Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г.о.г. Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Роль прогулки в формировании экологических представлений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Роль
прогулки
в
формировании
экологических
представлений
у
дошкольников
Аннотация: В
статье
представлен
обобщенный
опыт
прогулок
в
формировании экологических представлений у дошкольников.
Ключевые
слова: дошкольники,
экологическое
воспитание,
развитие
личности.
Удивительный мир природы... Он открывает ребёнку богатство звуков,
запахов, множество загадок и тайн, побуждает наблюдать, слушать и
размышлять. Человек неотделим от природы — её отсутствие делает его
жизнь неполноценной. Благодаря природной среде развивающийся организм
накапливает жизненные силы и укрепляет здоровье. Слияние мира природы и
двигательной активности становится важным фактором всестороннего
развития ребёнка в атмосфере психологического комфорта.
Во всех возрастных группах детского сада прогулки активно используются
для знакомства детей с природой. Они играют значимую роль в воспитании и
обучении: предоставляют возможность непосредственного взаимодействия с
окружающей
средой
в
разные
времена
года,
активизируют
детскую
деятельность. Воспитатель может в реальных условиях продемонстрировать
детям разнообразные природные объекты и явления, показать их взаимосвязь,
формируя наглядные представления о флоре, фауне, сезонных изменениях, а
также о труде человека, влияющего на природу. Таким образом, дети
начинают глубже понимать родную природу, учатся быть наблюдательными,
подмечать важные особенности.
Прогулки приносят детям радость и яркие впечатления, которые надолго
остаются в их памяти. Наблюдая за окружающим миром, дети развивают
любовь к природе. Эти ежедневные прогулки позволяют накапливать
представления о природных процессах, происходящих длительное время.
Педагог
знакомит
детей
с
ежедневными
изменениями
в
погоде,
продолжительности дня, жизнью растений и животных, сезонным трудом
людей. Дети играют с природными материалами — песком, водой, глиной,
льдом, листьями и т.п., развивая сенсорный опыт и познавательную
активность. Они получают удовольствие от общения с природой и начинают
ощущать её красоту.
Во время прогулок как на территории детского сада, так и за его пределами
осуществляется ежедневное изучение природного мира. Важно понимать, что
прогулка — это лишь часть многогранной работы по экологическому
воспитанию, и её содержание скромнее по объёму, чем на экскурсии. Именно
во
время
прогулок
целесообразно
наблюдать
за
теми
природными
изменениями, которые требуют длительного времени — например, смена
погодных условий или поведение птиц. Дети могут наблюдать за таянием
снега, набуханием почек, подкормкой птиц и т.д.
Существует
тесная
взаимосвязь
между
прогулками
и
экскурсиями.
Повседневные наблюдения на прогулках формируют у детей конкретные
представления, которые в дальнейшем обобщаются и уточняются во время
экскурсионной
деятельности.
Знания,
полученные
на
экскурсиях,
закрепляются при последующих прогулках. Необходимо помнить, что
понимание сезонных изменений у детей формируется постепенно. В
младшей группе идёт накопление чувственного опыта, в средней —
формируются первые обобщения, а в старшей дети уже могут делать выводы
о характерных признаках всех времён года. Однако знания эти требуют
постоянного уточнения и закрепления, особенно в подготовительной группе.
Пребывание на свежем воздухе жизненно необходимо каждому ребёнку.
Прогулка — идеальное время для знакомства с живой и неживой природой,
рассказов о животных и растениях. Делать это можно где угодно и в любое
время года: в парке, во дворе, в лесу, у водоёма. Показывая ребёнку природу,
взрослый
способствует
развитию
личности,
пробуждает
интерес
к
окружающему миру (интеллектуальная сфера), формирует сочувствие и
желание помогать животным, уважение к жизни во всех её проявлениях
(нравственная сфера), воспитывает умение видеть красоту в простом и
естественном (эстетическая сфера).
Следует помнить: всё, что живёт в естественных, не нарушенных условиях,
— по-своему прекрасно. Такое общение с природой, наполненное новыми
открытиями
и
положительными
эмоциями,
способствует
гармонии
и
душевному равновесию ребёнка. А это, в свою очередь, является основой
психического и физического здоровья.