Автор: Евстафьева Надежда Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Ходарская СОШ имени И. Н. Ульянова Шумерлинского МО Чувашской Республики"
Населённый пункт: село Ходары
Наименование материала: статья
Тема: Сохраним подвиг народа
Раздел: начальное образование
Евстафьева Надежда Михайловна, учитель,
МАОУ «Ходарская СОШ имени И. Н. Ульянова»,
Шумерлинский МО Чувашской Республики,
Сохраним подвиг народа
Аннотация. Статья посвящена сохранению памяти о подвиге и
мужестве жителей маленького чувашского села во время Великой
Отечественной войны. Кровопролитная война коснулась каждой семьи.
Чтобы лучше запомнить героическую жизнь наших родных, мы с
учащимися пишем воспоминания дедушек и бабушек и рассказываем
друзьям, так же оформляем альбомы. Мы продолжим изучение истории
своей семьи и страны. Эти знания помогут нашим детям вырасти
настоящими патриотами.
Ключевые слова: война, победа, мужество, фронт, тыл, школа.
Духовно-историческое развитие России – это история содружества
народов, которые много веков живут на общей земле, растят хлеб и детей,
строят не только красивые и уютные дома, но и огромные заводы,
прокладывают дороги в непроходимых лесах и через болота, осваивают
космос и новые технологии…
А всё новое не может создаваться без любви к родным и близким, к
родной земле и любимой Родине. Любовь к Родине невозможна без знаний
о ней. Эти знания хранят опыт наших родителей и предков. Они своими
силами, умом и трудом создавали и благоустраивали для жизни нашу
страну, защищали её во время войн и восстанавливали после возвращения
к мирной жизни.
Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2025 год -
Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов.
Глава нашей Чувашской Республики в честь 80-летия Победы в Великой
Отечественной войне 1941–1945 годов и в целях увековечения великого
подвига, героизма и самоотверженности ветеранов войны и тружеников
тыла
объявил в Чувашской Республике 2025 год Годом Победы и
патриотизма.
2025 год особенный… Ровно 80 лет назад наш народ победил в самой
кровопролитной
войне.
Великую
Отечественную
войну
назвали
всенародной. Ведь война шла не только на фронте, где свистели пули и
взрывались мины. В тылу тоже ковали победу, несмотря на трудности и
лишения.
Война… Какое короткое слово. Но каждый человек вздрагивает,
услышав его. В разное время в каждую семью она приносит боль и
страдания.
Перед многонациональным народом великой России жизнь всегда
ставила
большие задачи, которые требовали героизма и подвигов.
Помним ли мы своих героев? Есть ли место для подвигов в наше
время? И нужны ли сегодня герои и подвиги? На все эти вопросы мы с
детьми пытаемся найти ответы и на уроках литературного чтения и основ
православной
культуры.
Подвигу и народному героизму здесь отведены такие важные темы для
детей, как «Россия - наша Родина», «Подвиг», «Защита Отечества»,
«Любовь и уважение к Отечеству». Изучая эти темы, мы с учащимися
стараемся ответить на вопросы «Что это значит для меня?» и «Какова роль
моей семьи на данном этапе истории страны?»
В данной статье я хочу рассказать о мужестве и героизме прадедов и
прабабушек своих обучающихся, которые испытали на себе все тяготы
военных
лет
на
фронте
и
в
тылу.
Герои России... Их судьбы такие разные и такие похожие. Мы с
учащимися рассуждаем о мужестве и самоотверженности, об идее, ради
которой
люди
совершали
героические
поступки...
22 июня 1941 года было обычным выходным днём. Только накануне в
школах прошли выпускные вечера, и вчерашние школьники мечтали о
дальнейшей счастливой жизни. К обеду до всех дошла страшная весть:
«Началась
война!».
Начали приходить первые повестки. Первыми из чувашского села на
войну ушли Иван Сергеевич Шангеев, Геннадий Фёдорович Николаев. С
первых же дней войны активно шел сбор вещей для армии. По данным на
21 сентября 1941 года, жители села Ходары собрали 6 пар валенок, 1
полушубок, 1 ватные брюки, 35 невыделанных овчин, 4 килограмма
шерсти,
35
метров
домотканого
холста.
