Напоминание

"Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей"


Авторы: Фролова Галина Федоровна, Нетягина Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: Кемеровская область, Анжеро - Судженский го
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро – Судженского гогородского округа «Детский сад № 12»

«Методы и приемы ТРИЗ как средство

активизации речевой и мыслительной

деятельности детей»

(методические рекомендации)

Исполнитель:

Фролова Галина Федоровна

воспитатель МКДОУ «ДС №12»,

г. Анжеро-Судженск

Анжеро-Судженск, 2017

1

Содержание

Введение ……………..…………………………..…………………..…….…..… 3

Глава 1. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и

мыслительной деятельности детей …………………………………... 6

Заключение………………..…….……………………………………………….. 10

Список литературы………………………………..……………….……..….….. 11

Приложение 1. Игры по формированию речевых навыков с использованием

элементов ТРИЗ-технологии …..……………………………………………….13

2

Введение

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые

характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные про-

цессы являются закономерностью развития современного дошкольного об-

разования.

В практике дошкольных образовательных учреждениях усилено внима-

ния педагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в

поле зрения - совершенствование способов общения с ребенком в направлении

личностно-ориентированного

взаимодействия,

что

способствует

раскрытию

творческого потенциала детей. Эта тенденция инициирована Концепцией до-

школьного воспитания в 1989 году и заложила новые целевые ориентации в

работе педагогов (гуманизация педагогического процесса, возможность изме-

нения организации жизнедеятельности детей в детских садах). Это позволило

удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, используя но-

вые формы работы, нерегламентированные виды деятельности, способствую-

щие развитию творческой активности ребенка.

Создание педагогами эмоционально насыщенной атмосферы в процессе

обучения (сказочные и игровые сюжеты, импровизации в содержании разнооб-

разных форм обучения, сочетание разных форм работы) позволяет решать за-

дачи развития креативности детей.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответ-

ствии с Федеральными Государственными Требованиями к развитию детей ме-

няется цель образовательной работы – вместо набора знаний, умений и навы-

ков предлагается формировать новые качества ребенка - физические, личност-

ные, интеллектуальные.

Наш мир динамичен. Подрастающему человеку приходится учиться, не

только быстро реагировать на происходящие в нем изменения, но и эффектив-

но решать собственные проблемы. Чтобы не потеряться в реалиях, человек

должен иметь оптимистическую настроенность, основы которой закладывают-

ся в детстве.

Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации

успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожи-

даемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех,

оптимистичен и может добиться многого в жизни.

Педагогической наукой проанализирована сущность понятия "творческое

мышление" (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.А. Григорович,

О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Е.Е. Сапогова и др.) и определено, что твор-

ческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный ха-

рактер.

3

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внима-

ние всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается

положительными эмоциями. Поэтому стремление к повышению качества под-

готовки детей к школе приводит к созданию увлекательных для малышей

средств и форм обучения, необходимости использования среди современных

инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, ко-

торые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется воз-

росший интерес к ТРИЗ-технологии в дошкольной дидактике.

Впервые термин ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) возник

в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского учено-

го, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшул-

лера (Альтов). В детский сад ТРИЗ пришел в 1987 году при случайных обстоя-

тельствах. Участники очередного семинара для инженерно-технических работ-

ников попросили показать им занятие с детьми в школе. Но по ошибке их при-

везли в детский сад, в подготовительную группу. Это недоразумение позволи-

ло тризовцам открыть для себя мир дошкольного детства и решило одну из

главных проблем – когда, с какого возраста можно начинать приобщение ре-

бенка к решению изобретательских задач.

По мнению Л.С. Выготского, «пусть гением будет ребенок, лишенный

всяческих стереотипов в своем познании мира". ТРИЗ в применении к до-

школьникам – это полный отказ от стереотипов. ТРИЗ позволяет снять техно-

логические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать

восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препят-

ствий, а как очередных задач, которые надо решить.

В основе ТРИЗ-педагогики лежит работа с творческими задачами, поэто-

му использование ТРИЗ в работе с детьми предполагает значительное измене-

ние содержания обучения, т.к. методы ТРИЗ придают занятиям развивающий

характер, помогают поддерживать у детей интерес к познавательной деятель-

ности, активизируют творческий потенциал у детей.

На мой взгляд, именно методы современной педагогической технологии

ТРИЗ формируют успешность в ребенке. Важно закрепить и сделать ее более

устойчивой к школьному возрасту. Появление целого направления так называ-

емой ТРИЗ-педагогики, позволяет с успехом использовать в детских садах

приемы и методы для развития у дошкольников изобретательской смекалки,

творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗа – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить си-

стемно,

с

пониманием

происходящих

процессов.

Дать

в

руки

педагогам

инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств твор-

4

ческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего

мира, решать свои маленькие проблемы.

Использование в работе с детьми элементов ТРИЗ, реализовывается

главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гени-

ален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при

минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер). Поэтому

основной задачей ставится не сообщение новых знаний, а обучение способам

самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую

деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры

и тренинги. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у

детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности, привить

ребёнку радость творческих открытий.

Придумать сюжет непросто для ребенка, поэтому многие сюжеты нам

подсказывают сказки, мультфильмы и пр. Важно, чтобы они были близки и по-

нятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положи-

тельные качества личности и помогали сориентироваться в мире информации.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр

и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей.

