Напоминание

"Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Родионова Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 60 "Солнышко" Первомайского района
Населённый пункт: город Новосибирск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

(речевыми

нарушениями)

выявляет

у

многих

из

них

характерные

недостатки

в

развитии

познавательной

сферы,

обусловленные

речевым

дефектом

и

низкой

умственной

и

физической

работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение. Кроме

психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, т.е.

воспитанники

осознают

свои

недостатки,

что

приводит

к

дефициту

речевого

общения,

что

способствует

появлению

аффективных

реакций

на

исполнение

словесных

инструкций

или

невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость.

Результативность всего коррекционно-образовательного процесса достигается координацией

работы

психологической

и

логопедической

службы

с

педагогами

учреждения,

детьми

и

их

родителями.

Поэтому идея сопровождения ребенка с ОВЗ реализуется через сотрудничество «Воспитатель

– Логопед - Родитель - Психолог».

ЦЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе

коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное

и личностное развитие ребёнка.

ЗАДАЧИ:

Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;

Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности

специалистов;

Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях

дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной

компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности

ребенка и коррекции речевых нарушений.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

o

- Системность

o

- Комплексность

o

- Соответствие возрастным индивидуальным возможностям

o

- Адекватность требований и нагрузок

o

- Постепенность и системность

o

- Индивидуализация темпа работ

ЗАДАЧИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Обследование

воспитанников

и

выявление

среди

них

детей,

нуждающихся

в

профилактической и коррекционно-речевой помощи.

Изучение

уровня

речевого,

познавательного,

физического

развития

и

индивидуально-

типологических

особенностей

детей,

нуждающихся

в

логопедической

поддержке,

определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Систематическое

проведение

необходимой

профилактической

и

коррекционно-речевой

работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному

обучению.

1

Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической

работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .

Развитие мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Обогащение словарного запаса .

Задачи работы педагога-психолога

Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Совершенствование мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

Активизация отработанной лексики.

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный

(сентябрь - октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную

коррекционную работу с детьми.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

(ноябрь - февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.

Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение

компетентности

у

родителей

и

педагогов

по

вопросам

речевого

и

психологического развития детей.

Заключительный

(март - май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

2

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе

группы.

Одной из форм совместной работы являются

интегрированные занятия. Интегрированное

построение

занятий

дает

возможность

детям

реализовать

свои

творческие

возможности,

развить коммуникативные умения, познавательную активность.

Задачи интегрированного занятия:

1.

Дидактические

2.

Коррекционные

3.

Воспитательные

Обогащать,

уточнять

и

активизировать

языковые

навыки

воспитанников

;

закреплять,

уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием

интегрированного

занятия);

учить

ребенка

применять

языковые

средства

(вербальные

и

невербальные) в различных видах деятельности.

Закреплять

навыки

правильного

звукопроизношения;

грамматического

структурирования

высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать

нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и

поведения; развивать высшие психические функции.

Вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать

общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное

отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Мониторинг результатов деятельности

Аналитическая

деятельность

позволяет

нам

отследить

эффективность

коррекционно-

развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные

положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития

ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных

факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Результативность

Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям

в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей

в

области

коррекционной

педагогики.

В

процессе

коррекционно-развивающей

деятельности

необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет

предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Cовременные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и

тщательной

проработки

организационно-содержательных

аспектов

психолого-логопедической

помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на

тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых

нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается

3

неумение

слушать

и

слышать,

согласовывать

свои

действия

с

действиями

других,

отсутствие

самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии

психических

процессов.

Изучив

научно-методическую

литературу,

оценив

острую

потребность

современной

практики,

мы

увидели

актуальность

интегрированного

подхода

в

деятельности

педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем,

связанных

с

речевыми

нарушениями

у

детей

является

основой

для

взаимодействия

данных

специалистов.

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика