Автор: Евченко Елена Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО Детский сад 17
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей второй младшей группы детского сада "В гостях у бабушки Арины"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию
для детей второй младшей группы детского сада
«В гостях у бабушки Арины»
Программные задачи:
- Продолжать формировать у детей понятия: много, один, по одному, ни одного.
- Упражнять детей в умении составлять множество и раскладывать его на отдельные
подмножества.
- Учить детей сравнивать две группы предметов приёмом составления пар.
- Закреплять у детей понятия величины: большие и маленькие.
- Формировать у детей понятия об изменениях в природе весной.
- Развивать у детей внимание и память.
Демонстрационный материал: музыкальный колокольчик, косынка и фартучек, карточка
с изображением солнышка, картинки с изображением котят двух цветов, картинка с
изображение больших и маленьких птичек.
Раздаточный материал: шапочки котят, игрушки (серые и белые котята), картинки с
изображением домашних птиц, зелёные и оранжевые платочки.
Ход деятельности
Ритуал начала деятельности.
- Что это звенит? (Колокольчик).
Воспитатель надевает косынку и фартук, превращается в бабушку Арину.
- Здравствуйте, мои детушки, хорошие и пригожие. Я пришла к вам, чтобы пригласить к
себе в гости.
Хотите узнать, кто живёт у меня на птичьем дворе и в моей избушке?
- Я живу очень далеко, посмотрите, видна ли вдали моя избушка?
- Становитесь парами. Мальчики приглашайте девочек. Посмотрите на эту тропинку и
подумайте, сможем ли мы по ней идти парами?
- По какой тропинке можно идти парами: по широкой или узкой?
- Мы будем идти осторожно, чтобы не упасть. (Звучит весёлая музыка. По окончанию
данной мелодии дети останавливаются перед речкой, через которую перекинут мостик).
- Можно ли по этому мостику пройти парами?
- Почему нельзя: мостик узкий или широкий?
- Вставайте друг за другом и по одному, мы пойдём по узкому мостику. (Звучит спокойная
музыка, дети осторожно идут по этому мостику).
- Вот мы и пришли к домику, где я живу.
- Возьмите по одному стульчику и сядьте удобно. Если у каждого из вас есть стульчик,
значит, стульчиков столько же, сколько и детей.
- Я спою вам песенку, а вы внимательно её послушайте. Потом расскажите, о чём в ней
поётся.
- О чём песенка?
Появляется картинка с изображением солнышка.
- Каким бывает солнышко весной?
- Какого цвета солнышко?
- На какую геометрическую фигуру похоже солнышко? (На круг).
- Где находится солнышко? (На небе. Оно очень высоко от нас).
- Какие лучики от солнышка, длинные или короткие?
- Правильно, лучи у солнышка длинные, поэтому они достают до земли и очень нежно её
согревают, ласкают.
- Давайте поиграем с солнышком. Протяните к нему свои ручки. Пусть солнышко
поласкает ваши ладошки. (Проводится игра с солнышком).
- А теперь посмотрите в окошко моего домика. Кто сидит на дереве? (Птички). - Птички
рады весне и умеют петь разными голосами.
- Сколько всего птичек? (Много птичек). - Какие птички по величине? (Большие и
маленькие).
- Сколько больших птичек? (Одна большая птичка).
- Сколько маленьких птичек? (Много маленьких птичек).
- Сколько больших и сколько маленьких птичек? (Одна большая птица, много маленьких
птичек).
- Послушайте, как поёт большая птица: громко или тихо?
- Как поёт маленькая птица: громко или тихо?
- А теперь я вам расскажу, кто живёт в моём домике.
Загадка о котёнке:
Коготком царапал стену
И обои нам порвал,
Мама веник показала
- Он под кресло убежал.
Там сидел минуток пять,
Вышел, прыгнул на кровать,
Язычком себя лизнул,
Стал клубочком и уснул. (Котёнок).
Появляются котята. Они белые и серые. - Сколько всего котят? (Много котят). - Чем
отличаются котята? (Они разного цвета).
