Напоминание

"Повторение орфографии"


Автор: Гурьянова Анастасия Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФБГОУ ВО "Оренбургский госудраственный педагогический университет"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Конспект урока в 9 классе
Тема: "Повторение орфографии"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по русскому языку в 9 "А" классе

Тема: Повторение орфографии.

Цель: Отработка навыков практической грамотности по правилам

русской орфографии

Задачи:

-

отрабатывать практические навыки по подготовке к экзамену (в новой

форме) по русскому языку;

-закрепить основные лингвистические понятия из части А, В ОГЭ по

синтаксису и орфографии;

- вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ;

- воспитывать уважение к слову

Ход урока

I.

Орг. момент.

II.

Постановка

цели

и

задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельности

Работа с эпиграфом:

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и

культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка не является

праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (А.И.

Куприн)

- Как вы понимаете слова Куприна?

-Какое

высокое

значение

вкладывает

писатель

в

значение

языка?

(История народа, цивилизация, культура, язык – это национально-культурный

феномен, который мы должны беречь)

-

Изучение

любого

языка

связано

с

фонетическим,

лексическим,

морфологическим и синтаксическим уровнями, которым посвящены разделы

науки о языке.

-Назовите, какой раздел науки о языке вы продолжаете изучать в 9

классе? (Синтаксис, синтаксис сложного предложения).

-Но есть разделы, которые связаны с письменным выражением языка,

обеспечивают правильное написание слов – орфография.

-Что изучает орфография? (правильное написание слов, орфограммы)

- Сегодняшний урок посвящён повторению орфографии.

-

Целью

нашего

урока

повторить

трудные

случаи

орфографии,

вспомнить орфографические правила на правописание приставок, корней.

III.

Актуализация знаний.

Лингвистическая разминка.

-

Ребята,

вы

продолжаете

готовиться

к

ОГЭ

по

русскому

языку,

повторяете

орфографические

правила,

находите

орфограммы

в

словах.

Поэтому

первым

из

заданий

будет

лингвистическая

разминка,

задания,

которой связаны с синтаксисом, пунктуацией и орфографией.

На ваших столах лежат карточки с заданиями (по вариантам), вам

дается 5мин. на выполнение задания.

Вариант 1:

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая

гласная в корне?

А) нагр..вать, стр..мление, соч..тающий

Б) под..рить, хв..стун, просл..вляя

В) переб..рёшь, к..варный, ст..рона

Г) об..яние, прик..снуться. л..скающий.

2. В каком слове пишется Е?

А) обид..лся В) муч..вший

Б) зала..ть Г) подерж..нный

3. На месте каких цифр пишется НН?

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на

севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

1) 1,2 2) 2 3) 1,2,3 4) 3,4

4. В каком предложении ставится тире?

А) Степь как море.

Б) Сосна дерево долговечное.

В) Ничего не видно ни скал ни лесов.

Г) Пески точно море.

5.Укажите ошибку в образовании формы слова.

А) много цапель

Б) гораздо важнее

В) две пятых потребляемой энергии

Г) ехай быстрее

2 вариант:

1. В словосочетании УКРАШЕНИЕ ЗЕМЛИ

тип связи

А) согласование Б) примыкание В) управление

2. Выберите строку, в которой все слова пишутся с Ь

А) намаж…те, береч…, у рощ…, пахуч…

Б) береч...ся, съеш…, наотмаш…, привлеч…

В) отреж…, помоч…, хорош.., вскач…

3. По наличию главных членов предложения бывают

А) простые и сложные

Б) одно и двусоставные

В) распространённые и нераспространённые

4. Найдите глагол 2 спряжения с окончанием -ЯТ

А) Стел..т В) Кол...тся

Б) Бор..тся Г) Кле…т

5.Укажите вариант ответа с орфографической ошибкой

а) Некто высокий и черноволосый быстро удалялся.

б) Свидетельница отвечала нехотя.

в) Очевидец ничуть неиспуган.

г) Тут замешан не кто иной, как мой сосед.

Способ выполнения: индивидуальный

Проверка: по эталону на доске

IV.

Проверка домашнего задания.

- Дома, выполняя упражнение, вы повторили разные виды орфограмм.

Предлагаю

вам выступить в роле учителя и ученика,

и проверить вашу

орфографическую зоркость.

-

На

столах

у

вас

лежат

тексты,

ошибки

в

которых

вам

следует

исправить. Вы работаете по парам: один объясняет, другой контролирует.