Так как игра является ведущей деятельностью дошкольника, все занятия

и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и

вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства пред-

метов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий –

ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не даёт детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, а

учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый

ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает? Пригласить его

к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы он сам на-

шел ответ.

Когда ребенок не задает вопроса, тогда педагог сам задает ему вопрос.

Ставит его в ситуацию, когда ребёнок повторяет исторический путь познания и

преобразования предмета или явления.

Посильная оценка собственных успехов и неудач, их анализ и поиск но-

вых путей познания себя и окружающего мира – это и есть самооценка, кото-

рая имеет для ребенка очень большое значение – это условие успеха для него.

При этом взрослый – партнер, который сочувствует и переживает вместе с

детьми, помогает справиться с неудачами. На мой взгляд, такой путь развития

педагогики самый оптимальный в современном мире и тем более в работе с

детьми, имеющими какие-либо проблемы в развитии.

5

Остановимся на применении методов и приемы педагогической техноло-

гии ТРИЗ для развития творческого воображения, активизации речевой и мыс-

лительной деятельности в работе с детьми.

6

Глава 1. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и

мыслительной деятельности детей

Одним из основных показателей уровня развития умственных способно-

стей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом

зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что

мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. Вот почему в ТРИЗ-педа-

гогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию

речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, плани-

ровать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

На мой взгляд, необходимо использовать в образовательном процессе

методики формирования речевых умений и навыков детей дошкольного воз-

раста, опираясь на развитие воображения, потому что резервные возможности

таких методик шире, чем те, которые построены на репродуктивных основани-

ях.

Последнее время

у детей дошкольного возраста, как правило, плохая

память, дефицит внимания, отклонения в поведении, поэтому очень трудно

бывает удержать их внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы

усвоенный

материал

надолго

сохранился

в

памяти,

развивать

мышление.

Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми

можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересным

и полезным.

Целью использования данной технологии в образовательной деятельно-

сти детского сада является развитие, с одной стороны, таких качеств мышле-

ния, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — по-

исковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостат-

ков, развитию творческого воображения.

Учитывая

особенности

детей (особенности

речи, внимания, памяти,

мышления и т.д.), мною используются адаптированные игровые методы и

приёмы

ТРИЗ,

значение

которых

на

практике,

несомненно,

высоко:

это

средство воспитания, обучения и развития детей, диагностика и познание

ребёнка, средство коррекции воспитанников, и что самое главное: ребёнок не

утомляется, длительное время держит интерес, в игре он активен.

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется мною как в не-

посредственно образовательной, так и в совместной и самостоятельной дея-

тельности с воспитанниками, что позволяет формировать в сознании ребенка

единую модель мира, создавать ситуацию успеха, осуществлять взаимообмен

результатами,

где

решение

одного

ребенка

активизирует

мысль

другого,

7

расширяя диапазон воображения и, тем самым, стимулируя его речевое разви-

тие.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являет-

ся система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы

на занятиях, необходимым условием которых является практическое воплоще-

ние творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, по-

делках, движениях.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по развитию и коррекции

речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – через поисковую, ис-

следовательскую, изобретательскую деятельность повысить качественные по-

казатели

устной

речи

воспитанников.

Развитое

диалектическое

мышление

предполагает

видение

противоречия,

его

формулирование

и

решения.

Ре-

зультатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в

разнообразных играх («Наоборот», «Хорошо-плохо», «Да-нетка», «Волшебная

дорожка»,

«Маша-растеряша»,

«Теремок»,

«Обзывалочки»,

«Волшебный

ящик» и др), с которыми детей знакомят девочка Любознайка, инопланетянин

Тризик из волшебной страны. В играх у воспитанников формируется си-

стемно-диалектический способ мышлении, через путешествия по структуре,

функциям предметов, времени; составление каталогов ресурсов, выделение

общих и различных признаков путем сравнения, тренируя этим аналитическое

мышление. В ТРИЗ-играх воспитанники учатся придумывать и обирать новые

объекты, наделять их функциями, создавать “портреты”, давать новые несуще-

ствующие названия. Формируется умение фантастического преобразования

объектов окружающего мира, помогая воспитанникам научиться классифици-

ровать, работать по алгоритму.

При формировании связной речи дети сочиняют сказки, “переделыва-

ют” их, используя как приемы фантазирования, учатся формулировать сказоч-

ные противоречия с помощью “Волшебного треугольника”. Сочиняют загадки,

путешествуя по Стране Чувств и Загадок. Это помогает систематизировать

свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движе-

ние. Работая по алгоритму, дети также учатся составлять метафоры, рифмо-

ванные тексты. В этом огромную поддержку и помощь оказывают близкие для

детей люди – их родители.

Наиболее эффективны в работе с воспитанниками следующие методы и

приемы ТРИЗ-технологии, используемые в разных формах организации дет-

ской деятельности:

8

Предлагаемые методы и приемы по использованию ТРИЗ в образователь-

ном процессе помогают совершенствовать речевые навыки по пополнению ак-

тивного словаря и формированию содержательности, логичности, точности и

оригинальности высказываний детей, формированию связной монологической

стороны речи. Одновременно повышают интерес к занятию, предоставляя воз-

можность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творче-

ству каждого ребенка, совершенствовать такие ценные психические процессы,

как мышление, речь, внимание, память, воображение.

