Автор: Буксартова Гульсун Жаксибаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №51
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Статья для воспитателей на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям
детского сада».
Составитель: Буксартова Гульсун Жаксибаевна.
Воспитатель МДОУ д/с №51, г. Магнитогорск
Фазы адаптационного периода.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления
ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня).
При лёгкой адаптации
поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит
восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение
бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не
нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие
взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к
окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается,
но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца
восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней,
без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности
вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации.
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее.
Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит
восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в
течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ.
Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не
используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными
навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз,
сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается.
Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми,
общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность,
потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух
недель.
Тяжелая степень адаптации
. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,
просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды,
невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение
безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню
пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического
взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от
участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3
периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей
каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт
довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум,
громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это
медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с
окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1.Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании.
При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может
прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и
доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила
жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в
домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это
может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее
значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в
группе чрезвычайно важен.
- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может
быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку
не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро
адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный
протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как
раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка
к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более
возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы
организма.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных
переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как
обязательное, но оно возможно.
Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как
партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном
внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Памятки для воспитателя:
1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают
следующую информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.
-как называют ребенка дома
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском
саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в
ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным.
4. Уточнить правила в общении с родителями:
-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там
столько, сколько сочтут нужным;
-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;
5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период
пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей
в другие группы.
7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.
8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и
сверстниками.
10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или
медико-педагогических советах.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ
– важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Список литературы:
1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. -
М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-М.,1983.
3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г., часть вторая, М.:
«Просвещение», 1988.