Автор: Халфин Руслан Шакирьянович
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Старшая школа "Высотка"
Населённый пункт: Губкинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подвижные игры в старших классах по ФГОС
Раздел: среднее образование
Халфин Руслан Шакирьянович
учитель физической культуры
МБОУ Старшая школа «Высотка»
«Подвижные игры в старших классах по ФГОС»
ВВЕДЕНИЕ
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека,
использовалась с целью воспитания и физического развития человека.
Физические упражнения в первобытном обществе были самым тесным образом
связаны с трудовыми процессами, культовыми обрядами, с воспитанием и
военным делом.
По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников
глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных
действиях с товарищами по команде, развивает внимание, оперативное
мышление,
чувство
коллективизма,
ответственности,
взаимовыручки
и
множество других социально важных и полезных качеств.
Играя
в
грамотно
и
планомерно
подобранные
преподавателем
специализированные
или
вспомогательные
подвижные
игры,
студенты
овладевают
умениями
быстрее
и
лучше
мыслить,
анализировать
складывающуюся обстановку, укрепляют свое здоровье и совершенствуют
функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы
физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно –рекреационной
направленностью учебного предмета.
Для
повышения
общей
результативности
проводимых
занятий
рекомендуемые игры составлены таким образом, что их практическое
проведение осуществляется преимущественно так, когда одновременно играют
все занимающиеся. А само содержание игры, может легко и оперативно
варьироваться – усложняться или упрощаться по усмотрению преподавателя,
исходя из конкретно складывающейся учебной ситуации.
Таким образом, подвижные игры и эстафеты играют значительную роль в
процессе образования детей, воспитывая основные физические и жизненно
важные качества необходимые в будущем.
Материал предназначен учителям физкультуры, может быть интересен
студентам колледжа физической культуры, а также помочь тренерам ДЮСШ в
их учебно-тренировочной деятельности.
ИСТОРИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Игра как исторически сложившееся явление.
Физическая культура начала складываться на определенном уровне
экономического и общественного развития в эпоху верхнего палеолита, т.е.
около 50 тысяч лет назад.
Более совершенные орудия труда, а также возникновение родовых
объединений дали людям возможность не ограничивать свою деятельность
изготовлением предметов, служащих удовлетворению самых примитивных
жизненных потребностей. Решающее значение имело понимание людьми того
обстоятельства,
что
охотник
должен
уметь
быстро
бегать,
осторожно
подкрадываться к пугливой дичи, быть сильным в борьбе с крупным зверем, а
при встрече с быстрым животным должен ловко и без промаха поразить цель.
Поэтому охотнику необходимо было постоянно тренироваться, развивать силу,
ловкость, меткость. При изготовлении снарядов для метания приходилось
совершать пробные броски. Такого рода упражнения стали неотъемлемой
частью подготовки подрастающего поколения к выполнению тех задач,
которые ставила перед ним жизнь в орде, роду, племени. В первобытном
обществе дети и взрослые принимали участие в подвижных играх с мячом и
палками. Победа в состязании приносила племени славу, а победителей
награждали призами.
Значение подвижных игр.
Игра – понятие очень широкое и охватывает весьма разнообразные
явления: от простейших движений младенца до атлетического хоккея с шайбой.
Игра сопутствует жизненному пути человека – от его младенческих лет до
старости. В зависимости от того, какое значение придается играм, определяется
и отношение к ним.
Игра есть форма деятельности, при которой формируется мировоззрение
человека, отношение его к коллективу. Как никакой другой вид деятельности
игра
способна
воспитывать
навыки
коллективных
действий.
Она
дисциплинирует людей, приучает их подчиняться правилам, уважать друг
друга. Согласно теории избытка энергии, игровая деятельность возникает
вследствие накопления в организме избыточной, неизрасходованной энергии,
которую необходимо удалить, что и достигается при помощи игры. Игра может
быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и
общего воспитания студента, средством спорта. Среди большого разнообразия
игр широко распространены подвижные.
Гигиеническое и оздоровительное значение подвижных игр.
Главным
содержанием
подвижных
игр
являются
разнообразные
движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они
оказывают
благотворное
влияние
на
сердечно-сосудистую,
мышечную,
дыхательную и другие системы организма.
Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в
разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы
тела, увеличивают подвижность в суставах.
Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение
подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на
открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением
притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.
Под
влиянием
физических
упражнений,
применяемых
в
играх,
активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белковый, жировой
и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней
секреции.
Такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значение могут
иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом
возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.
Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность
точного дозирования нагрузки, так как нет возможности заранее предусмотреть
действия каждого участника. Постоянно меняющиеся ситуации в игре, высокая
эмоциональность взаимодействия исключают возможность программировать
содержание упражнений у отдельных участников и точно регулировать
нагрузку по величине и направленности. Поэтому необходимо следить за тем,
чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических
занятиях играми можно применять интенсивные нагрузки с тем, чтобы
организм детей постепенно к ним приспосабливался. Игры должны оказывать
благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается
путем оптимальных нагрузок, а также такой организацией игры, которая
вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры,
ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных
процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью.
Правила
в
подвижных
играх
способствуют
упорядочению
взаимодействий
участников,
устраняют
излишнее
возбуждение.
Четкое
объективное
судейство,
согласно
правилам
игры,
вызывает
у
игроков
положительные эмоции. Игра - исторически сложившееся общественное
явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра
может
быть
средством
самопознания,
развлечения,
отдыха,
средством
физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры
являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие.
Они отражают все области материального и духовного творчества людей.
Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли
знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика
физического воспитания и др.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.
Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные.
Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются
от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников,
размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и
инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.
Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и
требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели
считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и
учета
зарубежных
публикаций
подвижная
игра
рассматривается
как
осмысленная
деятельность,
направленная
на
достижение
конкретных
двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется
творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий,
согласованная с коллективными действиями. В игровой деятельности детей
объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети
включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают
самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и
эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание
окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию
личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств
воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность
(через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в
изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование
функций организма, черт характера играющих.
Главным
признаком,
отличающим
большинство
игр,
является
их
сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель — выполнение
какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата. Понятие «игра»
включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из
которых
способствует
всестороннему
развитию
детей:
физическому,
психическому, умственному. Первоначально игра отображала только трудовые
или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось
уже более широкое содержание.
Подражательные трудовым действиям игры, по-видимому, очень рано
стали представлять собой объективно существовавшие средства физического
воспитания. С развитием общества появилась потребность осуществлять эти
действия в более эмоциональной форме — в форме игр и плясок, доставлявших
одновременно и эстетическое удовлетворение. По мнению профессора В. К.
Никольского, уже на самой ранней ступени развития человеческой культуры
«игра приобретает характер зародышевой физкультуры, подготовляющей
человека к его функциям как члена коллектива» подражательные действия в
игре еще не были отдифференцированы от трудового процесса. Примером
здесь может служить грузинская игра «Спуск сена», содержание которой
заключается
в
аналогии
действий,
связанных
с
этим
видом
сельскохозяйственного труда.
Во
многих
играх,
отдифференцированных
от
боевых
условий,
сохранились сюжеты военного характера, представленные в аллегорическом
виде. Игры детей на военную тему, в процессе которых развивались
физические и нравственные качества, формировались прикладные навыки,
отвечающие
требованиям
военной
подготовки,
поощрялись
взрослыми,
поскольку считались лучшей формой подготовки к жизни.
Дети выбирают игру сообразно опыту сверстников или взрослых, но это
не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих
играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с
тем
происходит
постепенное
абстрагирование,
частично
связанное
с
состязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или
иных двигательных действиях, в физических качествах и т. д. Именно поэтому
состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная
часть их легла в основу формирования спортивных игр. Надо отметить, что
развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры (в некоторые
из них стали включаться отдельные элементы спорта, в ряде игр стал
применяться спортивный инвентарь). Подвижные игры в старших классах в
основном используются для повышения общей физической подготовленности,
а также для специальной спортивной подготовки подростков.