По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элемен-

тов технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера у детей повышается уровень развития

творческого мышления, основными показателями и критериями которого яв-

ляются:

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

Умение рассуждать и де-

лать выводы.

Умение устанавливать причинно-следственные

связи между событиями; способность доказы-

вать и обосновывать свое мнение.

Находчивость

Способность находить и использовать ресурсы

по заданному и придуманному назначению.

Внимательность и сообра-

зительность

Способность выделять наиболее значимые мо-

менты (детали) в проблеме или нестандартной

ситуации, находить выход из неё.

Творческая фантазия

Образность, связность, управляемость, беглость,

гибкость, оригинальность мышления при фанта-

зировании

Анализ мониторинга показывает, что работа с творческими задачами так-

же способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь

детей становится более осознанной, более произвольной. У дошкольников по-

является опыт сознательного анализа языкового материала, так как решение

творческих задач требуют не только наглядно-образного, но и словесно-логи-

ческого мышления. У воспитанников закрепляются и навыки самостоятельной

работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализо-

9

Методы и приемы ТРИЗ-технологии

Методы и приемы ТРИЗ-технологии

метод

противоречий

метод

противоречий

кольца Луллия

кольца Луллия

мозговой

штурм

мозговой

штурм

"Стана

загадок"

"Стана

загадок"

"Страна

сказок"

"Страна

сказок"

вать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме разверну-

тых связных высказываний.

Ребята учатся в определенной мере контролировать процесс собственной

деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность

к социальному взаимодействию, проявляется толерантность к высказыванию

других.

В процессе решения творческих задач воспитанники адекватно реагируют

на упоминание педагогом ресурсов объекта, самостоятельно выходят на ИКР

(идеальный конечный результат). У них формируется первоначальный навык

исследовательской деятельности.

Одно из самых главных достижений заключается в том, что дети с удо-

вольствием решают творческие задачи. Дети с большим желанием и заинтере-

сованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстрей

включаются в работу, психологически раскованны и уверены на занятиях.

В процессе использования методов и приемов ТРИЗ я убедилась, что дан-

ные методы работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление,

воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом образовательная дея-

тельность, выстроенная на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помо-

гает в планировании и облегчают проведение занятий; способствуют более

легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей.

Поэтому адаптивное их использование в группах с воспитанниками, имеющи-

ми проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.

На мой взгляд, чем раньше начать стимулировать и развивать творческое

мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, реше-

ние сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень позна-

вательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход о кон-

кретного мышления к абстрактному.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи,

по моему убеждению, дает несомненные преимущества:

в активизации познавательной деятельности детей;

в создании мотивационных установок на проявление творчества;

в создании условий для развития образной стороны речи детей (обога-

щение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным зна-

чением, синонимами и антонимами);

повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

формирует

осознанность

в

построении

лексико-грамматических

конструкций;

развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной

деятельности.

10

Таким образом, использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольника-

ми с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного

образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В

рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей

осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень

ценное образование, которое позволит ребенку успешно адаптироваться в со-

циальной действительности.

11

Заключение

Творчество самый эффективный способ активного развития личности,

а также средство решения проблемы выживания человека и развития человече-

ства в современном быстро изменяющемся мире.

ТРИЗ призван не заменять основную программу ДОУ, а максимально

увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы

можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Дошкольное детство – сенситивный период формирования творческой

направленности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) и формирова-

ния речи. В настоящее время углубляется понимание самоценности дошколь-

ного детства и его значимости для всего последующего развития человека.

При этом особую актуальность приобретает кардинальное изменение содер-

жания обучения, в основе которого лежит работа с творческими задачами. В

этом поможет современная инновационная педагогическая технология ТРИЗ,

т.к. методы ТРИЗ придают занятиям развивающий характер, помогают поддер-

живать у детей интерес к познавательной деятельности, активизируют творче-

ский и речевой потенциал у детей.

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо

внедряется и совмещается с работой по программе воспитания и обучения

«Детство», дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

И хочется думать, что целенаправленная, системная работа по осуществлению

программы ДОУ через использование приемов ТРИЗ-технологии поможет мне

добиться поставленной цели и подготовить ребенка к развивающему школьно-

му обучению, к решению жизненных творческих задач.

12

Список литературы

1.

Альтшуллер, Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских

задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. - Новосибирск: Наука, 1986 -

2.

Волина, В.В. Праздник Букваря [Текст] / В.В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС,

1996. – 384 с.

3.

Волина, В.В. Учимся играя [Текст] / В.В.Волина. – М.: Новая школа, 1994. –

448 с.

4.

Гин, А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного

возраста [Текст] / А.А.Гин. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 80 с.

5.

Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст]: Пособие для педагогов до-

школьных учреждений / С.И.Гин. – Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2002. – 112 с.

6.

Гин, А. А. Педагогика + ТРИЗ [Текст]. Выпуск 6. М.: «Вита-пресс», 2001. – 80

с.

7.

Концепция Дошкольного воспитания

8.

Компанцева, Л.В. Картинки без запинки [Текст] / Л.В. Компанцева, Н.П. Валю-

мо. – СПб, 1995. – с.

9.

Корзун, А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольни-

ками [Текст] / А.В.Корзун. – Мн., 2000. – с.

10.Нестеренко, А.А. Страна загадок [Текст] / А.А.Нестеренко. – Ростов н/Д.: Изд-

во Рост. ун—та, 1993. – 32 С.

