Автор: Бычкова Людмила Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературного чтения
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 16
Населённый пункт: Пушкинского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Интегративные связи на уроках русского языка и литературного чтения
Раздел: среднее профессиональное
Интегративные связи на уроках русского языка и литературного чтения.
Одним из разделов гуманитарного цикла преподаваемых в коррекционной школе являются
уроки русского языка и литературного чтения. Эти предметы имеют огромное значение в
становлении личности учащихся, так как свободное владение речью, русским языком - основа
каждого человека в последующей его жизни, творчестве, труде. Успешное изучение этих
предметов открывает учащимся возможность к пониманию действительности, помогает в
самоопределении в социуме. Воспитывающий фактор предметов - это его направленность на
формирование духовно-нравственной составляющей личности, постановка перед собой
наиболее значимых задач и ориентиров .
Интегративность на уроках русского языка и литературного чтения это по –Ожегову -
объединять в одно целое,
значит
интеграция – объединение всех частей в единое целое,
качественно новое. В начале 90-х гг. в педагогике на новом качественном уровне
заговорили о содержательной и дидактической интеграции.. Один из типов
интеграционных связей на уроках русского языка и литературного чтения -
параллельная связь этих уроков и других видов искусств . На них разные искусства,
взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, создают целостное представление о
языке, художественном явлении, времени, эпохе. На этапах таких уроков школьники
синхронно с изучением текста обращаются к разным видам искусств. Урок со смешанным
типом интеграционных связей характеризуется тем, что может включать в себя как
последовательную, так и параллельную интегративную связь русского языка,
литературы, истории, изобразительного искусства и т.д
Овладение учащимися устной и письменной речью позволяет наиболее успешно
понимать и осваивать другие предметы, помогает свободнее ориентироваться в
море художественной и информативной литературы, пользоваться монологической и
диалогической речью.
Коррекционная направленность этих предметов включает следующие направления:
развитие мелкой моторики и пальцев рук, развитие некоторых сторон психической
деятельности: восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, обобщённых
представлений о предметах, явлениях; развитие различных видов мышления
(наглядно-образного, словесно-логического в умении видеть и устанавливать
логические связи между предметами, событиями, явлениями ), формирование
адекватности чувств и самооценки, навык анализа и критики своих действий,
способность к самостоятельному принятию правильных решений
.
Подготовка и работа на этих уроках
связана с использованием огромного
информационного материала, что создает много трудностей при отборе,
структурировании различных источников, а также с проверкой результатов деятельности
учащихся.
Учитель ставит целью на этих уроках
приобщение учащихся к ходу исторического
процесса, к мировому художественному искусству, к овладению искусством слова и
воспитанию интереса к чтению художественной литературы.
Уроки литературного чтения и русского языка - одни из ведущих учебных предметов
коррекционной школы. Они связаны с целым рядом других учебных предметов. Так на
уроках русского языка мы пишем упражнения отображающие правила работы с
инструментами на уроках трудового обучения, используемые инструменты и
материалы, что способствует не только запоминанию их названий и применения, но
учит правильному произношению и использованию в речи, составлению предложений
на уроках трудового обучения.
При работе с текстами из художественных произведений отрабатываются не только
навыки грамотного письма, но проводится работа по припоминанию изученного
произведения, его автора и обращается внимание учеников на речевой стиль,
образность языка. Составляя предложения из деформированного текста, обращаемся
к составлению логической цепочки слов. При изучении написания орфограмм в слове
вновь обращаемся к процессу припоминанию, анализу, развитию активного словаря,
путём подбора проверочных слов и использованию их в собственной речи или в
специально подобранном тексте, предложении. При изучении словарных слов
обращаемся к иллюстративному материалу, составлению словосочетаний,
предложений или маленьких рассказов с опорой на картинку, расширяя и активируя
лексический запас учеников. Составляя описательные рассказы по иллюстративным
материалам учебника, обращаем внимание учеников не только на содержание, но и
на расположение каждого элемента иллюстрации, его значимость в сюжете,
эмоциональную составляющую иллюстрации, подбор более точных слов,
предложений для описания сюжета. И это не только работа над сюжетом
иллюстрации, это более лексическая работа для умения наиболее удачно подбирать
слова и правильно согласовывать их в речи и при письме, используя изученные
правила, с доказательством своего умозаключения.
Любое художественное произведение в литературном чтении знакомит нас с целями
жизни героя. Стремления и поступки героев определяются системой их личностных
ценностей. А главной целью уроков литературы является научить учащихся видеть
за словом автора красоту окружающего мира, его влияние на характер и поступки
героев, выразительность, богатство речи. На примере героев литературных
произведений учащиеся обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают
темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека,
семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и пр. Дети не только говорят
о характерах героев произведений, но и сравнивают их поведение, стиль жизни с
существующими нормами в современном обществе, опираясь на свой личный опыт.
Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека
силой художественного слова. Отсюда каждый урок должен нести заряд высокого
эмоционального настроя, активизировать мыслительную деятельность учеников,
формировать умение работать с книгой, справочной литературой, совершенствовать
навык чтения. В связи с поставленными задачами каждый урок вооружает учеников
широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с
историей, обществоведением, биологией, изобразительным искусством, музыкой.
Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и
безграмотность, и бедная речь. А вот при знакомстве с устным народным творчеством
с творчеством каждого писателя необходимо обращение к средствам ЭОР, т.к
только на уроках в школе (к сожалению) ученики знакомятся с прекрасными
фильмами по произведениям авторов предлагаемым в учебнике. Это даёт
возможность целостному восприятию произведения, пониманию отрывка из него,
данному в учебнике, наиболее точно и полно оценить его историческую,
художественную ценность, сравнить поступки, характеры героев, дать им оценку и
сделать выводы для собственных действий в последующих жизненных ситуациях.
Эта работа способствует желанию прочтения текстов более эмоционально,
грамматически правильно, подражая произношению героев фильма, с расстановкой
лексических пауз. Знакомясь с поэтическим творчеством использование фонограмм
вызывает слуховые представления, пробуждает у читателей целую гамму чувств и
ассоциаций. Словесное рисование воображаемых картин по теме произведения
предполагает развитие художественной фантазии, умение показать речевыми
оборотами своё восприятие художественного произведения. Самостоятельное
иллюстрирование сюжета произведения заставляет учащихся мысленно обратиться к
знакомым иллюстрациям , к собственным фантазиям, развивает образное
воображение, умение показать в своей иллюстрации главную сюжетную линию и
второстепенные картинки.
Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет
литературные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ,
но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.
Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими
видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся.
Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку
зрения А самое главное – у учащихся развивается эмоциональная сфера, чувства,
душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы
стремимся.
Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Интегративная
связь литературного чтения с русским языком направлена на закрепление и
совершенствование стилистических знаний и умений учащихся на материале текста
художественного произведения, на обучение различным жанрам устных и письменных
высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в
литературных произведениях. Учащиеся должны понять, что все виды искусства -
литература, музыка или живопись, поднимают вечные вопросы культуры, этики, морали ,
добра, зла, любви, о смысле жизни в произведениях, пронизывают и живописные
полотна, и музыкальные шедевры. Интегративные связи на уроках создают ту
необходимую среду восприятия, которая способствует наиболее чувственному,
осознанному запоминанию изучаемого материала.