Трудные времена настали и для школы. Выпускники 1941 года 17 июня
сдали последний экзамен, а 22 июня началась война, которая круто
изменила их мечты и намерения на будущее. Они оказались «в плену»
четырёх военных лет. 12 учителей-мужчин ушли на фронт. Всего на
фронтах войны сражались более 100 воспитанников Ходарской школы...
Приближая Победу, люди отдавали свои личные сбережения на
строительство боевой техники. Председатель колхоза имени Ленина Ф. Я.
Яковлев на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии» внёс
30 тысяч рублей. Учащиеся школы на строительство танковой колонны
«Пионер
Чувашии»
собрали
10
тысяч
рублей.
Военные трудности всех объединили. В ноябре 1941 года в
Шумерлинский район и в село Ходары приехали эвакуированные люди из
Ленинградской, Смоленской, Тверской областей, Белоруссии, Литвы.
В наше маленькое село приехали 40 семей, в которых было около 30
детей. Сельчане встретили их как близких и родных. Почти каждая семья
из села приютила и обогрела в своём доме тех, кто сумел убежать от войны
и хотел помочь победить врага. Эвакуированные прожили здесь до 1944
года... Маленькие дети играли и росли вместе, те что постарше помогали
взрослым не только по хозяйству. Война заставила их быстро повзрослеть.
Все вместе стали растить хлеб, ездили на лесозаготовки для фронта,
строили оборонительный рубеж.
На территории Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны
проходили
линии
двух
оборонительных
рубежей — Сурского и «Казанского обвода». Рубежи возводились для
защиты крупнейшего в округе промышленного центра — Казани. В
октябре 1941 года началось строительство Сурского оборонительного
рубежа, продолжавшееся до конца февраля 1942 года. Из села Ходары в
строительстве активное участие принимали в основном женщины и
девушки, так как многие мужчины уже ушли на фронт. На одних уже
пришли похоронки, другие вернулись с ранениями, а третьи пропали без
вести на поле боя. 103 семьи из нашего маленького села не дождались
после войны своих сыновей и дочерей, отцов и дедов.
Освобождая европейские земли от фашизма, советские солдаты шли
вперед, невзирая на боль и усталость, страх перед смертью, желание
вернуться домой и обнять своих родных. Наши прадеды шли сквозь дым и
огонь, разрывы мин и снарядов. Подвиги самопожертвования совершались
и в тылу, где полуголодные люди трудились за станками и на полях во имя
победы.
У каждого народа есть свои герои, на их подвигах воспитывается
молодое поколение. Наша Родина - страна героическая. В ее истории
военных лет было больше, чем мирных. Чтобы молодежь была готова
вновь встать на защиту страны, нужны примеры героизма, не показушного,
а истинного. И эти примеры можно найти в славной истории нашей
многонациональной
страны
и
каждой
семьи.
Очень важно, чтобы наши дети знали и помнили о подвиге и мужестве,
которые совершали их родные в трудные для страны и народа времена. А
мы, взрослые, должны им в этом помочь ради светлого будущего наших
детей, ведь без прошлого нет будущего.
Мы с учащимися проводим исследовательскую работу на тему «Моя
семья в истории страны». Важную роль отводим при этом 1941-1945
годам. Чтобы лучше запомнить героическую жизнь наших родных, мы с
учащимися пишем воспоминания дедушек и бабушек и рассказываем
друзьям, так же оформляем альбомы.
Я признательна родителям, которые находят время и желание и делятся
своими воспоминаниями детьми.
Сегодня идёт война ради правды против фашизма, который вновь
пытается подняться. Наши дети, правнуки победителей, полны решимости
отстоять и защитить завоевания своих прадедов. Вчерашние наши
выпускники опять на защите Родины. Молодое поколение, высоко несёт
славное имя Солдата Победы, передавая его из поколения в поколение.
Среди выпускников Ходарской средней школы есть участники войн в
Афганистане, Чечне и на Украине, многие, из которых награждены
медалями и орденами. Мы гордимся их мужеством.
А мы с детьми стараемся их поддержать – письма поддержки,
открытки, талисманы – обереги готовим своими руками. Помогаем
старшим
плести
маскировочные
сети.
Мы с учащимися продолжим изучение истории своей семьи и страны.
Эти знания помогут нашим детям вырасти настоящими патриотами.