Автор: Щекочихина Наталья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад комбинированного вида № 24 " Светлячок"
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: «Хореографическое искусство в системе дошкольного образования»
Тема: « Методы работы в обучении дошкольников хореографии»
Раздел: дошкольное образование
« Методы работы в обучении дошкольников хореографии»
Хореографическое искусство – массовое искусство, оно доступно
всем, в том числе, и детям дошкольного возраста. Десятки тысяч детей
принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию
воспитанники приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а
развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более
тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на
балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах.
российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными.
Они воспитывают и развивают не только художественные навыки
исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и
нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.
Занятия хореографическим искусством способствуют физическому
развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие
привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой,
восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный,
требующий многих качеств от детей. Педагог-хореограф должен
сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с
искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. Первые
шаги в хореографии должны давать ребенку положительные эмоции, но
также готовить будущего танцора к сцене. Основываясь на этих задачах, а
также специфике возраста, определяется приоритет танцевально-игровых
форм организации образовательного процесса с дошкольниками
Целью хореографических занятий является формирование у детей
творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и
танцевальных движений, развитие исполнительских способностей детей.
К обучающим задачам относится:
- обучение детей владеть своим телом,
-учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать
движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной
выразительности;
- ритмично и выразительно двигаться;
-играть в музыкальные игры,
-водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой
деятельности;
К развивающим задачам относится:
-совершенствование психомоторных способностей детей (развитие ловкости,
точности, силовых и координационных способностей;
-развитие равновесия, силы, укрепление мышечного аппарата);
-развитие мелкой моторики, памяти, внимания, воображения;
-развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение
слушать музыку;
-развитие координации и укрепления опорно-двигательного аппарата.
К воспитательным задачам относится:
-воспитание у детей интереса к танцевальному искусству;
-воспитание умения вести себя в группе во время движения, танцев и игр;
-формирование культурных привычек в процессе группового общения с
детьми и взрослыми;
-воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Виды и приемы танцевальных занятий в детском саду
Танцевальные занятия должны включать разные виды упражнений, чтобы
дети развивались гармонично. Планируя план занятий необходимо включать:
-пантомимические упражнения
Это упражнения для развития мимики и жестикуляции, которые помогают
сделать танец более выразительным. Например, когда в песне звучит строчка
“тучка на небе” - дети хмурятся, а когда “солнышко” – улыбаются;
-танцевальные упражнения
Это простые элементы народных или современных танцев. Например,
воспитатель водит с детьми хоровод или дети учат переходы с носочков на
пятки;
-коллективно-порядковые упражнения.
Учат детей показывать общие фигуры и перестраиваться, взаимодействуя с
другими танцорами. Например, сначала дети двигаются паровозиком, а
потом перестраиваются в круг или в шахматный порядок;
-музыкально-ритмические упражнения
Учат детей чувствовать ритм, воспринимать музыку на слух, выполнять
движения в такт музыки. Например, сначала под музыку двигаются только
руки, затем только ноги, а потом все вместе.
Любое танцевальное упражнение можно преподнести разными способами.
Это сделает занятия более интересными и разнообразными, и поможет детям
быстрее запомнить движения и соединить их в танец. Выделяют три
основных приема:
1. Наглядный
Воспитатель показывает движения, а дети повторяют за ним. Важно
показывать движения не только в момент изучения нового танца, но и при
повторении старых. Позиции и движения может показывать не только
воспитатель, но и ребенок. Также можно использовать картинки или видео.
2. Словесный
Речь становится связующим звеном между движениями и музыкой.
Воспитатель короткими фразами обозначает, какое движение должны
выполнить дети. Например, в определенный момент песни дети должны
перестроиться из круга в шеренгу. Воспитатель сначала объясняет детям, что
означает круг и шеренга. А во время танца в нужный момент говорит “Круг”
или “Шеренга”, чтобы дети перестроились.
3. Игровой и песенный
Дети сильнее вовлекаются в занятие, если они не только молча двигаются, но
и поют песни или разыгрывают сценку. Можно подобрать песенку, слова
которой легко показать движениями. Дети поют песню и одновременно
двигаются. Например, на строчке “Пойдем копать картошку”, дети начинают
шагать в ритм музыки, а потом имитировать движение лопатой.
Эти методы дополняют друг и друга и помогают полностью погрузить
ребенка в атмосферу занятия.
Занятия хореографией проводятся с детьми дошкольного возраста - 2 раза в
неделю, по 30-40 минут
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть подготовительная включает задания на умеренную моторную
двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений
для подготовки разных групп мышц к основной работе – разминка. 8
Подготовительная часть - направляется на психологическую, мотивационную
и двигательную подготовку детей к осуществлению основной части. По
длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть – Основная — дети знакомятся с новым материалом, разучивают
репертуар, закрепляют ранее приобретенные навыки, вовлекаются к
творческим заданиям и тому подобное. Основная часть включает задания с
большой двигательной активностью, разучивание также новых движений.
Постановка танцевальных номеров. По длительности – 2/3 общего времени
занятия.
III часть – Итоговая — включает музыкальные игры, творческие задания,
комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. В
итоговой части предлагаются релаксационные упражнения, обобщаются
результаты деятельности детей, прогнозируются задачи следующей встречи,
выполняется поклон-благодарность т.д. По длительности – 2-3 минуты.
Принципы и правила хореографических занятий
1. Систематичность
Занятия хореографией должны быть регулярными. Важно постепенно
повышать сложность и продолжительность танцевальных движений.
Например, ребенок сразу не запомнит весь танец. Следует разучить
отдельные движения и постепенно соединить их в общую композицию.
2. Последовательность
Каждое хореографическое занятие должно иметь определенную структуру.
Сначала проводится разминка и разогреваются мышцы. Затем надо
повторить выученные движения, и только после этого показывать детям
новые танцы.
3. Доступность
Необходимо оценивать уровень подготовки детей и учитывать задачи
возрастных групп. Проводить обучение в игровой форме. Например, дети не
просто прыгают, а прыгают как зайчики.
4. Разнообразие
Все движения должны быть интересными и отличаться друг от друга.
Начинать обучение хореографии следует с упражнений, которые имитируют
движения животных или используются в детских играх. Они развивают
образное мышление, фантазию, учат координировать свои действия,
развивают ловкость и пластичность.
Лучше всего рекомендуется использовать комплексный подход при
обучении и воспитании на занятиях хореографией.
Таким образом, целью занятий хореографией являются: формирование
знаний в области хореографической культуры, развитие творческих
способностей детей. Кроме того, приобщение детей к искусству танца
позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению
одной из важнейших проблем эстетического воспитания дошкольников –
приобщению их к богатству танцевального и музыкального народного
творчества