-

Исправьте

ошибки,

обсудите

вместе

правильность

ваших

исправлений.

Корректурные упражнения «Найди ошибку!»

Если чиловек никогда не разкрывал хороших книг, волновавших

серца и умы милионов людей, не запомнил хотя бы дисятка – другого

строк любимого поэта или вообще такового не имеет, он обричён на

духовную нещету, он жывёт в пол сердца, лишив себя огромной доли

радостей,

которыми

наслождается

человек,

общающийся

с

миром

прикрасного.

Цель выполнения: проверить орфографические навыки обучающихся,

над которыми они работали дома.

Способ выполнения: работа выполняется по парам

Проверка: проверка слов с ошибками друг за другом.

V.

Обобщение и систематизация знаний

1)

Повторение орфограммы «Правописание приставки пре-, при-»

-Посмотрите

на

слова

и

скажите,

какое

правило

орфографии

их

объединяет.

Привинтить

Присесть

Преграда

Прибрежный

Приехать

Прервать

-Вспомним условия написания приставок пре-, при-

Правило:

Приставка ПРЕ- пишется в случаях:

1) когда она придает словам значение предельной степени действия,

превосходящего

какую-либо

меру,

или

высшей

степени

качества:

превозносить,

превышать,

преувеличивать,

превосходить,

преуспевать;

превосходный, прехорошенький, премилый, премило;

2 )

ко гд а

о н а имеет

значение

приставки

пере-

: преградить

(перегородить),

превратить,

прекратить,

предание

(передать),

преступить

(переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать).

Приставка ПРИ- придает словам значения:

1)

пространственной близости,

смежности: приморский, Приамурье,

прибрежье, пристанционный, приусадебный;

2

) прибавления,

приближения,

присоединения:

приклонить,

пригнать, привести, привязать, примерзнуть, пристегнуть;

3

) неполноты

действия:

привянуть,

приоткрыть,

прилечь,

приспустить, приутихнуть;

4 ) доведения

действия

до

конца,

до

определенного

результата:

приискать,

прикончить,

приглушить

('заглушить

совсем'),

приучить,

придумать, прирезать;

5 ) совершения

действия

в

собственных

интересах,

усиленного

п р о я в л е н и я

д е й с т в и я : приглядеться,

прикарманить,

приманить,

принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться;

6

) сопутствующего

действия:

припевать,

присвистывать,

пританцовывать.

-Чтобы закрепить правило правописания приставок пре, при, выполним

следующее упражнение.

Цель

выполнения:формирование

умения

заменять

словосочетания

словом с заданной орфограммой

Игра «Одним словом»

-Выразите словосочетание одним словом, запишите эти слова, выделяя

приставки

1. Расположенный у вокзала (привокзальный)

2. Очень хороший (прехороший)

3. Участок около усадьбы (приусадебный)

4. Очень старательный (прилежный)

5. Спуститься с неба на землю (приземлиться)

6. Очень длинный (предлинный)

7. Слегка открыть дверь (приоткрыть)

8.Расположенный у моря (приморский)

Способ выполнения: один обучающийся пишет на доске, доказывания

написание той или иной приставки

Проверка: по эталону на доске.

2.Повторение орфограммы «Чередующиеся классные е/и в корне

слова».

-Вспомним

правописание

орфограмм

в

конях

с

чередующимися

гласными е/и.

-Какие корни, назовите (бер/ бир-…).

Игра «Крестики – нолики»

- Я буду вам диктовать слова под номерами. Если слово пишется

с буквой –и- , то ставим крестик, если с –е-, то ставим нолик. На столах

у вас есть специальные бланки, куда вы ставите крестики и нолики.

-Прежде

чем

преступить

к

выполнению

задания,

повторим

правило

Правило: Выбор гласной зависит от наличия суффикса «а», есть

суффикс есть, то пишется И, если нет – Е.

1) Раздирать

2) Уберу

3) Стереть

4) Натирать

5) Соберу

6) Выстилать

7) Запирать

8) Отпереть

9) Умереть

10) Замирать

11) Оттирать

12) Выберу

13) Отпирать

14) Натереть

15) Замер

16) Отмирать.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Цель:

формирования

умения

на

слух

определять

орфограмму

и

правильно выбирать условия её написания.

Способ выполнения: выполняется индивидуально на карточках

Проверка: взаимопроверка, эталон на доске.

3. Работа с пословицами.