11. Синицына, Е. И. Умные занятия и игры [Текст] / Е.И. Синицина. – М., 2002. –

с.

12.Страунинг, А.М., Игры по развитию творческого воображения по книге Джан-

ни Родари « Грамматика фантазии» [Текст] / А.М. Страунинг, М.А. Страунинг.

– Ростов - на – Дону, 1993. – с.

13.Сидорчук, Т.А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия [Текст]: Практи-

ческое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. —

М.: АРКТИ, 2011. — 40 с.: ил.

13

14.Шустерман, М.Н. Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца

[Текст] / М.Н. Шустерман, З.Г. Шустерман . — СПб.: Речь, 2006. — 144 c.

15.Шустерман, М.Н. Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого

мышления

ребенка [Текст]: 2 часть / М.Н. Шустерман, З.Г. Шустерман . —

СПб.: Речь, 2006. – 208 с.

16.Шустерман, М.Н. Как попасть в сказку [Текст] / М.Н. Шустерман, З.Г. Шу-

стерман . — М.: Просвещение, 1995. — 160 С.

14

Приложение 1

Игры по формированию речевых навыков с использованием

элементов ТРИЗ-технологии

Игра «Пять волшебников»

Цель: активизация словаря по данной теме.

Например, лексическая тема: «Овощи», волшебники - это глаз, нос, рот, рука и

ухо.

Логопед предлагает детям рассмотреть помидор и задаёт детям вопрос: «Что о

нём скажет каждый волшебник?» Например, волшебник глаз скажет, что он

красный, волшебник нос скажет, что он вкусно пахнет, волшебник рот скажет

какой он на вкус, волшебник рука скажет, что он твёрдый, а бывает и мягкий,

волшебник ухо скажет, что он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит,

не шумит.

Игра «Угадай картинку»

Цель: учить выделять центр, сторону, угол доски; учить ориентироваться на

вертикальной поверхности; активизировать словарь: центр, выше, ниже, пра-

вее, левее; учить классифицировать объекты.

Логопед прикрепляет на доске картинки с изображением объектов (количество

подбирается согласно возраста) и загадывает одну из них. Детям предлагается

отгадать загаданную картинку с помощью вопросов, на которые он будет от-

вечать только «да» и « нет». Перечислять предметы нельзя. Вопросы прини-

маются только те, которые сужают поле поиска.

По кругу

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка перевернутых карточек.

Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и

придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая».

Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая»,

и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Иг-

рок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя

и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем стано-

виться обладатель наибольшего количества картинок.

Предложения по цепочке

Цель: автоматизация определенного звука

15

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Логопед поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый иг-

рок складывает свои картинки в стопочку.

Логопед выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку».

Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кош-

ка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим

слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку»,

первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому

необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д.

Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые

картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает

только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым из-

бавляется от своих картинок.

Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой

группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Логопед поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскла-

дываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает

и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накла-

дываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной

перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с

изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем шкафу

клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных

связок между парами картинок и ха каждую интересную «изобретательскую

идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

Паровоз

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Логопед раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола

выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с

паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…».

Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на

паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и

говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что

16

лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий

ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объ-

ясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет при-

чину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. По-

бедителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

Необычные загадки

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий

картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указа-

тельные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому

удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку. Игрок, на-

бравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором

дети самостоятельно составляют аналогичные загадки. В этом туре фишки не

выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок полу-

чает право придумать следующую загадку.

Игра «Перевертыш»

Цель: учить объяснять любое событие с точки зрения хорошо-плохо.

Логопед

называет

какое-либо

событие

и

спрашивает

ребенка,

почему

это

хорошо и почему бывает плохо.

Что таким бывает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстриру-

ющие слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает

волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участ-

ники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными

всевозможные

словосочетания,

за

каждое

из

которых

получают

призовые

фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе

задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает

именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может

быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.

Запоминай-ка

17

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Логопед перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед иг-

роками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до

двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Логопед предвари-

тельно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать»

пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее.

Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.

После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые

десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспо-

мнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например:

под велосипедом – лошадь и т.д.

Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой

пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в па-

мяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.

Кто что делает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки на заданный звук

Ход игры:

В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, напри-

мер: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя кар-

тинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значе-

ние. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наи-

большего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят

и т.д.

Круги Луллия

Используется четыре типа заданий:

1 тип: найди реальное сочетание. При объединении картинок под стрелкой

формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяю-

щие в себе эти объекты. Делаются выводы.

2 тип: объясни необычное сочетание. При раскручивании кругов рассматри-

вается случайное соединение объектов и как можно более достоверно объяс-

няется необычность их взаимодействия.

3 тип: придумай фантастическую историю или сказку. При раскручивании

кругов рассматривается случайное совпадение объектов, которое

служит

основой для фантазирования.

18

4 тип: реши

проблему.

В фантастических сказках с героями происходят

разные истории, необходимо формулировать проблемы, предлагается выдви-

гать идеи по их решению.

Данное пособие позволяет решать задачи по развитию связной речи у детей с

ОНР всех четырех уровней (от первого до четвертого).

"Где живет?" (с 3-х лет).

Игры на выявление над-системных связей.

