Напоминание

формирование читательских компетенций младших школьников через внеурочную деятельность


Автор: Ефремова Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО N6 г Тула
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: формирование читательских компетенций младших школьников через внеурочную деятельность
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Введение

Современная образовательная парадигма, определяемая

Федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования, рассматривает читательскую

компетенцию как интегративное качество личности, обеспечивающее

готовность к самостоятельной работе с информацией различного

характера. Актуальность формирования читательских компетенций в

младшем школьном возрасте обусловлена необходимостью

подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, где

способность к осмысленному чтению становится ключевым условием

успешной социализации. Внеурочная деятельность как неотъемлемая

часть образовательного процесса создает уникальные возможности

для развития читательских умений через организацию специальной

среды, отличающейся неформальным характером, вариативностью

форм и методов работы.

1. Теоретико-методологические основы формирования

читательских компетенций

Читательская компетенция понимается как сложное интегративное

образование, включающее когнитивный, деятельностный и

мотивационно-ценностный компоненты. Когнитивный компонент

предполагает владение системой знаний о структуре текста,

особенностях разных типов литературы, способах обработки

информации. Деятельностный компонент включает умения работать с

текстом: находить информацию, интерпретировать, анализировать,

оценивать и создавать собственные тексты. Мотивационно-

ценностный компонент отражает личностное отношение к чтению как

деятельности и осознание его практической значимости.

Методологической основой разработки выступает интеграция

системно-деятельностного, компетентностного и личностно-

ориентированного подходов. Системно-деятельностный подход

предполагает организацию целенаправленной работы по овладению

читательскими действиями. Компетентностный подход акцентирует

внимание на способности применять читательские умения в

практических ситуациях. Личностно-ориентированный подход требует

учета индивидуальных особенностей читательского развития каждого

ребенка.

Психолого-педагогические особенности младших школьников

определяют специфику организации внеурочной деятельности. В

возрасте 7-10 лет происходит становление произвольности

познавательных процессов, развитие понятийного мышления,

формирование внутреннего плана действий. Эти особенности создают

благоприятные условия для целенаправленного развития

читательских компетенций через организацию соответствующих видов

деятельности.

2. Целевой компонент программы

Стратегическая цель: создание условий для формирования

читательских компетенций младших школьников через систему

внеурочных занятий.

Образовательные задачи:

формирование системы читательских знаний и умений;

освоение стратегий работы с различными типами текстов;

развитие способности к критическому анализу информации;

обучение созданию собственных текстов разных жанров.

Развивающие задачи:

развитие познавательных процессов, обеспечивающих эффективное

чтение;

формирование умения самостоятельно организовывать читательскую

деятельность;

развитие творческих способностей через интерпретацию текстов;

совершенствование коммуникативных навыков.

Воспитательные задачи:

воспитание ценностного отношения к чтению;

формирование читательской культуры;

развитие эстетического вкуса и литературного кругозора;

воспитание социальной ответственности через осмысление

прочитанного.

3. Содержательный компонент программы

Программа включает четыре взаимосвязанных модуля, каждый из

которых направлен на формирование определенных компонентов

читательской компетенции.

Модуль 1. "Основы читательской грамотности"

Содержание модуля ориентировано на формирование базовых

читательских умений:

техника чтения и понимание прочитанного;

работа с разными видами текстов (художественные, научно-

популярные, справочные);

освоение стратегий чтения (изучающее, просмотровое,

ознакомительное);

развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Модуль 2. "Критическое чтение"

Направлен на развитие аналитических способностей:

анализ структуры и содержания текста;

оценка достоверности информации;

выявление авторской позиции и подтекста;

сравнение разных точек зрения.

Модуль 3. "Творческое чтение"

Ориентирован на развитие интерпретационных умений:

создание собственных текстов по мотивам прочитанного;

драматизация и инсценирование;

литературные игры и викторины;

проектная деятельность на основе прочитанного.

Модуль 4. "Читательская практика"

Предполагает применение сформированных умений:

участие в читательских конференциях;

ведение читательских дневников;

создание рекомендательных списков;

организация литературных мероприятий.

4. Методы и формы организации внеурочной деятельности

Интерактивные методы:

читательские дискуссии и диспуты;

литературные гостиные и салоны;

ролевые и деловые игры;

проектная деятельность.

Творческие методы:

литературные мастерские;

драматизации и инсценировки;

создание буктрейлеров;

иллюстрирование произведений.

Исследовательские методы:

анализ текстов разных жанров;

сравнительное литературоведение;

биографические исследования;

изучение исторического контекста.

5. Организационные модели внеурочной деятельности

Кружковая работа предполагает регулярные занятия по

разработанной программе, объединяющей детей с устойчивым

интересом к чтению. Особенностью является возможность

углубленного изучения отдельных аспектов читательской

деятельности.

Клубная деятельность отличается более свободной организацией и

направлена на создание сообщества читателей. В рамках клуба могут

организовываться встречи с писателями, литературные вечера,

читательские марафоны.