-Запишите пословицы, объясняя их смысл. Подчеркните орфограммы,

объясните выбор написания той или иной буквы.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Нужно наклониться, чтоб из ручья воды напиться.

Цель:

формирования

умения

работать

с

языковым

материалом,

находить в нём орфограммы и объяснять их написание

Способ

выполнения:

2

обучающихся

записывают

около

доски

и

производят работу, остальные в тетрадях

Проверка: по эталону на доске.

4. Синтаксическая минутка

-Мы продолжаем подготовку к экзамену, обратимся ещё к одному

разделу русского языка – синтаксису.

-

Запишите предложение и произведите его полный синтаксический

разбор. Выделите в словах орфограммы.

Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда,/идущего к

одинокой станции/,/окружённой тьмой./ (М.Горький)

(повест.,

невоскл.,

простое,

двусост.,

распр.,

осложненное

обособленными определениями, выраженными причастным оборотом)

Цель:

формирования

умения

соблюдать

орфографические

и

пунктуационные нормы в предложении.

Способ

выполнения:

один

обучающийся

выполняет

около

доски,

остальные в тетрадях.

Проверка: по эталону на доске.

5. Работа с орфоэпическими нормами русского языка

- Прочтите самостоятельно вполголоса текст, расставьте в выделенных

словах ударения, а затем прочтите текст согласно правилам орфоэпии.

Посетитель долго изучал КАТАЛОГ, словно что-то искал. Потом он

достал папку с надписью "ДОГОВОРЫ", что-то прочитал и вынул телефон.

Все думали, что он сейчас кому-то ПОЗВОНИТ. А он сделал жест - ПЕТЛЮ

рукой, захлопнул папку, сел и задумался.

О

чем

он

думал,

будущий

ученый?

О

русском

АЛФАВИТЕ?

Об

АНАПЕСТЕ

и

АМФИБРАХИИ?

Об

ИЗОБРЕТЕНИЯХ

и

открытиях?

Об

ОБЕСПЕЧЕНИИ библиотеки книгами?

На самом деле он думал о том, как понесет ХОДАТАЙСТВО через два

КВАРТАЛА, что, возможно, его ИЗОБРЕТЕНИЕ зарежут, а это УСУГУБИТ

материальное положение его семьи.

-Попробуйте продолжить текст, используя слова с орфоэпическими

нормами.

Цель: формирования умения правильно произносить слова

Способ выполнения: индивидуальный

Проверка: фронтально по абзацу.

VI.

Домашнее задание

п. 5(теория); упр. 85; тест по орфографии (приложение 1)

VII.

Подведение итога урока. Рефлексия

- Над какой темой на уроке мы работали?

-Смогли мы достичь поставленной цели?

Продолжи предложения:

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

Приложение 1.

Тест по орфографии:

1.

Укажите

ряд,

во

всех

словах

которого

пропущен

безударный

гласный

а) пол..вчее, б..ярин, г..рдился, вп..следствии

б) к..залось, пос..дить, согл..сился, д..вавть

в) ол..денелый, отв..чал, т..пло, хоч..шь

г) присоед..нились, пр..ехал, об..жаю, выдв..нуть

2. Укажите ряд, во всех словах которого пропущен чередующийся

гласный в корне

а) выб..рает, раст..рать, ум..рать, предл..гаю

б) предл..жение, пром..кательная (бумага), покл..ниться, л..хматый

в) р..стительный, прил..гательное, з..ря, ..ккуратный

г) отр..зает, выд..ру, отб..рёшь, неч..т

3.Укажите ряд, во всех словах которого следует писать букву а:

а) бл..городный, кр..тковременный, р..диться, ск..зитель

б) пр..витель, прик..лоть, зак..лять, м..ловато

в) опл..тить, упр..влять, впеч..тление, прод..лговатый

г) кр..сноватый, расст..влять, к..знить, сл..дковатый

4.

Укажите

ряд,

во

всех

словах

которого

пропущен

безударный

гласный в приставке

а) пр..хорошенький, пр..градить, пр..следовать, пр..мировать

б) пр..своить, пр..школьный, пр..глушить, пр..оритет

в) пр..славиться, ..тбежать, в..зглавить, с..стариться

г) р..ссыпать, н..дрезать, пр..матерь, р..згильдяй

5.

Укажите

ряд,

во

всех

словах

которого

пропущен

безударный

гласный в суффиксе

а) замш..вый, душ..нька, им..чко, товарищ..м

б) влюбч..вый, счастл..вый, садовн..к, одуванч..к

в) руч..нка, сач..к, ключ..м, налев..

