Напоминание

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника


Автор: Исмаилова Юлия Кешафовна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №150
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника является фундаментальной и

неоспоримой. Семья — это первая и главная «школа общения», где ребенок приобретает базовые

умения слушать, говорить, выражать эмоции и выстраивать отношения с окружающими.

Почему именно семья так важна?

1. Первичная социальная среда: С самого рождения ребенок окружен близкими, которые

являются его первыми «учителями» языка и взаимодействия.

2. Эмоциональная безопасность: В атмосфере любви и принятия ребенок не боится

экспериментировать с речью, ошибаться, задавать вопросы. Это ключевое условие для развития

уверенности в себе.

3. Непрерывность и естественность: Обучение происходит не на специальных занятиях, а в быту, в

игре, во время совместных дел. Это делает процесс естественным и ненавязчивым.

4. Индивидуальный подход: Родители интуитивно подстраиваются под темп и потребности своего

ребенка, чего не может позволить себе воспитатель в группе из 25 человек.

Ключевые коммуникативные навыки, которые формируются в семье:

· Речевые: Расширение словарного запаса, построение фраз, правильное произношение.

· Социально-эмоциональные: Умение распознавать и выражать свои эмоции, понимать чувства

других, проявлять эмпатию.

· Интерактивные (навыки взаимодействия): Умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы,

договариваться, разрешать конфликты, следовать правилам общения.

· Невербальные: Понимание и использование жестов, мимики, интонации.

Как именно семья может развивать эти навыки: Практические стратегии и приемы

1. Создание богатой языковой среды

· «Разговорчивый» быт. Проговаривайте все, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем красные

носочки», «Смотри, как я режу хлеб», «Папа пришел с работы, давай его встретим».

· Чтение вслух. Это золотой стандарт развития речи. Читайте ежедневно, обсуждайте

иллюстрации, задавайте вопросы: «Как ты думаешь, что случится дальше?», «Почему зайчик

расстроился?».

· Стихи, потешки, пальчиковые игры. Они развивают чувство ритма, фонематический слух и

моторику, тесно связанную с речью.

2. Эффективное и качественное общение

· Техника «активного слушания». Когда ребенок говорит, покажите, что вам важно то, что он

говорит: опуститесь до его уровня, установите зрительный контакт, кивайте, реагируйте («Правда?

А что было потом?»). Не перебивайте.

· Открытые вопросы. Вместо вопроса «Тебе понравился садик?» (на который можно ответить

«да/нет»), спросите: «А во что ты сегодня самое интересное играл?», «С кем ты дружил на

прогулке?». Это стимулирует развернутый ответ.

· Комментарии и расширение высказываний. Ребенок: «Смотри, машина!». Взрослый: «Да, это

большая желтая строительная машина. Видишь, у нее огромный ковш? Она, наверное, везет

песок». Вы обогащаете его словарь и показываете, как строить более сложные фразы.

3. Развитие эмоционального интеллекта

· Назовите эмоции. Помогайте ребенку понимать свои чувства: «Я вижу, ты расстроился, потому

что башня упала», «Ты злишься, что пора уходить с площадки, я тебя понимаю».

· Говорите о своих чувствах. «Я сегодня немного устала, но я очень рада, что мы с тобой вместе

рисуем», «Мне было неприятно, когда ты кричал».

· Обсуждайте чувства героев книг и мультфильмов. «Как ты думаешь, почему медвежонок

заплакал?», «Что почувствовала девочка, когда нашла своего щенка?».

4. Создание ситуаций для общения

· Поручайте простые «социальные» задания: «Пойди, пожалуйста, папе скажи, что кушать готово»,

«Спроси у бабушки, не хочет ли она чаю».

· Поощряйте общение со сверстниками. Приглашайте других детей в гости, ходите в гости сами,

посещайте детские площадки. Наблюдайте за их взаимодействием и мягко помогайте разрешать

конфликты, выступая в роли медиатора.

· Совместные игры. Сюжетно-ролевые игры («в дочки-матери», «в больницу», «в магазин») — это

мощнейший тренажер для отработки диалогов, разных социальных ролей и правил поведения.

5. Личный пример родителей

· Общайтесь друг с другом уважительно. Ребенок как губка впитывает модель семейного общения.

Если родители разговаривают спокойно, слушают друг друга, разрешают разногласия без криков,

ребенок усвоит именно эту модель.

· Используйте «вежливые» слова. «Спасибо», «пожалуйста», «извини» должны быть естественной

частью речи всех членов семьи.

Чего следует избегать:

1. Сюсюканье и искажение слов. Говорите с ребенком ласково, но правильно.

2. Поправление и критика. Вместо «Скажи правильно – не «ложить», а «класть»!», просто мягко

повторите верный вариант: «Да, я положу твою машинку на полку».

3. Пренебрежение вопросами. Даже если вопрос кажется вам глупым или вы очень заняты,

найдите минутку, чтобы ответить. Любознательность – двигатель развития.

4. Подмена живого общения гаджетами. Мультфильмы и развивающие приложения могут быть

полезны, но они не заменят диалога с живым, эмоционально отзывчивым взрослым.

Заключение

Семья закладывает фундамент коммуникативной компетентности ребенка, которая определяет

его будущие успехи в школе, в построении дружеских и профессиональных отношений. Родители,

которые много и осмысленно общаются со своим дошкольником, которые создают дома

атмосферу доверия и уважения, дарят ему самый ценный капитал — умение быть услышанным и

понимать других. Это не требует сложных методик — это требует любви, внимания и времени.



В раздел образования




Яндекс.Метрика