Проектная деятельность предполагает работу над конкретными

продуктами: создание школьной газеты, литературного альманаха,

организация выставок, проведение литературных квестов.

Разновозрастное взаимодействие создает условия для передачи

читательского опыта через организацию совместных мероприятий с

учащимися разных классов.

6. Дидактическое обеспечение программы

Система заданий включает:

задания на понимание текста;

упражнения на развитие читательской интуиции;

задачи на анализ и интерпретацию;

творческие задания.

Дидактические материалы:

тексты разных типов и жанров;

карточки с заданиями различного уровня сложности;

алгоритмы работы с текстом;

критерии оценки читательской деятельности.

Технические средства:

аудио- и видеоматериалы;

мультимедийные презентации;

интерактивные образовательные ресурсы;

оборудование для создания цифровых продуктов.

7. Критерии и показатели сформированности читательских

компетенций

Когнитивный компонент:

знание особенностей разных типов текстов;

понимание специфики литературных жанров;

владение терминологическим аппаратом;

осведомленность о стратегиях чтения.

Деятельностный компонент:

умение находить и обрабатывать информацию;

способность анализировать и интерпретировать текст;

навык создания собственных текстов;

владение приемами критического чтения.

Мотивационно-ценностный компонент:

устойчивый интерес к чтению;

осознание практической значимости чтения;

сформированность читательских предпочтений;

проявление творческой активности.

8. Дифференциация и индивидуализация

Учет возрастных особенностей:

для 1-2 классов - преобладание игровых форм, работа с короткими

текстами, акцент на развитии техники чтения;

для 3-4 классов - усложнение заданий, увеличение доли

аналитической работы, развитие критического мышления.

Учет индивидуальных возможностей:

для слабочитающих детей - специальные упражнения по развитию

техники чтения, использование адаптированных текстов,

дополнительная поддержка;

для продвинутых читателей - задания повышенной сложности,

возможность самостоятельного выбора литературы, руководство

проектами.

9. Взаимодействие с другими участниками образовательного

процесса

Сотрудничество с библиотекой:

организация экскурсий и тематических выставок;

проведение библиотечных уроков;

участие в библиотечных проектах;

обучение работе с каталогами.

Работа с родителями:

консультации по вопросам детского чтения;

организация семейных чтений;

привлечение к подготовке мероприятий;

информирование о достижениях детей.

Взаимодействие с учителями-предметниками:

интеграция содержания занятий;

использование межпредметных связей;

совместная проектная деятельность;

обмен методическими находками.

10. Мониторинг и оценка результатов

Диагностический инструментарий:

стандартизированные методики оценки читательской грамотности;

анализ продуктов читательской деятельности;

наблюдение за участием во внеурочных мероприятиях;

самооценка и рефлексия учащихся.

Формы фиксации результатов:

читательские портфолио;

дневники достижений;

творческие работы;

видеозаписи выступлений.

Критерии эффективности:

динамика читательских показателей;

рост мотивации к чтению;

увеличение доли самостоятельной читательской активности;

качество создаваемых текстов.

11. Профессиональная компетентность педагога

Необходимые знания:

современные подходы к формированию читательской компетенции;

возрастные особенности читательского развития;

методы и приемы работы с текстом;

критерии оценки читательской деятельности.

Профессиональные умения:

проектирование системы внеурочных занятий;

подбор и адаптация текстового материала;

организация продуктивной читательской деятельности;

создание мотивирующей образовательной среды.

Личностные качества:

собственная читательская культура;

способность к творческой интерпретации;

эмоциональная отзывчивость;

коммуникативная компетентность.

12. Перспективы развития программы

Направления совершенствования:

разработка цифрового компонента программы;

создание системы преемственности с основной школой;

установление международных контактов для обмена читательским

опытом;

проведение исследований эффективности различных форм работы.

Возможности масштабирования:

создание сетевых сообществ читателей;

организация районных и городских конкурсов;

проведение летних читательских школ;

издание сборников лучших творческих работ.

Заключение

Формирование читательских компетенций через внеурочную

деятельность представляет собой целенаправленный процесс,

обеспечивающий не только развитие конкретных умений работы с

текстом, но и становление личности читателя. Гибкость

организационных форм, разнообразие методов работы, учет

индивидуальных особенностей учащихся создают благоприятные

условия для достижения современных образовательных результатов.

Систематическая работа в данном направлении способствует не

только выполнению требований ФГОС, но и закладывает основы

непрерывного самообразования и успешной социализации в

современном мире.

Дальнейшее развитие программы предполагает усиление цифровой

составляющей, разработку механизмов интеграции с урочной

деятельностью, установление более тесных связей с социальными

партнерами. Особое внимание должно уделяться созданию условий

для трансляции читательского опыта и формирования школьных

традиций, связанных с чтением.



В раздел образования




Яндекс.Метрика