Напоминание

Интегративные связи на уроках русского языка и литературного чтения


Автор: Бычкова Людмила Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературного чтения
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 16
Населённый пункт: Пушкинского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Интегративные связи на уроках русского языка и литературного чтения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Интегративные связи на уроках русского языка и литературного чтения.

Одним из разделов гуманитарного цикла преподаваемых в коррекционной школе являются

уроки русского языка и литературного чтения. Эти предметы имеют огромное значение в

становлении личности учащихся, так как свободное владение речью, русским языком - основа

каждого человека в последующей его жизни, творчестве, труде. Успешное изучение этих

предметов открывает учащимся возможность к пониманию действительности, помогает в

самоопределении в социуме. Воспитывающий фактор предметов - это его направленность на

формирование духовно-нравственной составляющей личности, постановка перед собой

наиболее значимых задач и ориентиров .

Интегративность на уроках русского языка и литературного чтения это по –Ожегову -

объединять в одно целое,

значит

интеграция – объединение всех частей в единое целое,

качественно новое. В начале 90-х гг. в педагогике на новом качественном уровне

заговорили о содержательной и дидактической интеграции.. Один из типов

интеграционных связей на уроках русского языка и литературного чтения -

параллельная связь этих уроков и других видов искусств . На них разные искусства,

взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, создают целостное представление о

языке, художественном явлении, времени, эпохе. На этапах таких уроков школьники

синхронно с изучением текста обращаются к разным видам искусств. Урок со смешанным

типом интеграционных связей характеризуется тем, что может включать в себя как

последовательную, так и параллельную интегративную связь русского языка,

литературы, истории, изобразительного искусства и т.д

Овладение учащимися устной и письменной речью позволяет наиболее успешно

понимать и осваивать другие предметы, помогает свободнее ориентироваться в

море художественной и информативной литературы, пользоваться монологической и

диалогической речью.

Коррекционная направленность этих предметов включает следующие направления:

развитие мелкой моторики и пальцев рук, развитие некоторых сторон психической

деятельности: восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, обобщённых

представлений о предметах, явлениях; развитие различных видов мышления

(наглядно-образного, словесно-логического в умении видеть и устанавливать

логические связи между предметами, событиями, явлениями ), формирование

адекватности чувств и самооценки, навык анализа и критики своих действий,

способность к самостоятельному принятию правильных решений

.

Подготовка и работа на этих уроках

связана с использованием огромного

информационного материала, что создает много трудностей при отборе,

структурировании различных источников, а также с проверкой результатов деятельности

учащихся.

Учитель ставит целью на этих уроках

приобщение учащихся к ходу исторического

процесса, к мировому художественному искусству, к овладению искусством слова и

воспитанию интереса к чтению художественной литературы.

Уроки литературного чтения и русского языка - одни из ведущих учебных предметов

коррекционной школы. Они связаны с целым рядом других учебных предметов. Так на

уроках русского языка мы пишем упражнения отображающие правила работы с

инструментами на уроках трудового обучения, используемые инструменты и

материалы, что способствует не только запоминанию их названий и применения, но

учит правильному произношению и использованию в речи, составлению предложений

на уроках трудового обучения.

При работе с текстами из художественных произведений отрабатываются не только

навыки грамотного письма, но проводится работа по припоминанию изученного

произведения, его автора и обращается внимание учеников на речевой стиль,

образность языка. Составляя предложения из деформированного текста, обращаемся

к составлению логической цепочки слов. При изучении написания орфограмм в слове

вновь обращаемся к процессу припоминанию, анализу, развитию активного словаря,

путём подбора проверочных слов и использованию их в собственной речи или в

специально подобранном тексте, предложении. При изучении словарных слов

обращаемся к иллюстративному материалу, составлению словосочетаний,

предложений или маленьких рассказов с опорой на картинку, расширяя и активируя

лексический запас учеников. Составляя описательные рассказы по иллюстративным

материалам учебника, обращаем внимание учеников не только на содержание, но и

на расположение каждого элемента иллюстрации, его значимость в сюжете,

эмоциональную составляющую иллюстрации, подбор более точных слов,

предложений для описания сюжета. И это не только работа над сюжетом

иллюстрации, это более лексическая работа для умения наиболее удачно подбирать

слова и правильно согласовывать их в речи и при письме, используя изученные

правила, с доказательством своего умозаключения.

Любое художественное произведение в литературном чтении знакомит нас с целями

жизни героя. Стремления и поступки героев определяются системой их личностных

ценностей. А главной целью уроков литературы является научить учащихся видеть

за словом автора красоту окружающего мира, его влияние на характер и поступки

героев, выразительность, богатство речи. На примере героев литературных

произведений учащиеся обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают

темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека,

семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и пр. Дети не только говорят

о характерах героев произведений, но и сравнивают их поведение, стиль жизни с

существующими нормами в современном обществе, опираясь на свой личный опыт.

Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека

силой художественного слова. Отсюда каждый урок должен нести заряд высокого

эмоционального настроя, активизировать мыслительную деятельность учеников,

формировать умение работать с книгой, справочной литературой, совершенствовать

навык чтения. В связи с поставленными задачами каждый урок вооружает учеников

широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с

историей, обществоведением, биологией, изобразительным искусством, музыкой.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и

безграмотность, и бедная речь. А вот при знакомстве с устным народным творчеством

с творчеством каждого писателя необходимо обращение к средствам ЭОР, т.к

только на уроках в школе (к сожалению) ученики знакомятся с прекрасными

фильмами по произведениям авторов предлагаемым в учебнике. Это даёт

возможность целостному восприятию произведения, пониманию отрывка из него,

данному в учебнике, наиболее точно и полно оценить его историческую,

художественную ценность, сравнить поступки, характеры героев, дать им оценку и

сделать выводы для собственных действий в последующих жизненных ситуациях.

Эта работа способствует желанию прочтения текстов более эмоционально,

грамматически правильно, подражая произношению героев фильма, с расстановкой

лексических пауз. Знакомясь с поэтическим творчеством использование фонограмм

вызывает слуховые представления, пробуждает у читателей целую гамму чувств и

ассоциаций. Словесное рисование воображаемых картин по теме произведения

предполагает развитие художественной фантазии, умение показать речевыми

оборотами своё восприятие художественного произведения. Самостоятельное

иллюстрирование сюжета произведения заставляет учащихся мысленно обратиться к

знакомым иллюстрациям , к собственным фантазиям, развивает образное

воображение, умение показать в своей иллюстрации главную сюжетную линию и

второстепенные картинки.

Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет

литературные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ,

но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими

видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся.

Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку

зрения А самое главное – у учащихся развивается эмоциональная сфера, чувства,

душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы

стремимся.

Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Интегративная

связь литературного чтения с русским языком направлена на закрепление и

совершенствование стилистических знаний и умений учащихся на материале текста

художественного произведения, на обучение различным жанрам устных и письменных

высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в

литературных произведениях. Учащиеся должны понять, что все виды искусства -

литература, музыка или живопись, поднимают вечные вопросы культуры, этики, морали ,

добра, зла, любви, о смысле жизни в произведениях, пронизывают и живописные

полотна, и музыкальные шедевры. Интегративные связи на уроках создают ту

необходимую среду восприятия, которая способствует наиболее чувственному,

осознанному запоминанию изучаемого материала.



В раздел образования




Яндекс.Метрика