Автор: Мальцева Олеся Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Гамовский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Пермский край, с.Гамово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Котенок Кеша"
Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Котенок Кеша»
Автор: Мальцева Олеся Владимировна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Радуга», с. Гамово,
Пермского края
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей
подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Котенок Кеша». Данный материал будет полезен учителям-
логопедам, воспитателям подготовительной группы. Это конспект развивающего занятия, направленного на
автоматизацию звука [Ш], развитие фонематических процессов, логического мышления, воспитание
духовной нравственности.
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме: «Котенок Кеша».
Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;
Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в
слогах, словах, фразовой речи;
2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие,
формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас,
развивать логическое мышление;
3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: карандаши, листы с заданиями, сказочный герой котенок Кеша.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка «Вышли мыши как-то раз…»,
учебная деятельность, анализ, подведение итогов.
Ход логопедического занятия.
1.
Организационный момент.
Логопед.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Логопед. Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю.
Жил – был на свете невоспитанный Котенок Кеша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной
ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть
со всеми вежливыми. Котенок решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил,
1
что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш котенок собрался в
путь. Но котенок боится заблудиться в дороге. Чем мы можем помочь Кеше?
Ребята предлагают идти вместе и найти друзей котенку.
Логопед. Для этого нам с вами необходимо подготовиться, набраться сил. Давайте выполним следующие
артикуляционные упражнения. (появляется сказочный герой – игрушка котенок Кеша)
2.
Артикуляционные упражнения:
Логопед.Вы будете слушать, и помогать её рассказывать (дети садятся за столы, перед ними поочередно
выкладываются символы)
Посмотрели мы в окошко / упражнение «окошко»/,
Улыбнулись солнышку / упражнение «заборчик»/,
На лужайке полежали / упражнение «лопаточка»/,
Язычок свой наказали / упражнение «накажи язычок»/,
В барабаны поиграли / упражнение «барабанщик»/,
Малярами побывали / упражнение «маляр» /,
На лошадке поскакали / упражнение «лошадка» /.
Чай из чашек выпивали /упражнение «чашечка»/.
Всё варенье в рот слизали / упражнение «вкусное варенье»/,
Фокус всем мы показали / упражнение «фокус»/,
Гол забили / упражнение «попади в ворота»/,
И устали….
3.
Сообщение темы.
Логопед. Ребята, послушайте, какой звук я выделю в имени котенка- Кешшшшша? Верно, это
звуки [ш]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [Ш].
4.
Анализ артикуляции.
Логопед. А как работают губы, язык при произнесении звука [Ш]?
Дети. При произнесении звука [Ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят
«чашечкой» к нёбу.
5.
Закрепление изолированного звука [ш].
Логопед. Идём по дорожке: шагаем на месте и говорим все вместе
ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь (движения руками вверх, вниз)
-Наш котенок Кеша услышал, что в траве кто-то шипит. Вы слышите ребята?
Посмотрите, это маленький ужонок. Ребята поздоровайтесь с ужонком! Как еще можно приветствовать
друзей? (Привет! Добрый день!)
Ужонок шипит:
«Ш-ш-ш-ш-ш», так как не может найти дорогу домой. Ребята, поможем вместе с котенком Кешей маленькому
другу добраться до своего домика (дети садятся на «поляну» и упражнение «Дорожки»)
2
Давайте мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-
ш…»
6.
Характеристика звука [ш].
Логопед. Ребята, расскажите котенку Кеше и ужонку все про звук [ш]. Какой он?
1) Согласный или гласный? (согласный, т.к. ниточка рвется, песенка не поется, обозначается синим цветом и
живет в синем замке).
2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками).
3) Глухой или звонкий? (глухой, дети зажимают уши ладошками).
7.
Развитие фонематического слуха.
Логопед. Котенок Кеша, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей
вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши.
В сумке у котенка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.
Ребята, попрощаемся с ужонком. Пока!
8.
Воспроизведение прямых и обратных слогов. Игра «Рифмы».
Логопед. Котенок Кеша любит сочинять стихи.