Правила игры:

Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошколь-

ном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты жи-

вой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явле-

ния реального и фантастического миров (где живет лыбка, огонь). Дети назы-

вают среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фанта-

стических объектов.

Ход игры:

В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими

детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя

четкая цель: закрепить, например раздел "Живая и неживая система", то основ-

ной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и

так далее.

В: В каких словах живет буква "А"?

Д: Мама, лиса, азбука, акварель…

В: Где живет звук?

Д: В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поет или кри-

чит, в микрофоне. В телевизоре и радио, в пластинке…

В: Где живет слово?

Д: В предложении, в сказке, в человеке!

В: Словом человек обозначает и выражает свои мысли.

"Что можно сказать о предмете, если там есть…"

(с 5-летнего возраста).

Игры на определение под-системных связей объекта

Правила игры:

Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен на-

звать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или ска-

лах.

19

В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг?

Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а

еще портфель ученика.

В: Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшеные

слова?

Д: Это такие слова как "спасибо", "здравствуйте", "будьте добры"? Это

может быть вежливый человек, добрый человек, книга.

Развитие речи (обогащение словаря).

В: Что можно сказать о системе, в которой нет света?

Д: Это может быть темное помещение, почва, черный ящик, шкаф закры-

т

ы

й

.

В: Что можно сказать об объекте, от которого вкусно пахнет?

Д: Это живой объект?

В: Да

Д: Это может быть парикмахер (от него пахнет одеколоном), кулинар и

повар (от них пахнет булочками, пирогами, ванилином, пряностями всякими.

В: А если это неживой объект, но от него тоже вкусно пахнет. Что это?

Д: Магазин парфюмерный, кухня в детском саду.

Звуковая культура речи.

В: Что можно сказать об объекте, если в нем есть звук "А" (можно использо-

вать схемы).

Д: Мама, рама…

Игры на объединение над- и под- системы объекта

"Волшебный светофор" (с 4- летнего возраста).

Цель:

Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.

Правила игры:

У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, жел-

тый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой

объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а

может после показа убираться.

Ход игры:

Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошколь-

ном возрасте - схему машины).

В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит

машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего

является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите:

20

для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в

старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).

Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.

В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, кото-

рые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите,

как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите,

частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние

животные).

Развитие речи. Грамматический строй речи.

В: Слово "красиво". Поднимает желтый кружок. Что можно обозначить словом

"красиво"

Д: Красивым может быть платье, красивая мама, красивое небо, красивый дом,

красивая книга ….

В: Этим слово можно обозначать признак предмета. Воспитатель поднимает

красный кружок.

Д: Это слово может жить в предложении, в рассказе, в книге, в речи челове-

ка…

Воспитатель поднимает зеленый кружок.

Д: Это слово состоит из звуков, слогов.

Примечание: более простые слова воспитатель предлагает детям разложить на

звуки индивидуально со схематическим изображением гласных и согласных

звуков или на слоги.

"Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).

Игры на сравнение систем

Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объек-

тов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших

группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах

- это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты

неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без исполь-

зования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной уста-

новке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим

может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не

ошибся

ли

играющий,

выделяя

какие-либо

свойства

системы.

Ход игры:

"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у кото-

рых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на ме-

с

т

е

.

21

Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, коле-

са, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти ча-

с

т

и

.

Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему под-

бегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, пес-

ка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие мо-

менты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).

М о ж н о

и с п о л ь з о в а т ь

з а д а н и я

н а

ф у н к ц и ю

о б ъ е к т а .

Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!"

К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…

Интересно

использование

заданий

на

временную

зависимо сть.

Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!"

К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…

Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

Развитие речи.

При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы,

рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое,

металлическое, фактура ткани…)

"На что похоже" (с 3-летнего возраста).

Цель:

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнооб-

разных систем.

Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а

дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначе-

нию (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему,

по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими

могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки пред-

метные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить,

почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цап-

лю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

Развитие речи

22

(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов)

В: На что похожа иголка?

Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и метал-

лические.

Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо

вставляется, она тоже острая.

Звуковая культура речи

(при совершенствовании умения различать на слух звуки языка).

В: На что похож звук "Р"?

Д:

На

шум

мотора,

пыле со са,

на

рычание

льва

или

с о б а к и .

В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к

занятию).

Универсальные системные игры.

В основе системного подхода по объекту рукотворного мира лежат следую-

щие мыслительные шаги:

Выбирается объект и определяется его функция (О - Ф).

Рассматриваются основные составляющие этого объекта (подсистема),

способствующие выполнению функции.

Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его

функционирования (надсистема).

Объект и его функция рассматривается в прошлом (прошлое О). Первый

вариант: старинный объект. Второй вариант: объект человечеством не был со-

здан, но надо выяснить как выполнялась функция.

Объект и его функция рассматривается в будущем (будущее О). Первый ва-

риант: улучшение какого-либо свойства рассматриваемого объекта. Второй ва-

риант: объект не создается, но функция выполняется много лучше другим

о

б

ъ

е

к

т

о

м

.

В качестве средства системного мышления выступает девятиэкранная модель

("чудесный экран" или "девятиэкранка").

