Автор: Ратушева Елена Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОАУ д/с 20
Населённый пункт: г.Свободный
Наименование материала: программа кружка крепыш для дошкольников
Тема: Игры с мячом
Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 20 города Свободного
(МДОАУ д/с № 20 г. Свободного)
Конспект занятия по физическому развитию
«Подвижные игры народов России»
Подготовила: Ратушева Елена
Ивановна, инструктор по
физической культуре МДОАУ д/с №
20 г. Свободного, высшая
квалификационная категория
г. Свободный
2024г.
Возраст детей: 5-6 лет
Область: Физическое развитие
Интеграция областей: Физическое развитие, социально –коммуникативное
развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная
Цель: Познакомить детей с играми народов, проживающих в России.
Задачи:
*образовательные:
Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр
различных народов; объединение опыта и знаний детей для создания у них
целостной картины многонациональности России; формирование умения
видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и
обычаям других народностей; формирование культуры межличностного
взаимодействия детей в группе.
*развивающие:
Развитие двигательных качеств: скоростно-силовые, координацию, ловкость.
*воспитательные:
Воспитание у детей чувства патриотизма и сопричастности ко всему, что
происходит в России, уважения и терпимости к людям независимо от
национальной принадлежности.
Планируемые результаты:
Познавательные-умение
самостоятельно
выделять
и
формулировать
познавательную цель, извлекать необходимую информацию.
Коммуникативные-умение слушать друг друга и проявлять активность при
выполнении игр.
Регулятивные-умение выполнять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей. Способность к организации своей деятельности.
Личностные-положительная
мотивация
обучения,
целенаправленная
двигательная деятельность.
Тип занятия: комбинированное
ТСО: колонка с музыкой, флэш-карта, ноутбук.
Методические приемы: наглядные, практические, игровые, словесные.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций по заданной теме;
-беседы по темам: «Путешествие по России», «Люди разных народов», «Я
русский человек».
-прослушивание Гимна России, русских народных мелодий.
Оборудование: узелок, ободки с рогами оленя, мячи, султанчики, узелки на
тесемках, четыре платка для игры, 2 конуса, 4стула,кубик смайлик.
Ход занятия:
I .Вводная часть:
мотивационно-ориентировочный этап.
Дети под маршевую музыку входят в зал.
Путешественница:
Здравствуйте! Я, величайшая путешественница. Я
объездила много стран, а особенно люблю путешествовать по нашей стране.
Вы вот, например, знали, что в нашей стране живут разные народы и у
каждого народа свои особенные традиции и игры?
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
-Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у
человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)
-Ребята, сегодня не я одна подготовилась к нашему путешествию. Ксюша
тоже решила мне помочь и выучила стихотворения, а о чем оно вы мне
ответите, прослушав его.
Ребёнок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тихий вечер за окном.
- О чем это стихотворение? (ответы детей)
Путешественница: Ребята, а как называют людей, которые живут в России?
(Россияне)
Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый
день лететь на самолете. Но где бы мы с вами не оказались, можно уверенно
сказать: все дети нашей страны любят играть. И я вас приглашаю совершить
путешествие по нашей стране и поиграть в игры народов России. Ну, что, в
путь?
II. Основная часть: операционно-исполнительный этап.
Путешественница:
Руки в стороны: в полет
Отправляем самолет.
Над Россией полетим,
С друзьями встретиться хотим.
Физ. минутка «Самолет»
Под ненецкую музыку в зал входит девочка в костюме ненецкого
народа и здоровается «Ань торова».
Путешественница: Мы с вами оказались на самом севере нашей страны.
Здесь живут ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки. Раз в год народы Севера
собираются вместе на праздник оленеводов, чтобы показать свою сноровку в
метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умение в ходьбе на лыжах.
Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей
привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными
цветами.
Игра «Вестовые» (якутская народная игра)
На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта
игра, вести передавались специальными людьми-вестовыми. Они ездили на
оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения
письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на
связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся
две такие связки тесемок с узелками.
Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по
парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В
помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг
каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды,
причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на
шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде
эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу,
обегает его по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей
команде. Там он отдает свою связку тесемок(письмо) следующей паре
игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускаются в путь.
Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо»
судье по окончанию пути.
Правила:
1.
«Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».
2.
Надо обязательно сделать два круга возле столба.
3.
Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам
своей команды, возвращающимся с «письмом».
Путешественница:
Вот такой веселый праздник проводится у жителей Севера каждый год. А
нам пора продолжить наше путешествие.
Физ. минутка «Самолет»
Выходит, девочка в осетинском костюме и здоровается «Салам».
На юге нашей страны тоже живет много народностей: кумыки, осетины,
лезгины, даргинцы. Это край высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.
А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. Поиграем в
народные игры жителей этих мест.
Игра «КРЫША» (аварская игра)
Инвентарь: 4 стула и 4 платка.
Дети делятся на 4 подгруппы по 4 человек.
подгруппа стоит около одного стула и на стуле платок.
Под лезгинку каждая подгруппа детей танцует вокруг своего стула.
Когда останавливается музыка, каждый из детей берет за угол платок и
делают крышу над своим стулом, сами залезают под крышу. Выигрывает та
подгруппа, которая раньше построила крышу.
Правила игры:
Нельзя брать платок до остановки музыки
Путешественница: спасибо нашим друзьям за такую замечательную игру,
но нам пора продолжать наше путешествие.
Физ. минутка «Самолет»
Выходит, девочка в марийском костюме здоровается «Салам мейже»
Путешественница: приземлился наш самолет в Марийскую Республику. Как
и мы, марийцы очень любят веселиться. Во время праздников они надевают
самые красивые народные костюмы, поют, танцуют, играют в народные
игры.
«Гнилая картошка» марийская игра
Дети встают парами лицом друг к другу, зажимают между лбами одну
картофелину (мяч) и пляшут под марийскую музыку. Картофелину (мяч)
нельзя трогать руками. Тот, у кого она падает, выходит из игры. Побеждает
пара, которая танцует дольше всех.
Путешественница: Вам понравилась эта игра? Спасибо нашим друзьям за
такую замечательную игру, но нам пора продолжать наше путешествие.
Физ. минутка «Самолет»
Под татарскую музыку входит ребенок в татарском костюме здоровается
«Исенмэсез»
Путешественник: теперь мы с вами оказались в центре нашей страны. Здесь
живут народы-татары, башкиры, удмурты, русские.
Главный город татар-Казань. Это большой и красивый город. Татары говорят
на татарском языке.
« В узелок»
Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть
как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.
Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые
стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть
примерно 1.5-2м.
Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или
справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся
хотя-бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок,
не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.
Правила:
1.
Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться
поймать мяч.
2.
Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее
перебрасывать его своему соседу.
3.
Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку
напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.
Путешественница: и как бы мы далеко не жили друг от друга: на севере,
юге, западе или востоке-всех нас объединяет замечательная страна –
Россия. Всех детей нашей большой страны объединяют русские игры и
хороводы.
Игра «Золотые ворота-круговые»
В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв
их вверх-это круговые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку,
которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети,
изображающие «ворота», повторяют речитативом стих
Золотые ворота
Пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри
круга. Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в
круге, ещё больший круг, и игра продолжается. Игра заканчивается, когда
вне круга остаются всего несколько детей.
Правила:
1.
Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если вот-
вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети тоже
считаются пойманными.
2.
Дети в цепочки не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от
своей цепочки и остался один, то он тоже считается пойманным.
Путешественница: ребята, посмотрите, наша игра началась с того, что
кто-то был в кругу, держась за руки, а кто-то за кругом. Но когда игра
закончилась, мы все с вами оказались в одном большом круге, и все
держимся за руки. Вот так и наша страна, объединяет много народов, и
все они, крепко держатся за руки. Поэтому Россию называют
многонациональной страной. Теперь вы знаете, какие народы живут в
нашей стране, и в какие интересные игры они играют.
Флэш моб под музыку «Я, ты, он, она-вместе дружная семья
III .Заключительная часть: рефлексивно-оценочный этап.
Путешественница: Какие вы все молодцы, сколько положительных
эмоций мы получили. Но пришла пора расставаться и возвращаться в наш
любимый детский сад. Но, прежде чем, вы пойдете в группу, мне хотелось
бы узнать, с каким настроением вы туда вернетесь! А для этого я
приготовила кубик-смайлик! Сейчас встанем в круг и по очереди
передаем этот куб. Как только он оказывается у вас в руках ваша задача
показать «эмоции» согласно вашим впечатлениям от нашего путешествия.