Следует
помнить,
что
в
15-17-летнем
возрасте
(10-11
классы)
продолжается рост и развитие организма. Процессы окостенения скелета,
нарастания
мышечной
силы
и
развития
внутренних
органов
ещё
не
заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем
существует
некоторая
неуравновешенность,
повышенная
возбудимость.
Выносливость организма юношей и девушек 15-17 лет меньше, нежели у
взрослых.
Вес тела у юношей прибавляется главным образом благодаря увеличению
мышечной массы; у них не отмечается отставания в развитии мышечной силы
по отношению к весу. Мышечная система девушек развивается медленнее, чем
у юношей. Вес тела девушек увеличивается за счёт длины туловища, развития
тазового пояса и жировых отложений.
У школьников старшего возраста значительно возрастает способность к
абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У
многих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям по
преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные
игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта. Вполне
доступными
и
интересными
для
них
становятся
усложнённые
по
взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении
приёмов и действий, значительных по трудности.
Систематически
организуемые
подвижные
игры
при
правильном
проведении оказывают положительное влияние на динамику физического
развития и совершенствование двигательных способностей занимающихся.
Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно-мышечного
аппарата
ещё
не
закончилось,
в
играх
нельзя
допускать
длительных
односторонних силовых напряжений. Также противопоказаны повышенные
нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки,
которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и
девушек. Однако в целях повышения общего физического развития и
совершенствования двигательных навыков вполне возможно проводить игры с
многократно повторяющимися активными действиями участников в течение
довольно длительного времени. При этом необходимо учитывать, что
физические
возможности
девушек
в
игровых
действиях,
требующих
проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше,
чем у юношей.
Подвижные игры типа поединков, в которых каждый участник может
непосредственно влиять на действия другого, лучше проводить таким образом,
чтобы
состязались
"соперники"
одного
пола.
Однако
в
таких
играх-
упражнениях, где необходимо проявить силу, скорость или координацию
движений
при
условиях
попеременного
выполнения
заданий
без
непосредственного сближения с "противником", могут принимать участие
команды игроков и в смешанном по полу составе. При этом с целью
уравнивания шансов на победу до проведения игры желательно установить
меньшие по трудности и сложности требования для девушек.
Руководителю необходимо обращать внимание не только на численный
состав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы
количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным.
Таким образом обычно достигается некоторое равенство команд по силам. В
играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные с сильным
сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой
нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Девушкам надо воздерживаться от
участия в подвижных играх в дни менструального цикла.
Руководитель должен воспитать у учащихся старших классов такое
отношение к занятиям подвижными играми, чтобы они воспринимались ими
как серьёзное дело. Следует объяснить, что та или другая игра включается в
урок целенаправленно и имеет учебно-тренировочное значение. Сознательно
выполняя игровые задания, ученики будут заниматься подвижными играми с
повышенным интересом и лучшей дисциплиной. В случае неудачного
выполнения того или другого технического приёма, тактического действия
надо побуждать занимающихся к повторным попыткам, приучая их таким
образом в упорной, настойчивой тренировке добиваться положительных
результатов.
Юноши и девушки 15-17 лет иногда смущаются активно проявлять себя в
играх, индивидуально выполнять, когда подойдёт их очередь, те или другие
задания. Особенно часто это происходит при занятиях в группах, смешанных
по полу. Одни из боязни показаться неуклюжими или нерасторопными иногда
специально играют "не во всю силу" или в ответственные моменты игры
намеренно допускают "неловкие" движения, чтобы вызвать смех и тем самым
отвлечь внимание товарищей от должной оценки своих действий в игре; другие
же просто избегают "опасных" положений в играх или играют неактивно.
Руководитель должен проходить к таким занимающимся достаточно тактично и
не ставить их в неудобное положение перед товарищами, а предлагать им
посильные и доступные роли и задания. Отстающих же игроков необходимо
побуждать к совершенствованию своих игровых действий, к активному
поведению во время игры. В этом отношении на одного хорошо подействует
ободряющее слово, сказанное руководителем, для другого полезен поединок с
лучшим
игроком,
намеренно
организованный
руководителем,
третий
отреагирует на замечание, сделанное строгим тоном, и т.д.
Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным
видам
спорта,
полезно
давать
им
рекомендации
по
самостоятельному
использованию подвижных игр.