место функционирования объек-

та и его класс

прошлое объекта или

его функции

объект и его функция

будущее

объекта

или

его функции

23

части

объекта

(составляющие

элементы)

Например:

"Если мы рассмотрим САМОЛЕТ, этот самолет для быстрой перевозки пасса-

жиров по воздуху (функция), состоит он из мотора, двигателя с горючим, си-

стемы управления и корпуса с разными удобствами для пассажиров (подсисте-

ма). Самолет свое дело выполняет в воздухе, но ему надо быть еще в аэропор-

ту для заправки, ремонта и посадки пассажиров (надсистема). Самолет отно-

сится к воздушному транспорту (классификация). Раньше были не такие само-

леты. Они были менее удобные, летали недолго и низко над землей. Скорость

у них была много меньше (первый вариант объекта в прошлом). В далеком

прошлом люди только мечтали взлететь и были неудачные попытки сделать

это с помощью крыльев, которые привязывали к рукам прыгающих с высоты

смельчаков (второй вариант прошлого). Самолеты в будущем будут еще лучше,

чем сейчас. Для того, чтобы они не разбивались их будут делать, например, ре-

зиновыми или со специальными парашютами... Самолеты будут более надеж-

ные, скоростные и удобные для пассажиров (будущее объекта первого вариан-

та)...

Придет

время

и

люди

откажутся

от

строительства

самолетов,

люди

научатся перемещаться по воздуху на большой скорости с помощью индивиду-

альных летательных приспособлений (будущее второго варианта)..."

В основе системного подхода по объекту природного мира лежат следующие

мыслительные шаги:

Выбирается объект (О) и перечисляются его разнообразные свойства и

признаки.

Определяется подсистема природного объекта.

Определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или груп-

пе, к которым он относится.

Рассматривается процесс развития объекта в прошлом.

Рассматривается развитие объекта в будущем.

мама - воробьиха в гнез-

де (согревающая яйца)

гнездо

с

птенцами

(отно-

сится

к

группе

летающих

птиц)

место обитания воробья

(лес или городские ули-

цы)

яйцо

птенец (воробушек)

взрослый воробей

скорлупа, белок и желток

с зародышем

части тела слабого неуме-

лого птенца

части тела взрослой пти-

цы

Формы организации игр:

24

Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих ча-

стей и места функционирования. Игровое действие - составление "чудесного

экрана" (девятиэкранки).

Словесное восстановление "девятиэкранки" по стихотворению:

"Что-то" автор: М.С.Гафитулин, г.Жуковский

Если мы рассмотрим что-то...

Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то...

Что-то будет с этим что-то...

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Игровое действие при этом: конкретный объект обозначается словом, указы-

вается функция и т.д.

Предполагаемый результат по итогам универсальных игр:

К концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно раз-

мышлять: выделять его функцию (свойства).

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие призна-

ки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка,

дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в

измененном виде.

Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за

нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а

остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкаф-

чик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диа-

лог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.

Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в

теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не

зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети мо-

гут помочь.

25

2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется -

вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные".

И так, пока все играющие примут участие в "ротации".

3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости по-

очередно посещают каждый из теремков.

Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком.

Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка,

а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра

пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в называ-

нии свойств различных предметов. Преподаватели курсов на основе ТРИЗ

обычно предварительно знакомят детей с понятиями "система, функции, свой-

ства объектов". И последнее. Дети чаще называют внешние и подсистемные

параметры, реже надсистемные и функциональные.

Задача: как изменить игру, чтобы дети были вынуждены искать надсистемную

общность?

Игра "Держи вора!"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные

признаки путем сравнения.

Предшествующий этап: игра "Теремок". В отличие от нее в данной игре дает-

ся зрительная опора только на один предмет сравнения, другой нужно пред-

ставлять мысленно.

Реквизит: то же, что в игре "Теремок".

Ввод в игру: в толпе раздаются крики:

- Держи вора, он высокий такой!

- Держи вора, вот он в черной шляпе!

Никто не заметил самого вора, никто не может описать его полностью. Но сы-

щики находят вора даже по отдельным признакам... Так и мы попытаемся

найти "вора", зная некоторые его признаки.

Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок держит перед собой рисунок и игра-

ет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3-4 ребенка в поисковую груп-

пу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или

считалочки - кому быть "вором", и дети называют его признаки (например,

чайник: узорчатый, с ручкой, пустой). Затем в комнату возвращаются сыщики,

ведущий сообщает им признаки вора и зовет: "Держи вора!" Остальные дети

могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматрива-

ют их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждый сыщик кого-то за-

держал,

ведущий

говорит

"стоп!"

и

всякое

движение

прекращается.

Идет

рассмотрение задержанных. Ведущий устанавливает порядок рассмотрения

так, чтобы настоящий вор, если его поймали, остался последним. Первый сы-

26

щик указывает на своего задержанного и говорит: "Это вор, потому что он...

(называет известный ему признак, например, "С ручкой")". Задержанный, если

он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: "Нет, я

не вор, потому что... (например, если "задержана" сумка: "Вор хранит чай, а я -

книжки"). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И

так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его пойма-

ли, остается добровольно признаться. Пусть отдает "украденное" и получает

прощение. Сыщиков можно награждать.

2-й вариант: То же, что в 1-м варианте, но каждому сыщику сообщается лишь

один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.

Примечание. Возможно, сюжету игры можно придать более благородные чер-

ты. Автор предоставляет инициативу Читателю.

