Автор: Родионова Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 60 "Солнышко" Первомайского района
Населённый пункт: город Новосибирск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья
(речевыми
нарушениями)
выявляет
у
многих
из
них
характерные
недостатки
в
развитии
познавательной
сферы,
обусловленные
речевым
дефектом
и
низкой
умственной
и
физической
работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение. Кроме
психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, т.е.
воспитанники
осознают
свои
недостатки,
что
приводит
к
дефициту
речевого
общения,
что
способствует
появлению
аффективных
реакций
на
исполнение
словесных
инструкций
или
невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость.
Результативность всего коррекционно-образовательного процесса достигается координацией
работы
психологической
и
логопедической
службы
с
педагогами
учреждения,
детьми
и
их
родителями.
Поэтому идея сопровождения ребенка с ОВЗ реализуется через сотрудничество «Воспитатель
– Логопед - Родитель - Психолог».
ЦЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе
коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное
и личностное развитие ребёнка.
ЗАДАЧИ:
Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности
специалистов;
Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях
дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной
компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности
ребенка и коррекции речевых нарушений.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
o
- Системность
o
- Комплексность
o
- Соответствие возрастным индивидуальным возможностям
o
- Адекватность требований и нагрузок
o
- Постепенность и системность
o
- Индивидуализация темпа работ
ЗАДАЧИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Обследование
воспитанников
и
выявление
среди
них
детей,
нуждающихся
в
профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Изучение
уровня
речевого,
познавательного,
физического
развития
и
индивидуально-
типологических
особенностей
детей,
нуждающихся
в
логопедической
поддержке,
определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Систематическое
проведение
необходимой
профилактической
и
коррекционно-речевой
работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному
обучению.
1
Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической
работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .
Развитие мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Обогащение словарного запаса .
Задачи работы педагога-психолога
Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
Активизация отработанной лексики.
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.
Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Этап
Основное содержание
Результат
Организационный
(сентябрь - октябрь)
Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.
Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.
Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.
Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную
коррекционную работу с детьми.
Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ.
Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.
Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
Основной
(ноябрь - февраль)
Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.
Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
Создание и реализация проектной деятельности.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.
Повышение
компетентности
у
родителей
и
педагогов
по
вопросам
речевого
и
психологического развития детей.
Заключительный
(март - май)
Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
2
Корректировка индивидуальных и групповых программ.
Отчет по проделанной работе.
Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе
группы.
Одной из форм совместной работы являются
интегрированные занятия. Интегрированное
построение
занятий
дает
возможность
детям
реализовать
свои
творческие
возможности,
развить коммуникативные умения, познавательную активность.
Задачи интегрированного занятия:
1.
Дидактические
2.
Коррекционные
3.
Воспитательные
Обогащать,
уточнять
и
активизировать
языковые
навыки
воспитанников
;
закреплять,
уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием
интегрированного
занятия);
учить
ребенка
применять
языковые
средства
(вербальные
и
невербальные) в различных видах деятельности.
Закреплять
навыки
правильного
звукопроизношения;
грамматического
структурирования
высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать
нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и
поведения; развивать высшие психические функции.
Вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать
общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное
отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.
Мониторинг результатов деятельности
Аналитическая
деятельность
позволяет
нам
отследить
эффективность
коррекционно-
развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные
положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития
ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных
факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Результативность
Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям
в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей
в
области
коррекционной
педагогики.
В
процессе
коррекционно-развивающей
деятельности
необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет
предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.
Cовременные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и
тщательной
проработки
организационно-содержательных
аспектов
психолого-логопедической
помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на
тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых
нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается
3
неумение
слушать
и
слышать,
согласовывать
свои
действия
с
действиями
других,
отсутствие
самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии
психических
процессов.
Изучив
научно-методическую
литературу,
оценив
острую
потребность
современной
практики,
мы
увидели
актуальность
интегрированного
подхода
в
деятельности
педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем,
связанных
с
речевыми
нарушениями
у
детей
является
основой
для
взаимодействия
данных
специалистов.
4