Автор: Сыроватская Галина Анатольевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6 МО "Ахтубинский район"
Населённый пункт: г.Ахтубинск
Наименование материала: конспект
Тема: "РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"
Раздел: полное образование
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ
СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Введение
Актуальность исследования.
Воспитание человека начинается с любви. Это не только любовь к
матери, семье, но и любовь к Родине. Патриотическое воспитание в школе
всегда являлось приоритетным в воспитании и формировании личности.
Сегодня, в век информатизации, остро осознает необходимость решения
проблем воспитания молодежи, особенно связанных с реализацией таких
целей воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и
нравственности. Под патриотическим воспитанием понимается
формирование у учащихся любви к своей Родине, выражающийся в
осознании высших нравственных ценностей народа и преданности им,
опирающийся на духовные традиции предшествующих поколений, на
вековую историю России, постоянная готовность к её защите. Роль учителя
по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по
созданию у старшеклассников чувства гордости за свою работу и свой народ,
уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г.
№
795
разработана
и
утверждена
Государственная
программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015
годы», определяющая основные пути патриотического воспитания. Именно
система патриотического воспитания должна стать интегрирующей основой
новой
российской
государственности,
консолидации
граждан
России
и
укрепления государства.
Контекстом,
обеспечивающим
решение
задач
патриотического
воспитания,
выступает
процесс
становления
гражданского
общества
в
сегодняшней России.
Несмотря на то, что понятие гражданского общества вводится в курсе
обществознания
ещё
в
9
классе,
у
большинства
старшеклассников
отсутствует целостное представление о гражданском обществе, которое мы
хотим построить. В силу того, что понятие гражданского общества по своей
сути
носит
междисциплинарный
характер,
специалисты
разных
областей
знания подчеркивают в его определении разные аспекты.
Гражданское
общество
—
это
сфера
самопроявления
свободных
граждан
и
добровольно
сформировавшихся
ассоциаций
и
организаций,
независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со
стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона,
гражданское
общество
выступает
как
фильтр
требований
и
поддержки
общества к политической системе.
Основная
проблема
при
попытках
дать
определение
гражданского
общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных
аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до
Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве.
Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона
Опыт
истории
гражданского
общества
(1767)
отмечается
разрыв
между
политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон в
своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как
противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании
большинства
служит
наличие
в
обществе
различных
групп
с
разнонаправленными
интересами.
В
этом
смысле
гражданское
общество
стоит на страже прав человека.
В 19 и 20 вв. под гражданским обществом многие стали понимать
просто
человеческое
сообщество;
другие
усматривали
в
нем
элемент
политической организации.
В
обоих
случаях
для
гражданских
обществ
характерны
три
особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем
плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество
несовместимо
с
жесткой,
единовластной
государственной
машиной.
Во-
вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В
силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся
контролю
со
стороны
государства.
И
в-третьих,
чувство
гражданской
ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская
позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.
Гражданское
общество
характеризуется
как
социальная
целостность,
интегрирующая в той или иной степени и государственные структуры, вместе
с
тем,
оно
трактуется
и
как
совокупность
структур,
независимых
от
государства.
Характеристика существенных особенностей гражданского общества
тесно
пересекается
с
ключевыми
характеристиками
гражданственности,
патриотизма, патриотического самосознания личности.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное
чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность
подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает
гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её
характер
и
культурные
особенности
и
идентификация
себя
с
другими
членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический
источник
патриотизма
—
веками
и
тысячелетиями
закреплённое
существование
обособленных
государств,
формировавшие
привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования
наций
и
образования
национальных
государств
патриотизм
становится
с о с т а в н о й
ч а с т ь ю
о б щ е с т в е н н о го
с о з н а н и я ,
о т р а ж а ю щ е г о
общенациональные моменты в его развитии.
Патриотизм
—
особое
эмоциональное
переживание
своей
принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
Задача патриотического воспитания личности, прежде всего, ложится
н а плечи учителя. Востребованность идеи патриотизма как интегрирующей
основы
российской
государственности,
необходимость
решения
проблем
воспитания молодежи с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких
социально-экономических
перемен,
происшедших
в
России,
новых
требований
и
вызовов,
с
которыми
сталкивается
Россия,
приводит
к
н е о б х о д и м о с т и
в ы я в л е н и я теоретико-методологических
основ
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
в
условиях
становления гражданского общества в России.
Актуальность разработки основ развития патриотического
воспитания старшеклассников в современной России определяется:
1.Требованиями,
предъявляемыми
государством,
по
формированию
гражданской порзиции современного выпускника школы.