Игра "Маша-Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предме-

тов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных лю-

дях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую по-

мощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и

обращается к остальным:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду

(называет

функцию

потерянного

предмета,

например,

хлеб

отрезать)?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пи-

лой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша мо-

жет предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

2-й вариант: то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предостав-

ляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры по-

просить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает

Машей-Растеряшей одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим,

соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машей-Растеря-

шей и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом

обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает

ждать своей очереди. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-

Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши перехо-

дит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участво-

вать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить,

27

например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может

оценить ответы и выбрать лучший. А кто дал лучший ответ становится сам

Машей-Растеряшей - ведь известно, что "растеряшесть" заразительна...

Усложнение для знакомых с ТРИЗ преподавателей: Развитие игры с перехо-

дом к Идеальному Конечному Результату: то же, что в 1-м или 2-м вариантах,

но после предложенных ответов Маша-Растеряша вдруг начинает говорить как

Емеля из известной сказки: - А теперь, по щучьему велению, по моему хоте-

нию, хочу, чтобы (функция потерянного предмета сама выполнялась, напри-

мер, хлеб отрезался сам). Остальные должны предложить, как это сделать

(например, хлеб уже предварительно нарезан до нижней корки).

Развитие игры с переходом к противоречиям: ведущий выводит детей на

противоречие, создавшееся: а) в результате выдвижения ИКР (например, хлеб

должен быть разрезанным уже в магазине, чтобы покупателю не надо было его

резать и хлеб не должен быть разрезанным, чтобы не распался на кусочки еще

в магазине. Решение приемом объединения: продавать хлеб в глубоких тарел-

ках, обвязать его бантиком, завернуть в бумагу); б) в результате обнаружения

недостатков предложенных решений (например, леска должна быть острой,

чтобы резать хлеб, и должна быть тупой, чтобы не врезаться в пальцы. Реше-

ние приемом разделения в пространстве: середина лески острая, а концы ту-

пые, обмотанные тряпочкой). Дети могут самостоятельно или с помощью ве-

дущего формулировать и решать противоречия, в зависимости от их умений на

данном этапе.

Игра "Красная шапочка"

Цель: развитие творческого воображения.

Реквизит: бумага и фломастеры.

Ввод в игру: напомнить сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где

Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предложение сы-

грать эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превраща-

ется в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Ход

игры: Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась ба-

бушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит

назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). За-

тем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превраще-

ния и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туло-

вища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-

то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабуш-

ке" и спрашивает: - Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из

свойств, например, прозрачная)? Остальные дети должны ответить от имени

бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обосно-

28

ваны все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может за-

щититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота

или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться).

Примечание: некоторые развороты в игре можно использовать в воспитатель-

ных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настрое-

ние. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и

привести доступные для детей примеры, как это делать.

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?» Учить анали-

зировать содержание стихотво-

рения

и

устанавливать

при-

чинно-следственные

связи,

обозначенные в тексте.

Воспитатель читает небольшое стихотворе-

ние. Предлагает детям ответить на вопросы:

О каком объекте идет речь?

Какими признаками наделен объект?

Какие действия он совершал?

Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее

ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко» Учить де-

тей

подбирать

рифмующиеся

слова.

Воспитатель

читает

детям

стихотворный

текст и произносит лишь первый слог по-

следнего слова каждой строчки. Все осталь-

ное слово должны назвать дети.

Игровой мотив: у воспитателя то появляется,

то пропадает голос.

Вариант игры: воспитатель читает стихотво-

рение-загадку, а играющие должны назвать

отгадку-рифму

«Склад-несклад» Учить детей

подбирать рифму к заданному

слову.

Водящий загадывает слово, а играющие при-

думывают рифму к нему (рогатая - бодатая,

жевала - глотала).

Игровой мотив: игра с мячом или другим

предметом.

Возможно усложнение: игра без водящего.

Один ребенок называет слово, другой приду-

мывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки»

Учить

детей

подбирать рифму к звукосоче-

танию.

Водящий задает определенное звукосочета-

ние, а играющие сочиняют двустишье с ним.

ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща -

ща - ща - мы нашли в траве клеща.

29

Игровой

мотив:

соревнование

в

быстроте

произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше» Учить детей

подбирать рифму к заданному

слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворно-

го текста, а дети сочиняют дальше.

ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок про-

должает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд. Воз-

можны варианты рифмованных строк от дру-

гих детей или сочинение «путаницы».

ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит

тюлень».

Усложнение:

воспитатель

раздает

предмет-

ные картинки играющим. Они должны со-

ставить

двустишье

про

изображенный

на

картинке объект.

«Исправь

меня»

Учить

детей

согласовывать слова в предло-

жениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фра-

зу,

предложение,

сознательно

допуская

ошибки в согласовании слов. Дети исправ-

ляют

и

правильно

произносят

заданное

предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок воспи-

тателя.

«Сочиним стишок и его запи-

шем» Учить детей составлять

рифмованный текст и записы-

вать его схемами.

Дети составляют рифмованный текст и запи-

сывают его схемами.

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с

помощью схемы. Схема должна располагать-

ся на листе бумаги соответственно строчкам

созданного стихотворного текста.

С помощью схематической фиксации текста

можно работать над интонационной вырази-

тельностью речи детей. При помощи опреде-

ленных условных знаков можно обозначать

повышение, понижение голоса, восклицание,

вопросительную,

повествовательную

инто-

нации, паузу и т.д.

«Дразнилка» Учить детей под-

бирать

рифмующиеся

между

собой слова и словосочетания

с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-

либо

предмет

рукотворного

мира.

