Напоминание

"РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"


Автор: Сыроватская Галина Анатольевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6 МО "Ахтубинский район"
Населённый пункт: г.Ахтубинск
Наименование материала: конспект
Тема: "РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"
Раздел: полное образование





Назад




РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ

СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Введение

Актуальность исследования.

Воспитание человека начинается с любви. Это не только любовь к

матери, семье, но и любовь к Родине. Патриотическое воспитание в школе

всегда являлось приоритетным в воспитании и формировании личности.

Сегодня, в век информатизации, остро осознает необходимость решения

проблем воспитания молодежи, особенно связанных с реализацией таких

целей воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и

нравственности. Под патриотическим воспитанием понимается

формирование у учащихся любви к своей Родине, выражающийся в

осознании высших нравственных ценностей народа и преданности им,

опирающийся на духовные традиции предшествующих поколений, на

вековую историю России, постоянная готовность к её защите. Роль учителя

по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по

созданию у старшеклассников чувства гордости за свою работу и свой народ,

уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г.

795

разработана

и

утверждена

Государственная

программа

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015

годы», определяющая основные пути патриотического воспитания. Именно

система патриотического воспитания должна стать интегрирующей основой

новой

российской

государственности,

консолидации

граждан

России

и

укрепления государства.

Контекстом,

обеспечивающим

решение

задач

патриотического

воспитания,

выступает

процесс

становления

гражданского

общества

в

сегодняшней России.

Несмотря на то, что понятие гражданского общества вводится в курсе

обществознания

ещё

в

9

классе,

у

большинства

старшеклассников

отсутствует целостное представление о гражданском обществе, которое мы

хотим построить. В силу того, что понятие гражданского общества по своей

сути

носит

междисциплинарный

характер,

специалисты

разных

областей

знания подчеркивают в его определении разные аспекты.

Гражданское

общество

это

сфера

самопроявления

свободных

граждан

и

добровольно

сформировавшихся

ассоциаций

и

организаций,

независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со

стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона,

гражданское

общество

выступает

как

фильтр

требований

и

поддержки

общества к политической системе.

Основная

проблема

при

попытках

дать

определение

гражданского

общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных

аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до

Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве.

Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона

Опыт

истории

гражданского

общества

(1767)

отмечается

разрыв

между

политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон в

своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как

противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании

большинства

служит

наличие

в

обществе

различных

групп

с

разнонаправленными

интересами.

В

этом

смысле

гражданское

общество

стоит на страже прав человека.

В 19 и 20 вв. под гражданским обществом многие стали понимать

просто

человеческое

сообщество;

другие

усматривали

в

нем

элемент

политической организации.

В

обоих

случаях

для

гражданских

обществ

характерны

три

особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем

плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество

несовместимо

с

жесткой,

единовластной

государственной

машиной.

Во-

вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В

силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся

контролю

со

стороны

государства.

И

в-третьих,

чувство

гражданской

ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская

позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Гражданское

общество

характеризуется

как

социальная

целостность,

интегрирующая в той или иной степени и государственные структуры, вместе

с

тем,

оно

трактуется

и

как

совокупность

структур,

независимых

от

государства.

Характеристика существенных особенностей гражданского общества

тесно

пересекается

с

ключевыми

характеристиками

гражданственности,

патриотизма, патриотического самосознания личности.

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное

чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность

подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает

гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её

характер

и

культурные

особенности

и

идентификация

себя

с

другими

членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический

источник

патриотизма

веками

и

тысячелетиями

закреплённое

существование

обособленных

государств,

формировавшие

привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования

наций

и

образования

национальных

государств

патриотизм

становится

с о с т а в н о й

ч а с т ь ю

о б щ е с т в е н н о го

с о з н а н и я ,

о т р а ж а ю щ е г о

общенациональные моменты в его развитии.

Патриотизм

особое

эмоциональное

переживание

своей

принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Задача патриотического воспитания личности, прежде всего, ложится

н а плечи учителя. Востребованность идеи патриотизма как интегрирующей

основы

российской

государственности,

необходимость

решения

проблем

воспитания молодежи с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких

социально-экономических

перемен,

происшедших

в

России,

новых

требований

и

вызовов,

с

которыми

сталкивается

Россия,

приводит

к

н е о б х о д и м о с т и

в ы я в л е н и я теоретико-методологических

основ

патриотического

воспитания

подрастающего

поколения

в

условиях

становления гражданского общества в России.

Актуальность разработки основ развития патриотического

воспитания старшеклассников в современной России определяется:

1.Требованиями,

предъявляемыми

государством,

по

формированию

гражданской порзиции современного выпускника школы.

