Напоминание

"Развитие физических качеств на основе подвижных игр"


Автор: Халфин Руслан Шакирьянович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие физических качеств на основе подвижных игр"
Раздел: среднее образование





Назад




«Развитие физических качеств на основе подвижных игр»

МБОУ « СОШ №9» г.Губкинского

Составитель: учитель физической культуры Халфин Руслан Шакирьянович

Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет

человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств.

Известно, что уже в детском возрасте закладывается фундамент физических качеств, от

которых зависит успешная трудовая деятельность, крепкое здоровье и работоспособность.

В решении этих задач используется все многообразие средств системы физического

воспитания. Среди них видное место в оздоровлении и всестороннем развитии занимают

подвижные игры. Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках

физической культуры. Играть для них – это двигаться, действовать. Во время подвижных игр

у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и

самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои

действия и соблюдать определенные правила.

Подвижные игры являются комплексным средством физического воспитания,

способствующим полноценному развитию растущего организма. Подвижные игры в большой

степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы,

выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в

комплексе. Регулярные использование подвижных игр способствует: укреплению здоровья,

содействию правильному физическому развитию, разносторонней подготовленности детей,

воспитанию активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и

других черт характера. Подвижные игры развивают жизненно-важные двигательные умения

и навыки, воспитывают любовь к систематическим занятиям спортом.

В подвижных играх участники проявляют определенные физические качества: быстрота,

ловкость, сила, выносливость, гибкость. Руководя играми, можно следить за активным

проявлением этих качеств в их гармоническом единстве, а также в большей степени

развивать те из них, которые имеют важное значение на различных ступенях развития и

обучения школьников.

Ловкость - это способность человека решать двигательную задачу за короткий период

обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних

условиях.

делится на две группы:

a) статическое равновесие (без перемещения)

b) динамическое равновесие (с перемещением)

Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении

внешних условий выполнения упражнения.

Для развития ловкости используются игры, побуждающие быстро переходить от одних

действий к другим в соответственно изменяющейся обстановке.

Быстрота - это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для

данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного

действия.

делится на 2 группы:

a) быстрота одиночного движения (например бег)

b) быстрота двигательных реакций - это процесс, который начинается с восприятия

информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

Совершенствованию быстроты могут содействовать игры, требующие мгновенных ответов

на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками

и возобновлением действий, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Сила - это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по

средству мышечных напряжений.

различают:

a) абсолютная сила - это величина максимальных усилий

b) относительная сила - это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Для развития силы подходят игры, требующие проявление кратковременных скоростно-

силовых напряжений, умеренных по нагрузке.

Выносливость - это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без

ее эффективности.

Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с

непрерывной двигательной деятельностью, связанных со значительной затратой сил и

энергии. Однако здесь следует учитывать возраст и физическую подготовленность

играющих.

Применение подвижных игр в урочное и во внеурочное время позволяет:

-повысить заинтересованность детей к урокам физической культуры

-воспитать потребность к систематическим занятиям спортом

-повысить эффективность обучения на уроках физкультуры

-сохранить и укрепить здоровье

ИГРЫ

«Стой!»

Содержание: Все игроки, кроме водящего, образуют круг и рассчитываются по порядку

номеров. По сигналу водящий ударяет мячом о пол и называет номер. Все разбегаются, а

названный игрок становится новым водящим. Он бежит к мячу и старается побыстрее взять

его, после чего говорит: «Стой!» Все останавливаются, водящий бросает мяч в кого-либо из

играющих. При попадании игроки меняются ролями.

«Охотники и утки»

Содержание: Все играющие встают по кругу. После расчёта на первый-второй, вторые

номера (утки) входят в круг, первые (охотники) остаются на местах. По сигналу учителя

охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитый выходит из круга. Игра продолжается до

тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются местами.

"Собери флажки"

Содержание: На старте – восемь участников. По сигналу они начинают бег и стараются

завладеть флажком, установленным на каждом этапе. Не успевшие это сделать игроки

выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем четыре и, наконец,

соревнуются лишь двое сильнейших.

Правила: Игрок, уронивший флажок на землю, должен сначала поднять его и только затем

продолжить бег. Победителем является игрок, овладевший последним флажком.

Методические указания: Необходимо расставить через каждые 10-20 м группы флажков. В

первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега,

во втором – ещё на два флажка меньше и т.д. Итак, если старт принимают 10 человек, то

флажков должно быть 8, 6, 4, 2, 1.

"Убегай - догоняй"

Содержание: Две команды – «Догоняй» и «Убегай» - располагаются в шеренгах в 20-30 м

одна от другой. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между командами чертят два

круга, в которые ставят два флага. В ближайший от команды «Убегай» круг кладут мяч.

Преподаватель называет любой номер. Игроки разных команд, имеющие этот номер,

одновременно выбегают вперёд. Задача игрока из команды «Убегай» - взять мяч, обежать с

ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды. Игрок

противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути

(вокруг флагов) до линии.

Методические указания: Наблюдая за игроками, преподаватель должен называть номер,

менее всего готовый к старту. После того как все игроки будут вызваны по одному разу,

команды должны меняться ролями

«К своим флажкам»

Содержание: Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого –

ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по

площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо

и быстро меняются местами. Учитель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети открывают

глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда,

сделавшая это быстрее.

«Хитрая лиса»

Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и

дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети

открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса

прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их.

Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается

новая лиса.

Правило: Лиса не должна выдавать себя.

Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.

«Подкрадись к спящему»

Содержание: Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на

противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпает». По сигналу

вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, первая

команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков.

Осаленные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй

команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются самые смелые игроки,

которые «подкрадываются» ближе всех.

«Охотники и зайцы»

Содержание: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой

стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник

обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По

сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь

вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, водящий бросает в них

мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе.

Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.

Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в

домиках, нельзя.

«Передал - садись»

Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который

становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому

игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передаёт мяч

второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан

поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется,

если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встаёт в начале

колонны.

«Лиса и куры»

Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В

зале, в 3 метрах одна от другой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Лиса

уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух

с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя лиса

подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны

быстро взлететь на насесты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник,

старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест

или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же

время охотник стреляет в лису – старается попасть мячом с 5-6 шагов. Если лиса

подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в

доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со

скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.

«Запрещённое движение»

Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры,

учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший

его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять

после 4-5 повторений.

«Цепочка»

Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются

и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во время ловли. Можно сделать 2-3

водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка.

«Свободное место»

Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и

продолжает движение. Запятнанный бежит в обратную сторону, стремясь опередить

водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки,

приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.

«Третий лишний»

Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру.

Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий

устремляется за ним. Осаленный становится водящим.

«Медвежата на льдине»

Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие

– «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат.

Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и

начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата.

Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.



В раздел образования




Яндекс.Метрика