1.Распевание (1-3 минуты).
2.Новый материал (4-5 минут).
3.Пение по нотам (5-6минут).
4.Подготовительные упражнения для навыков написания диктанта (7-10
минут).
5.Импровизация. И так далее...
Но в процессе этой работы стараемся выстроить и подобрать музыкальный
материал так, чтобы дети, наряду с усвоением нового материала, получали
эмоциональный отклик и интерес от всех заданий, связанных с пением. Чтобы, по
мере приобретения правильных вокальных навыков при лёгком, негромком звуке,
спокойном дыхании, чётком слове с хорошо произнесёнными гласными и
согласными, развивался не только голос, но и музыкальный слух.
Г. П. Стулова делает главный вывод, который я поддерживаю: «При
индивидуальном обучении следует исходить из примарных звуков данного
ученика, а при коллективном приходится ориентироваться на усреднённые данные,
типичные для большинства».
4
На уроке это выражается в следующем: когда поём
группой,
основной
целью
является
выразительность
звучания,
качество
4
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе о£$2ения пению. - М.: Прометей, 1992. С. 110-11.
звукоизвлечения, хорошая дикция в песни, исполняемой в основной тональности,
но при этом не всегда достигается чистота интонирования; когда же пение
поручено одному учащемуся, мы стараемся, в первую очередь, подобрать для него
такую тональность, в которой ему будет удобнее и естественнее спеть красиво и
интонационно грамотно данную мелодию, т. е. в том диапазоне, где находятся его
основные примарные звуки.
Напомним, цель нашей работы заключается не в воспитании вокалистов, а в
воспитании сознательного отношения детей к звучанию своего голоса и к голосам
своих друзей. Наиболее благодатной почвой для этого является именно начальный
этап
обучения.
«Характерной
особенностью
сенсорной
сферы
младших
школьников является быстрое развитие у них способности к различению высоты
звуков. Именно в этом возрасте идет интенсивное формирование звуковысотного
слуха...»
5
. Поэтому моя методика разработана на базе программы по сольфеджио
для 1 класса ДМШ А. Барабошкиной.
На развитие вокальных способностей младших школьников влияет:
1. Знание педагогом возрастных особенностей своих учеников;
2. Учет певческих возможностей, которыми располагает каждый ребенок и
группа в целом;
3.Создание на уроке комфортной психологической обстановки;
4.Возможность каждого ученика проявить себя в певческой и творческой
деятельности.
Список используемой литературы:
Асеев В. Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989.
Крафт М. А. Промолчать не смогу... - Новосибирск , 2000.
Стулова Е. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.:
Прометей, 1992.
Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной
школе: Методическое пособие. 1981.
Абелян Л. Забавное сольфеджио: Учебное пособие для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. - М.г Композитор, 1992.
5
Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989. С95
Барабошкина А. Сольфеджио для 1 класса детских музыкальных школ. - М:
Музыка, 1996.
Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. - 2- е изд. -
М.: Музыка, 1986.
Сиротина Т. Музыкальная азбука // Учебное пособие для детских музыкальных
школ. - М.: Музыка, 1996.