Дети

преобразуют свойства объекта в слова и сло-

восочетания с уменьшительно-ласкательным

суффиксом -лка (поддразнивание бантика -

30

украшалка, потерялка, и т.д.).

Далее

предлагается

составить

«дразниль-

ные» стишки или загадки («Не терялка, а го-

ловуукрашалка»).

Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка». Учить детей выде-

лять признаки объектов.

Ведущий

показывает

ребенку

картинку

с

изображением объекта, он называет его. За-

тем

картинка

передается

другому

ребенку.

Он должен назвать один из признаков объек-

та и передать картинку следующему. Нужно

назвать как можно больше признаков и не

повториться. Рекомендуется с младшего воз-

раста.

«Угадай по описанию». Учить

детей по описанию определять

объект.

Ведущий показывает картинку с изображен-

ным объектом только одному из детей. Ребе-

нок описывает объект (не называя его) так,

чтобы

остальные

играющие

догадались,

о

чем идет речь. Правило: ведущий описывает

объект, следуя от общего к частному.

«Выбери

признак,

который

есть у других объектов» Учить

детей выделять характерные и

специфичные

значения

при-

знаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие назы-

вают значения признаков этого объекта. Из

перечисленного ряда выбирают одно харак-

терное и одно специфичное значение (очки

круглые, солнечные). Рекомендуется со сред-

него возраста.

«Я назову признак, а вы пере-

числите его значения». Учить

детей подбирать разные значе-

ния одному признаку.

Ведущий

называет

какой-либо

признак

(цвет).

Дети

должны

назвать

как

можно

больше значений этого признака (цвет быва-

ет черный, радужный и т.д.). В старшем до-

школьном возрасте воспитатель называет ка-

кое-либо значение признака, а дети угадыва-

ют признак (светящийся - светящимся быва-

ет цвет; холодным бывает температура веще-

ства). Проводится со среднего возраста с по-

следующим усложнением.

«Что

(кто)

делает

так

же?»

Учить детей выявлять призна-

Ведущий

называет

объект.

Дети

выделяют

его

действия.

Предлагается

перечислить

31

ки

объекта

(функция,

части).

Учить

составлять

загадки

по

моделям

«Как…,

но

не…»,

«Какой… - что та кое же у дру-

гого объекта», «Что делает так

же?»

объекты, у которых названное действие ярко

выражено. ПР:

- Воробей что делает?

- Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.

Из

предложенных

вариантов

составляется

текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суе-

тится, но не мышка». Проводится со средне-

го возраста.

СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

Характеристика текста лимерика:

1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются

следующим образом:

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил - был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство

объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с дру-

гими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гипербо-

лу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно бо-

лее похоже на лимерик. Например:

Жил-был старичок меж ульями,

От пчел отбивался он стульями.

Но не учел

Числа этих пчел,

И пал смертью храбрых меж ульями.

Жил да был медведь болотный.

Был он добр, но очень мокрый.

По болоту он ходил,

Всех лягушек подавил.

Вот какой неуклюжий был медведь.

32

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно на-

чинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания

и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательно-

сти.

Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей

составлению рифмованных текстов

"СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ"

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, на-

звания которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, назва-

ния которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель подни-

мает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается

законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до

20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору

рифмующегося слова.

ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит "Рак" и

добавляет "Квак".

"ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО"

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему

рифмовки.

ПР: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, со-

сиска".

Методические рекомендации

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнени-

ем, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной

части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

ПР:

- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";

- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";

- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яич-

ный";

- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

"ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ"

33

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному слово-

сочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную

пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим

образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается закончен-

ной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

ПР:

"Жил-был рак и был похож на мак".

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность

самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может ме-

нять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся

другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).

Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

"СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ"

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять

в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывеши-

вает табличку с моделью составления лимерика:

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов

(птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки.

Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик

повторяется несколько раз детьми.

ПР:

Жила-была певунья-птичка,

Была красивой, как синичка.

По дороге она за жуком бежала,

А потом на травке долго лежала.

Вот какая беззаботная птичка.

Методические рекомендации

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет

воспитатель.

Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочи-

нять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В

34

процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использо-

вать только литературные слова, не делать повторов.

Работа с рифмой на полуактивном уровне

Игра: «Раз, два, три – картинки по рифме разложи».

Логопед подбирает картинки со звуками, над которыми ведется работа. Ребе-

нок должен разложить их парами – по рифме (ворона – корона, картошка – гар-

мошка, врач – грач, трава – дрова, топор – ковер и т. д.). Данную работу можно

проводить с использованием колец Луллия.

Игра «Незнайка и Цветик».

Кому принадлежит строчка? Незнайке или Цветику? Исправь! Строчки подби-

раются с учетом работы над звукопроизношением, параллельно совершенству-

ем мелодико-интонационную сторону речи. Например, укусила кису муха и бо-

лит у кисы нога (автоматизируем [с]).

Игровое задание «Я начну, а ты закончи» (активный уровень).

Работа со стихами из двух строк.

Детям предлагается пара слов в рифму (мишка – штанишки). Задание:

придумать двустишие с предложенными словами.

Педагог может зачитать двустишие из книг с данной рифмой. Для пер-

вых двустиший можно использовать сборники русских народных сказок или

потешек.

35



В раздел образования




Яндекс.Метрика