2.Необходимостью
новых
исследований
в
области
теории
и
методики
образования
и
воспитания
в
школах
с
учетом
возрастания
значимости
патриотического воспитания в процессе подготовки будущего гражданина
РФ;
3.Необходимостью совершенствования патриотической подготовки учителя в
свете последних событий.
Анализ
исследований
по
проблеме
гражданского
общества
(Р. Г. Апресян, И. М. Кольцов, Н. К. Радина и др.), концепций гражданского
воспитания
(А. С. Гаязов,
Е. Р. Евдокимова,
Е. А. Князев,
Н. Ф. Крицкая,
Н. А. Савотина, Г. Н. Филонов, М. В. Чельцов и др.), теоретических взглядов
на
проблему
патриотизма
и
патриотического
воспитания
(А. К. Быков,
В. В. Д ь я ч е н к о , А. В. Ку з н е ц о в а , М. Б. Кусмарцев,
В. И. Лутовинов,
М. И. Лычагин, М. Ю. Мартынов,
В . Ю. Микрюков,
В. В. Пионтковский,
И. Я. Прошек, Н. М. Снопко и др.), а также актуальных нормативно-правовых
документов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации
показывает
необходимость
обоснования
и
опытно-экспериментальной
проверки теоретических основ развития патриотического самосознания на
современном этапе становления гражданского общества в России.
Вместе с тем в ходе анализа исследований, посвященных проблемам
формирования гражданского общества в России, патриотического воспитания
молодежи
в
современных
условиях,
концепций
воспитания
студентов
в
педагогических вузах, были выявлены следующие противоречия:
между
необходимостью повышения
эффективности
процесса
патриотического воспитания старшеклассников и отсутствием теоретических
основ
развития
патриотического
самосознания
в
контексте
становления
современного гражданского общества в России;
между
необходимостью
целостного
и
системного
развития
патриотического самосознания и отсутствием научного обоснования путей,
средств и педагогических условий, обеспечивающих продуктивное решение
данной задачи;
Анализ научной литературы и образовательной практики, выявление
указанных противоречий позволили определить наличие и необходимость
разрешения научной проблемы: каковы теоретические основы и
соответствующая система развития патриотического самосознания
старшеклассников в современном социальном контексте становления
гражданского общества в России?
Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической
теории, значимость для образовательной практики определили выбор темы
исследования: «Роль учителя в развитии патриотического самосознания
старшеклассников в условиях становления гражданского общества».
Объект исследования – патриотическое воспитание старшеклассников
в условиях становления гражданского общества в России.
Предмет исследования – теоретические основы и соответствующая им
система
развития
патриотического
самосознания
старшеклассников
в
воспитательно-образовательном пространстве.
Цели
исследования
–
р а з р а б о т к а теоретических
основ
и
экспериментальная
проверка
соответствующей
системы
эффективного
развития патриотического самосознания старшеклассников в воспитательно-
образовательном пространстве.
Задачи исследования –
1.Разработать, научно обосновать и апробировать структурную модель
системы патриотического воспитания старшеклассников в педагогическом
процессе.
2.Выявить наиболее эффективные пути и средства, необходимые для
формирования основ патриотического самосознания старшеклассников.
3.Изучить теоретические аспекты воспитания патриотических чувств у
старшеклассников через систему уроков, мероприятий по ознакомлению с
историей и культурой Родины.
4. Рассмотреть формы взаимодействия с родителями, в том числе в процессе
воспитания патриотических чувств у старшеклассников.
5. Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию
патриотических чувств у старшеклассников через ознакомление с историей и
культурой при взаимодействии с родителями.
6. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить
педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического
воспитания сташеклассников во внеучебной деятельности.
Организация и этапы исследования
Исследование планируется на период с 2015-2018 г.
Первый этап (2015-2016 гг.)
историко-педагогический
анализ
философской,
социологической,
психологической
и
педагогической
литературы
и
по
проблеме
исследования;
изучалось состояние патриотического воспитания в учащихся 9 – ых
классов посредством анкетирования и опросов;
создавалась эмпирическая и теоретическая база для формулирования
проблемы
и
предварительных
положений
по
ре зульт ат ам
исследования.
Второй этап (2016-2017 гг.)
конструировались
научный
аппарат
исследования,
его
исходные
параметры и методологические основы исследуемого явления;
формулировались теоретические положения развития патриотического
самосознания старшеклассников;
проектировалась система
развития
патриотического
самосознания
посредством разработки мероприятий, участия в проектах и конкурсах.
Третий этап (2017-2018.)
разрабатывается
программа
исследования
и
научно-методическое
обеспечение проведения опытно-экспериментальной работы;
проводится сбор фактического материала по теме «История семьи в
истории страны».