Автор: Халфин Руслан Шакирьянович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие физических качеств на основе подвижных игр"
Раздел: среднее образование
«Развитие физических качеств на основе подвижных игр»
МБОУ « СОШ №9» г.Губкинского
Составитель: учитель физической культуры Халфин Руслан Шакирьянович
Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет
человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств.
Известно, что уже в детском возрасте закладывается фундамент физических качеств, от
которых зависит успешная трудовая деятельность, крепкое здоровье и работоспособность.
В решении этих задач используется все многообразие средств системы физического
воспитания. Среди них видное место в оздоровлении и всестороннем развитии занимают
подвижные игры. Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках
физической культуры. Играть для них – это двигаться, действовать. Во время подвижных игр
у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и
самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои
действия и соблюдать определенные правила.
Подвижные игры являются комплексным средством физического воспитания,
способствующим полноценному развитию растущего организма. Подвижные игры в большой
степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы,
выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в
комплексе. Регулярные использование подвижных игр способствует: укреплению здоровья,
содействию правильному физическому развитию, разносторонней подготовленности детей,
воспитанию активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и
других черт характера. Подвижные игры развивают жизненно-важные двигательные умения
и навыки, воспитывают любовь к систематическим занятиям спортом.
В подвижных играх участники проявляют определенные физические качества: быстрота,
ловкость, сила, выносливость, гибкость. Руководя играми, можно следить за активным
проявлением этих качеств в их гармоническом единстве, а также в большей степени
развивать те из них, которые имеют важное значение на различных ступенях развития и
обучения школьников.
Ловкость - это способность человека решать двигательную задачу за короткий период
обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних
условиях.
делится на две группы:
a) статическое равновесие (без перемещения)
b) динамическое равновесие (с перемещением)
Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении
внешних условий выполнения упражнения.
Для развития ловкости используются игры, побуждающие быстро переходить от одних
действий к другим в соответственно изменяющейся обстановке.
Быстрота - это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для
данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного
действия.
делится на 2 группы:
a) быстрота одиночного движения (например бег)
b) быстрота двигательных реакций - это процесс, который начинается с восприятия
информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.
Совершенствованию быстроты могут содействовать игры, требующие мгновенных ответов
на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками
и возобновлением действий, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Сила - это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по
средству мышечных напряжений.
различают:
a) абсолютная сила - это величина максимальных усилий
b) относительная сила - это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела
Для развития силы подходят игры, требующие проявление кратковременных скоростно-
силовых напряжений, умеренных по нагрузке.
Выносливость - это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без
ее эффективности.
Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с
непрерывной двигательной деятельностью, связанных со значительной затратой сил и
энергии. Однако здесь следует учитывать возраст и физическую подготовленность
играющих.
Применение подвижных игр в урочное и во внеурочное время позволяет:
-повысить заинтересованность детей к урокам физической культуры
-воспитать потребность к систематическим занятиям спортом
-повысить эффективность обучения на уроках физкультуры
-сохранить и укрепить здоровье
ИГРЫ
«Стой!»
Содержание: Все игроки, кроме водящего, образуют круг и рассчитываются по порядку
номеров. По сигналу водящий ударяет мячом о пол и называет номер. Все разбегаются, а
названный игрок становится новым водящим. Он бежит к мячу и старается побыстрее взять
его, после чего говорит: «Стой!» Все останавливаются, водящий бросает мяч в кого-либо из
играющих. При попадании игроки меняются ролями.
«Охотники и утки»
Содержание: Все играющие встают по кругу. После расчёта на первый-второй, вторые
номера (утки) входят в круг, первые (охотники) остаются на местах. По сигналу учителя
охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитый выходит из круга. Игра продолжается до
тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются местами.
"Собери флажки"
Содержание: На старте – восемь участников. По сигналу они начинают бег и стараются
завладеть флажком, установленным на каждом этапе. Не успевшие это сделать игроки
выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем четыре и, наконец,
соревнуются лишь двое сильнейших.
Правила: Игрок, уронивший флажок на землю, должен сначала поднять его и только затем
продолжить бег. Победителем является игрок, овладевший последним флажком.
Методические указания: Необходимо расставить через каждые 10-20 м группы флажков. В
первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега,
во втором – ещё на два флажка меньше и т.д. Итак, если старт принимают 10 человек, то
флажков должно быть 8, 6, 4, 2, 1.
"Убегай - догоняй"
Содержание: Две команды – «Догоняй» и «Убегай» - располагаются в шеренгах в 20-30 м
одна от другой. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между командами чертят два
круга, в которые ставят два флага. В ближайший от команды «Убегай» круг кладут мяч.
Преподаватель называет любой номер. Игроки разных команд, имеющие этот номер,
одновременно выбегают вперёд. Задача игрока из команды «Убегай» - взять мяч, обежать с
ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды. Игрок
противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути
(вокруг флагов) до линии.
Методические указания: Наблюдая за игроками, преподаватель должен называть номер,
менее всего готовый к старту. После того как все игроки будут вызваны по одному разу,
команды должны меняться ролями
«К своим флажкам»
Содержание: Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого –
ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по
площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо
и быстро меняются местами. Учитель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети открывают
глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда,
сделавшая это быстрее.
«Хитрая лиса»
Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и
дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети
открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса
прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их.
Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается
новая лиса.
Правило: Лиса не должна выдавать себя.
Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.
«Подкрадись к спящему»
Содержание: Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на
противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпает». По сигналу
вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, первая
команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков.
Осаленные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй
команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются самые смелые игроки,
которые «подкрадываются» ближе всех.
«Охотники и зайцы»
Содержание: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой
стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник
обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По
сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь
вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, водящий бросает в них
мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе.
Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в
домиках, нельзя.
«Передал - садись»
Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который
становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому
игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передаёт мяч
второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан
поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется,
если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встаёт в начале
колонны.
«Лиса и куры»
Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В
зале, в 3 метрах одна от другой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Лиса
уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух
с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя лиса
подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны
быстро взлететь на насесты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник,
старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест
или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же
время охотник стреляет в лису – старается попасть мячом с 5-6 шагов. Если лиса
подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в
доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со
скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.
«Запрещённое движение»
Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры,
учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший
его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять
после 4-5 повторений.
«Цепочка»
Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются
и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во время ловли. Можно сделать 2-3
водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка.
«Свободное место»
Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и
продолжает движение. Запятнанный бежит в обратную сторону, стремясь опередить
водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки,
приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.
«Третий лишний»
Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру.
Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий
устремляется за ним. Осаленный становится водящим.
«Медвежата на льдине»
Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие
– «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат.
Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и
начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата.
Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.