Автор: Яковлева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Мурманск №140
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Автоматизация звуков в игровой деятельности старших дошкольников с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Яковлева Л. Н.,
Воспитатель
МАДОУ №112
г. Мурманск
Автоматизация звуков [Р]- [Р’] в игровой деятельности старших
дошкольников с ОВЗ
Цель работы воспитателя по автоматизации звуков [Р]-[Р’] заключается в том. чтобы
продолжить работу логопеда по правильному произношению поставленных звуков
различных формах речевой деятельности.
В зависимости от этапов коррекционной работы логопеда по автоматизации звуков
воспитатель может использовать следующие игровые приемы:
Автоматизация звуков изолированно.
«Заведи мотор »(звук [р] произносится на длительном выдохе).
«Закончился бензин –мотор заводится по-другому»(произнесение звука [р’]отрывисто на
длительном выдохе).
Автоматизация звуков на этапе слога.
«Песенки-рычалочки»(повторение
несколько
раз
заданного
слога;
открытого,
закрытого ,со стечением согласных звуков ).
Автоматизация звуков на этапе слова.
«Повторялки» (отраженное повторение за взрослым и самостоятельное проговаривание
слов).
«Разведчики»(дети самостоятельно выбирают слова на заданный звук).
«Один-много»(изменения существительных единственного числа во множественное).
Автоматизация звуков на этапе словосочетаний.
«Повтори правильно» (повторение за взрослым словосочетаний :фруктовые деревья.
разноцветная крыша. красная рубаха и др.).
«Назови ласково» (изменение существительного и прилагательного с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Автоматизация звуков на этапе предложения и чистоговорок
(дети повторяют за взрослым )
Ор-ор-ор-мальчика зовут Егор.
Ора-ора-ора-есть домик у Егора.
Ерь-ерь-ерь-у домика есть дверь.
Арь-арь-арь-у двери горит фонарь.
Род-род-род-слева огород.
Оры-оры-оры-растут там помидоры.
Рец-рец-рец-растет хрустящий огурец.
Рох-рох-рох-в стручках зеленый там горох.
Роп-роп-роп-есть петрушка игорох.
Руза-руза-руза-зреет кукуруза.
Автоматизация звуков на этапе связной речи.
Составление рассказов-описаний о мальчике Егоре; составление текста-цепочки с опорой
на последовательно расположенные предметы.
Для развития фонематических процессов используются следующие игровые приемы:
«Поймай звук»(хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук[ р] на фоне звуков и слогов).
«Прятки»(назвать место звука в слове).
«Разложи правильно» (отобрать картинки с дифференциацией звуков[ р ]–[ р’]).
Игры направленные на развитие :
-зрительной ,слуховой памяти и внимания: «Что пропало?», «Исправь ошибку »,
«Запомни-повтори» и др.
-пространственных ориентаций : «Куда пойдем, что найдем?».
-координация тонких движений пальцев рук(прищепки, шнуровки).
Таким образом, в сочетании игры и учения коррекционная работа по автоматизации
звуков становится интересной, развивающей и познавательной, продолжает работу
учителя- логопеда, что особенное важно для детей с ОНР.
Литература:
1.Бухарина К.Е.Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков
русского языка./М.:Детство-Пресс,2021.-144с.
2.Воронина Л.П.,Червякова Н.А.Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики ,массажа и
самомассажа./М.:Детство-Пресс,2022.-80с.
3.Нищева Н.В.Автоматизация звуков в рассказах./М.:Детство-Пресс.2021.-24с.
4.Нищева Н.В.Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков./М.:Детство-Пресс,2021.-24с
5.Савельева В.А.пальчиковые и жестовые игры в тихах для дошкольников./М.:Детсво-Пресс,2021.-64с.