Напоминание

"Роль прогулки в формировании экологических представлений у дошкольников"


Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г.о.г. Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Роль прогулки в формировании экологических представлений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль

прогулки

в

формировании

экологических

представлений

у

дошкольников

Аннотация: В

статье

представлен

обобщенный

опыт

прогулок

в

формировании экологических представлений у дошкольников.

Ключевые

слова: дошкольники,

экологическое

воспитание,

развитие

личности.

Удивительный мир природы... Он открывает ребёнку богатство звуков,

запахов, множество загадок и тайн, побуждает наблюдать, слушать и

размышлять. Человек неотделим от природы — её отсутствие делает его

жизнь неполноценной. Благодаря природной среде развивающийся организм

накапливает жизненные силы и укрепляет здоровье. Слияние мира природы и

двигательной активности становится важным фактором всестороннего

развития ребёнка в атмосфере психологического комфорта.

Во всех возрастных группах детского сада прогулки активно используются

для знакомства детей с природой. Они играют значимую роль в воспитании и

обучении: предоставляют возможность непосредственного взаимодействия с

окружающей

средой

в

разные

времена

года,

активизируют

детскую

деятельность. Воспитатель может в реальных условиях продемонстрировать

детям разнообразные природные объекты и явления, показать их взаимосвязь,

формируя наглядные представления о флоре, фауне, сезонных изменениях, а

также о труде человека, влияющего на природу. Таким образом, дети

начинают глубже понимать родную природу, учатся быть наблюдательными,

подмечать важные особенности.

Прогулки приносят детям радость и яркие впечатления, которые надолго

остаются в их памяти. Наблюдая за окружающим миром, дети развивают

любовь к природе. Эти ежедневные прогулки позволяют накапливать

представления о природных процессах, происходящих длительное время.

Педагог

знакомит

детей

с

ежедневными

изменениями

в

погоде,

продолжительности дня, жизнью растений и животных, сезонным трудом

людей. Дети играют с природными материалами — песком, водой, глиной,

льдом, листьями и т.п., развивая сенсорный опыт и познавательную

активность. Они получают удовольствие от общения с природой и начинают

ощущать её красоту.

Во время прогулок как на территории детского сада, так и за его пределами

осуществляется ежедневное изучение природного мира. Важно понимать, что

прогулка — это лишь часть многогранной работы по экологическому

воспитанию, и её содержание скромнее по объёму, чем на экскурсии. Именно

во

время

прогулок

целесообразно

наблюдать

за

теми

природными

изменениями, которые требуют длительного времени — например, смена

погодных условий или поведение птиц. Дети могут наблюдать за таянием

снега, набуханием почек, подкормкой птиц и т.д.

Существует

тесная

взаимосвязь

между

прогулками

и

экскурсиями.

Повседневные наблюдения на прогулках формируют у детей конкретные

представления, которые в дальнейшем обобщаются и уточняются во время

экскурсионной

деятельности.

Знания,

полученные

на

экскурсиях,

закрепляются при последующих прогулках. Необходимо помнить, что

понимание сезонных изменений у детей формируется постепенно. В

младшей группе идёт накопление чувственного опыта, в средней —

формируются первые обобщения, а в старшей дети уже могут делать выводы

о характерных признаках всех времён года. Однако знания эти требуют

постоянного уточнения и закрепления, особенно в подготовительной группе.

Пребывание на свежем воздухе жизненно необходимо каждому ребёнку.

Прогулка — идеальное время для знакомства с живой и неживой природой,

рассказов о животных и растениях. Делать это можно где угодно и в любое

время года: в парке, во дворе, в лесу, у водоёма. Показывая ребёнку природу,

взрослый

способствует

развитию

личности,

пробуждает

интерес

к

окружающему миру (интеллектуальная сфера), формирует сочувствие и

желание помогать животным, уважение к жизни во всех её проявлениях

(нравственная сфера), воспитывает умение видеть красоту в простом и

естественном (эстетическая сфера).

Следует помнить: всё, что живёт в естественных, не нарушенных условиях,

— по-своему прекрасно. Такое общение с природой, наполненное новыми

открытиями

и

положительными

эмоциями,

способствует

гармонии

и

душевному равновесию ребёнка. А это, в свою очередь, является основой

психического и физического здоровья.



В раздел образования




Яндекс.Метрика