Автор: Пахомова Марина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №50
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: сообщение на педагогическом совете
Тема: Информационные технологии в начальной школе
Раздел: начальное образование
Информационные технологии в начальной школе
(сообщение на педагогическом совете)
Подготовила: Пахомова М.С., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №50 г. Ставрополь
В настоящее время можно видеть, как информационные технологии
очень активно охватывают все новые сферы деятельности человека. В том
числе информационные технологии активно внедряются в сферу образования
и начальное образование не является исключением.
Как известно, именно в начальной школе осуществляется смена
основной деятельности ребенка с игровой на учебную. Очень часто
такая
перемена
трудно
переносится
большинством
учащихся
из-за
сокращения игровой практики. Применение ИКТ в учебном процессе
позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Это обеспечивает
плавную
смену
деятельности,
при
этом
обучение
становится
более
интересным.
Не секрет, что современный урок в начальной школе невозможно
представить без наглядности. Применение информационных технологий
позволяет легко решить эту задачу с помощью компьютеров, программного
обеспечения, проекторов, интерактивных досок. С помощью этих средств на
уроке создается благоприятная среда, которая способствует развитию
учащихся. Используя ИКТ в начальной школе можно добиться: активизации
познавательной деятельности, повышения умственной активности младших
школьников, повышения эмоционального отклика учащихся на уроке,
развития навыков самообразования и самоконтроля, приобретения навыков
работы на компьютере учащимися, овладения практическими способами
работы с информацией.
При использовании компьютерных технологи, решаются две главные
задачи:
• Дети учатся пользоваться новым оборудованием;
• Используются новые возможности в учебной и внеклассной работе.
Анализ занятий с использованием ИКТ показал, что на уроках с
применением презентаций, дети, которые обычно не отличались
высокой активностью на уроках, стали активнее, стали высказывать свое
мнение, и не боятся рассуждать. У детей повышается качество знаний,
ребёнок продвигается в общем развитии, появляется стремление преодолеть
трудности, познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение
сложным
материалом.
А
главное,
создаются
условия
для
лучшего
взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в ходе учебного
процесса. Преимущество такого подхода состоит в том, что её можно
применять на различных этапах урока: при объяснении нового материала,
при закреплении изученного, при повторении, при обобщении, при контроле
знаний.
Мультимедийный
проектор
стал
незаменимым
инструментом
в
проведении как урока, так и внеклассного мероприятия. В настоящее время
уроки с использованием ИКТ стали нормой в начальной образовании. Вместе
с тем, очень важно заметить, что информационные технологии применяются
не вместо, а вместе с традиционными образовательными технологиями.
Презентации
позволяют
наглядно
представлять
материал,
управлять
интенсивностью процесса объяснения нового материала, регулировать объем
и скорость выводимой информации посредством анимации, повышать
познавательную активность учащихся. Фрагменты уроков, на которых
используются презентации, отражают один из главных принципов создания
современного урока - принцип наглядности.
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет
ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им
знания, применять их в жизненных ситуациях. Использование ИКТ в
проектной деятельности позволяет выполнить задание, которое является
осмысленным, интересным и важным лично для ученика, и при этом он
осваивает модели учебной деятельности, расширяет кругозор, приобретает
конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает наиболее
существенные базовые знания из области информационных технологий,
развивает навыки общения.
При
грамотном
использовании
неограниченных
возможностей
современных
информационно-коммуникативных
технологий
уже
к
четвёртому классу ученики имеют не только знания по предметам, но и
владеют
навыками
работы
с
источниками
информации,
умеют
её
перерабатывать и представлять в разных видах, умеют работать с научной,
учебной и справочной литературой, они самостоятельно делают презентации
к своим выступлениям. Учащиеся подходят к работе творчески, с большим
желанием, достаточно логично и грамотно излагают материал. Всё это
способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества,
развитию навыков и умений, необходимых в современном мире, а значит,
даёт
возможность
детям
стать
более
успешными
в
жизни,
конкурентоспособными на рынке труда в будущем.
Будущее детей формируется в школе. И поэтому ученики должны быть
готовыми успешно интегрироваться в общество. Решать эту задачу помогает
внедрение
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовательный
процесс.
Таким
образом,
применение
ИКТ
в
образовательном процессе позволяет решать одну из важных задач обучения
- повышение уровня знаний.
Использованные источники:
1. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании.
Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.
2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И.Г.
Захарова. - М.: Академия, 2010. - 192 с.