- Сколько серых котят? (Много серых котят). - Сколько белых котят? (Много белых котят).
- Всего много котят: среди них много серых и много белых котят. - Давайте расставим
котят парами. - По сколько серых и белых котят? (Поровну, одинаковое количество. Серых
котят столько же, сколько и белых). - А сейчас я вас превращу в котят. (Дети надевают
шапочки котят). - Серёжа - котёнок, Марина - котёнок, Даша - котёнок. Сколько вас котят?
(Много котят). - А вот я буду мамой - кошкой. Мама кошка большая, а какие котята?
(Котята маленькие). - Сколько теперь всего кошек? (Одна большая мама - кошка, много
маленьких котят).
Игра «Кошка и котята»
Под громкую музыку котята бегают, прыгают, под тихую прячутся от мамы. Кошка
находит котят и нежно их гладит. - А теперь давайте выйдём на деревенский двор. Он
зовётся птичьим, так как тут живут куры, гуси, утки, индюки.
Воспитатель предлагает взять каждому ребёнку по одной картинке с изображением
домашних птиц.
Игра «Ктоу кого?»
- Как зовут малышей мамы - утки? (Утята). - Назовите маму цыплят? (Курица). - Кого
выводит на прогулку мама - гусыня? (Гусят). - Но вот подул ветер и пошёл дождь. Мамы -
птицы потеряли своих малышей. (Дети получают карточки с изображением малышей). -
Первой своих малышей стала звать мама - курица. Услышали её цыплята и ответили. - Как
они это сделали? Сначала они ответили тихо, а потом громко. Обрадовалась мама - курица,
что нашла своих малышей. - Сколько у курицы цыплят? (Много цыплят). -А вот гусята
станьте вокруг своей мамы. - Сколько гусынь и сколько гусят? (Одна мама - гусыня и
много гусят). - Утята спрячьтесь за свою маму. - Сколько утят за мамой - уткой? (Много
утят). - Ребятки, вам понравилось на птичьем дворе? Если вам понравилось, то громко
хлопните в ладошки только один раз. - Вы мне очень понравились, я для вас приготовила
сюрприз. - Что это? (Платочки). - Сколько всего платочков. (Много платочков). - Мальчики
возьмите себе по одному зелёному платочку, а девочки по одному оранжевому платочку. -
По сколько платочков у каждого из вас? (По одному платочку). - Сколько всего зелёных
платочков у мальчиков? (Много зелёных платочков). - По сколько зелёных платочков у
каждого мальчика? (По одному зелёному платочку у каждого мальчика). - Сколько
оранжевых платочков у каждой девочки? (Один оранжевый платочек). - По сколько
оранжевых платочков у каждой девочки? (У каждой девочки по одному оранжевому
платочку). - В корзинке было много зелёных и много оранжевых платочков. Мальчики
взяли по одному зелёному платочку, а девочки по одному оранжевому платочку. - Сколько
всего платочков у девочек и мальчиков сейчас? (Сейчас у мальчиков и девочек много
платочков) - Сколько платочков осталось в корзинке? (В корзине не сталось ни одного
платочка).
Проводится пляска с платочками.
- Ребята, посмотрите на небо, солнышко опускается. Значит, наступает вечер. Вам пора
возвращаться домой.
А вас провожу в детский сад. (Дети идут по узкому мостику осторожно, перестраиваются
парами, идут по воображаемой по широкой дорожке).
Итог деятельности:
- С кем мы сегодня повстречались? - Какие из домашних птиц вам понравились больше
всего? - Кто больше: мама - птица или её малыш? ***
Игра с пальчиками «Кошка»
А у кошки ушки на макушке,
Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.
Указательный палец и мизинец подняты вверх. Пошевелить ими.
Физкультминутка «Гуси»
Гуси серые летели, летели
Бег с разведёнными в сторону руками.
И присели.
Приседания на корточки.
Сидели, сидели
И снова полетели.
Бег.