2.Необходимостью

новых

исследований

в

области

теории

и

методики

образования

и

воспитания

в

школах

с

учетом

возрастания

значимости

патриотического воспитания в процессе подготовки будущего гражданина

РФ;

3.Необходимостью совершенствования патриотической подготовки учителя в

свете последних событий.

Анализ

исследований

по

проблеме

гражданского

общества

(Р. Г. Апресян, И. М. Кольцов, Н. К. Радина и др.), концепций гражданского

воспитания

(А. С. Гаязов,

Е. Р. Евдокимова,

Е. А. Князев,

Н. Ф. Крицкая,

Н. А. Савотина, Г. Н. Филонов, М. В. Чельцов и др.), теоретических взглядов

на

проблему

патриотизма

и

патриотического

воспитания

(А. К. Быков,

В. В. Д ь я ч е н к о , А. В. Ку з н е ц о в а , М. Б. Кусмарцев,

В. И. Лутовинов,

М. И. Лычагин, М. Ю. Мартынов,

В . Ю. Микрюков,

В. В. Пионтковский,

И. Я. Прошек, Н. М. Снопко и др.), а также актуальных нормативно-правовых

документов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации

показывает

необходимость

обоснования

и

опытно-экспериментальной

проверки теоретических основ развития патриотического самосознания на

современном этапе становления гражданского общества в России.

Вместе с тем в ходе анализа исследований, посвященных проблемам

формирования гражданского общества в России, патриотического воспитания

молодежи

в

современных

условиях,

концепций

воспитания

студентов

в

педагогических вузах, были выявлены следующие противоречия:

между

необходимостью повышения

эффективности

процесса

патриотического воспитания старшеклассников и отсутствием теоретических

основ

развития

патриотического

самосознания

в

контексте

становления

современного гражданского общества в России;

между

необходимостью

целостного

и

системного

развития

патриотического самосознания и отсутствием научного обоснования путей,

средств и педагогических условий, обеспечивающих продуктивное решение

данной задачи;

Анализ научной литературы и образовательной практики, выявление

указанных противоречий позволили определить наличие и необходимость

разрешения научной проблемы: каковы теоретические основы и

соответствующая система развития патриотического самосознания

старшеклассников в современном социальном контексте становления

гражданского общества в России?

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической

теории, значимость для образовательной практики определили выбор темы

исследования: «Роль учителя в развитии патриотического самосознания

старшеклассников в условиях становления гражданского общества».

Объект исследования – патриотическое воспитание старшеклассников

в условиях становления гражданского общества в России.

Предмет исследования – теоретические основы и соответствующая им

система

развития

патриотического

самосознания

старшеклассников

в

воспитательно-образовательном пространстве.

Цели

исследования

р а з р а б о т к а теоретических

основ

и

экспериментальная

проверка

соответствующей

системы

эффективного

развития патриотического самосознания старшеклассников в воспитательно-

образовательном пространстве.

Задачи исследования –

1.Разработать, научно обосновать и апробировать структурную модель

системы патриотического воспитания старшеклассников в педагогическом

процессе.

2.Выявить наиболее эффективные пути и средства, необходимые для

формирования основ патриотического самосознания старшеклассников.

3.Изучить теоретические аспекты воспитания патриотических чувств у

старшеклассников через систему уроков, мероприятий по ознакомлению с

историей и культурой Родины.

4. Рассмотреть формы взаимодействия с родителями, в том числе в процессе

воспитания патриотических чувств у старшеклассников.

5. Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию

патриотических чувств у старшеклассников через ознакомление с историей и

культурой при взаимодействии с родителями.

6. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить

педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического

воспитания сташеклассников во внеучебной деятельности.

Организация и этапы исследования

Исследование планируется на период с 2015-2018 г.

Первый этап (2015-2016 гг.)

историко-педагогический

анализ

философской,

социологической,

психологической

и

педагогической

литературы

и

по

проблеме

исследования;

изучалось состояние патриотического воспитания в учащихся 9 – ых

классов посредством анкетирования и опросов;

создавалась эмпирическая и теоретическая база для формулирования

проблемы

и

предварительных

положений

по

ре зульт ат ам

исследования.

Второй этап (2016-2017 гг.)

конструировались

научный

аппарат

исследования,

его

исходные

параметры и методологические основы исследуемого явления;

формулировались теоретические положения развития патриотического

самосознания старшеклассников;

проектировалась система

развития

патриотического

самосознания

посредством разработки мероприятий, участия в проектах и конкурсах.

Третий этап (2017-2018.)

разрабатывается

программа

исследования

и

научно-методическое

обеспечение проведения опытно-экспериментальной работы;

проводится сбор фактического материала по теме «История семьи в

истории страны».



В раздел образования




Яндекс.Метрика