Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"


Автор: Буксартова Гульсун Жаксибаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №51
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья для воспитателей на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям

детского сада».

Составитель: Буксартова Гульсун Жаксибаевна.

Воспитатель МДОУ д/с №51, г. Магнитогорск

Фазы адаптационного периода.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления

ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня).

При лёгкой адаптации

поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит

восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение

бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не

нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие

взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к

окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается,

но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца

восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней,

без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности

вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации.

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее.

Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит

восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в

течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ.

Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).

Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не

используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными

навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз,

сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается.

Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми,

общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность,

потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух

недель.

Тяжелая степень адаптации

. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,

просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды,

невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение

безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню

пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического

взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от

участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3

периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей

каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт

довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум,

громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это

медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с

окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1.Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании.

При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может

прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и

доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила

жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в

домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это

может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее

значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в

группе чрезвычайно важен.

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может

быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку

не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро

адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный

протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как

раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка

к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более

возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы

организма.

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных

переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как

обязательное, но оно возможно.

Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со

сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как

партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном

внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Памятки для воспитателя:

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают

следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.

-как называют ребенка дома

-чем больше всего любит заниматься ребенок

-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском

саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.

3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в

ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным.

4. Уточнить правила в общении с родителями:

-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там

столько, сколько сочтут нужным;

-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период

пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей

в другие группы.

7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.

9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и

сверстниками.

10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или

медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ

– важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Список литературы:

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. -

М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-М.,1983.

3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г., часть вторая, М.:

«Просвещение», 1988.



В раздел образования




Яндекс.Метрика