Послушайте, ребята, что у него получается: Ша-ша-ша- мама моет малыша.
- Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки? (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш] сопровождая
слова хлопками в ладоши).
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте лаваш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка маленькая мышка.
Ши-ши-ши – вот шумят малыши.
Уш-уш-уш – я приму теплый душ.
Аш-аш-аш – это синий шалаш.
Шок-шок-шок – запел на улице петушок.
3
9.
Звукобуквенный анализ.
- Не успел котенок Кеша допеть последнюю песенку, как неожиданно ему на пути повстречался еж. Котенок
поздоровался с ежиком, и тот предложил ему поиграть в игру.
Игра называется «Найди слово». Котенок Кеша охотно согласился и стал думать.
Логопед. Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем котенку и ежу
определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.
10. Физминутка. - Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем.
Вышли мыши как-то раз, (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в сторону)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мыши дернули за гири. (движение руками сверху вниз)
Вдруг раздался страшный звон. (закрывают руками уши)
Убежали мышки вон. (бегут)
11. Лексико-грамматические игры и упражнения.
Образование относительных прилагательных:
Логопед. Кеша поиграл и проголодался. Он любит вкусно покушать. Котенок позвал пообедать и ежика.
Посмотрите, что он приготовил (на столе стоят блюда и продукты).
Ребята рассматривают и называют блюда изменяя слова-существительные.
Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Компот из шиповника какой?
Конфеты из шоколада какие»?
Дети отчетливо произносят слова со звуком[ш]: пшенная, вишневый, шиповниковый, шоколадные.
-Ребята, попрощаемся с ежиком! Пока!
-Как еще можно прощаться? До скорой встречи! Спокойной ночи!
12. Игра «4-йлишний».
Логопед. Идём дальше по дорожке и говорим все вместе:
Ши-ши-ши – у нас дома (малыши) (разворачивают ладони вверх, сжимая и разжимая пальцы)
Кто сидит за кустом, это мишка-шалунишка.
-Здравствуй мишка-шалунишка!
Мишка все перепутал. Ребята, а давайте поможем мишку-шалунишке.
4
Детям раздаются карточки с картинками. Они перечисляют нарисованные предметы и определяют лишнюю,
объясняя выбор.
До встречи, мишка!
13. Упражнение «Закончи предложение по картинкам».
Логопед. Идём дальше по дорожке, говорим все вместе:
АШУ-АШУ-АШУ- КУШАЕМ МЫ КАШУ (Хлопают ладонями по коленям).
Давайте проговорим громко, а теперь тихо.
-Ребята, кто это прячется под листом? Это маленький лягушонок. Давайте поздороваемся с лягушонком. Он
не может правильно составить предложения.
Послушайте и закончите предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску).
Прицепившись к задней шине
Мишка едет на (машине).
Будут кушать малыши
Суп молочный из … (лапши).
Молока налили в плошку,
«Кис-кис-кис», - позвали… (кошку).
Любопытные мартышки
Собирают с елок… (шишки).
Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся… (мыши).
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладет под голову … (подушку).
В день рождения Петрушке
Купили новые. (игрушки)
-Пока лягушонок!
14. Загадки.
Логопед. Ребята, котенок Кеша приготовил для вас загадки. Вы любите
отгадывать загадки? Давайте отгадаем их, а в этом нам помогут картинки (картинки стоят на
доске). Четко проговаривайте отгадку со звуком [ш].
Хоть и бархатные лапки,
5
Но зовут меня «царапкой».
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Знакомца встречу-
Соскочу, привечу.
Зеленый плот
По реке плывет.
На плоту — красавица
Солнцу улыбается.
Кто я— догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу.
Два брюшка, четыре ушка.
Утром выпадет снежок-
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую …
15. Итог логопедического занятия.
Логопед. Ребята, чтобы быстро вернуться обратно в садик, воспользуемся волшебным платочком (дети
накрываются платком и произносят заклинание)
Раз, два, три, четыре, пять,
В детском садике мы опять!
Логопед. Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какой звук мы учились произносить? Что вам больше
запомнилось из упражнений. Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми
всегда будем вежливыми.
6