г) американ..ц, учит..ль, человеч..ство, зайц..м

6. Укажите ряд, в котором пропущен безударный гласный в окончании

а) в алле.., в зимн..м (пальто), стел..т,

б) смотр..т, на знамен.., хорош..м (поступком), плащ..вка

в) котишк.., книжищ.., ручищ.., слев..

г) домишк.., светл..й (улыбкой), борщ..м, засветл..

7. В каком ряду во всех словах следует писать а?

а) издавн.., досух.., снов.., занов..

б) бабищ.., заводил.., книжищ.., солнышк..

в) плутишк.., сынишк.., зайчишк.., горюшк..

г) искос.., сызнов.., изредк.., досыт..

8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) сам..здат, пед..нститут, дез..нформировать, с..гранный

б) с..змала, от..гранный, роз..ск, без..скусный

в) меж..нтернатский, супер..гра, сверх..дея, вз..грать

г) недо..мки, за..грался, из..ски, без..нициативный

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а)

пан..сламизм,

сверх..нтеллигентный,

за..нтриговать,

супер..ллюзионист

б) из..мать, сверх..нтеллект, по..ск, за..скивать

в) без..нтересный, пред..дущий, сверх..инертный, с..знова

г) без..ндукционный, под..грать, не..нтересный, мед..нститут

10. В каком ряду во всех словах следует писать е?

а) бре..тся, мож..т, хоч..тся, тороп..тся

б) ноч..вать, бич..вать, посп..вать, откруч..вать

в) вид..ть, обид..ть, завис..ть, настро..ть

г) замш..вый, щавел..вый, плеч..вой, фасол..вый

11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) м..литва, к...ситься, прод..лжение, уд..лить

б) согл..совать, схв..тить, расп..хать, уг..щение

в) зам..рать, выстр..лить, отр..зать, прис..дать

г) м..новать, в..днеется, т..шина, пол..вать

12. В какой строке все прилагательные пишутся с нн?

а) нечая…ый, искус…ый, бедстве…ый, восторже…ый

б) лицензио…ый, грациоз…ый, амбициоз…ый, соломе…ый

в) дискуссио…ый, горта…ый, искусстве…ый, революцио…ый

г) лу…ый, карто…ый, рья…ый, волшеб…ый

13.Укажите

строку,

в

которой

нарушен

принцип

подбора

прилагательных (н илинн)

а) сви…ой, ветре..ый, соловьи…ый, кожа…ый

б) пенсио…ый, платя…ой, тума…ый, слюдя…ой

в) песча…ый, ржа…ой, дровя…ой, ледя…ой

г) макаро…ый, деревя…ый, веществе…ый, авиацио…ый

14. Найдите «лишнее» причастие по суффиксу

а) скош…ый б) занавеш…ый в) повеш…ый г) изда…

ый

15. В каком ряду во всех словах нужно писать ь?

а) реч.., печ.., смотриш.., плащ..

б) ноч.., смеёт..сяч, знаеш.., хорош..

в) доч.., смеят..ся, намаж..те, вскач…

г) брош.., отреж.., береч.., замуж..

16. В каком ряду во всех словах нужно писать ъ?

а) об..явление, под..ячий, раз..езд, под..ём

б) раз..яснить, от..явленный, раз..едать, л..ётся

в) съъёмка, об..ём, под..езд, разоб..ётся

г) объъять, раз..ярённый, ад..ютант, двух..ярусный

17. В каком ряду во всех не следует писать ь?

а) ковш.., калач.., стриж.., еш..

б) пейзаж.., монтаж.., тираж.., дрож..

в) чертёж.., этаж.., страж.., гараж..

г) платёж.., сыч..,.. блиндаж.., сплош…

18. В каком ряду во всех словах нужно писатьнн?

а) бесприда...ица, гости...ица, подли...ик, воспита...ик

б) да…ый, решё…ый, броше…ый, ветре…ый

в) со…ый, нагруже…ый, свяще…ый, нечая…ый

г) ограниче…ый, ране…ый в бою, замуче…ый, кожа…ый

19. Слово пишется слитно

а) в?век двадцатый в) в?глубь погреба

б) в?дали голубой г) опускаться в?глубь

20. Слово пишется раздельно

а) Роман не?закончен.

б) Моё письмо вернулось не?распечатанным.

в) Условия контракта остались не?выполненными.

г) Я постоянно не?досыпаю.



В раздел образования




Яндекс.Метрика