"Два варианта Программы кружка эстрадного пения для школы"
Автор: Меренкова Людмила Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ гимназия № 4 Населённый пункт: Пятигорск, Ставропольский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Два варианта Программы кружка эстрадного пения для школы" Раздел: дополнительное образование
ДВА ВАРИАНТА ПРОГРАММЫ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА ДЛЯ ШКОЛЫ.
Составитель Меренкова Людмила Николаевна, педагог дополнительного
образования МБОУ гимназии № 4 гор.Пятигорска Ставропольского края,
Почетный работник общего образования Российской Федерации.
ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА.
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников
должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и
ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день
основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие
руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика
коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в
сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя»,
доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном
действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников,
обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений
ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и
развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не
только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм,
движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их
самооценку.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, умению работать с микрофоном и музыкальной
фонограммой, дает навыки артистического поведения на сцене, создавать образ песни,
помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного
творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской
деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое
самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и
современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.
Цель программы
Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения
талантливых учащихся.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной, джазовой
Обучить детей вокальным навыкам;
Научить работать с микрофоном и фонограммой ( как -1, так и + 1 )
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального
материала;
Формировать навыки работе в команде
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации
обучающихся.
Набор в вокальную студию осуществляется на базе 2 – 8 классов. Программа рассчитана
на 3 года и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально-
творческой деятельности детей 7- 14 лет с последующим продолжением сольной карьеры
вплоть до окончания гимназии. Индивидуальные занятия позволяют учесть
физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:
— музыкально - теоретическая подготовка;
— вокально – индивидуальная и ансамблевая работа;
— концертно - исполнительская деятельность.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Вручение подарка;
Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.
Приглашение на престижные и желаемые для учащихся концерты и конкурсы;
Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
Работа над дикцией, ударением.
Все занятия вокального кружка строятся по схеме:
- выбор репертуара;
— прослушивание музыкального произведения;
— разбор текста песни;
— работа с труднопроизносимыми словами;
— разучивание музыкального произведения;
— работа над выразительностью исполнения.
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить по группам или индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей, участие в
различных конкурсах.
Обеспечение программы
— специализированный кабинет, актовый зал со сценой;
— фортепиано;
— музыкальные произведения в цифровой записи на USB ;
- ноутбук ;
- усилительная аппаратура;
- радиомикрофоны;
Учебно-тематический план
Учебный план рассчитан на 3 года обучения, занятия с каждым учащимся и каждой
группой 2 раза в неделю, продолжительностью 40 мин. Количество обучающихся в
каждой группе 4 - 8 человек.
Всего количество часов в год 612, в учебный план включены часы теории и практики
( вокальные групповые и индивидуальные, концерты, конкурсы), техническая работа с
музыкальными фонограммами, методическая работа с песенным материалом, экскурсии.
№
Тема занятий
Количество
часов за год
1.
Вводное занятие
2
2.
Музыкально — теоретическая подготовка и
основы музыкальной грамоты (групповые)
34
3.
Прослушивание, развитие музыкального слуха, музыкальной памяти,
развитие чувства ритма ( индивидуальные )
102
4.
Вокально – групповая работа 68
5.
Певческая установка ( индивидуальные занятия) : 252
Дыхание
Распевание
Дикция
Выбор репертуара
Актерское поведение на сцене
Репетиции
6.
Концертно – исполнительская деятельность 68
7.
Участие в конкурсах
36
8.
Экскурсии, театры
48
9.
Итоговое занятие
2
-----------------------------------
612
Содержание программы :
Вводное занятие
Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения,
техника безопасности при использовании техники и во время выездов за пределы
гимназии.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально - теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как
основные средства выразительности.
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. . Определение в
песнях фразы, в них запев и припев. Научить различать высокие и низкие звуки,
длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных
инструментах ( барабан, бубен). Различать динамику и темп как основные средства
выразительности.
Вокально – хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия.
Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного
экономичного дыхания во время пения. Применять сравнительные упражнения на высоту
звуков с использованием игрового приема.
Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение
на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с
артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Индивидуальные занятия , игровая деятельность.
Тема 5. Работа с солистами.
Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием,
поведением, дикцией, артикуляцией. Применять сравнительные упражнения на высоту
звуков с использованием игрового приема. Разучивание индивидуальных музыкальных
произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации
песни и музыкально- пластическому движению солиста.
Тема 6. Сводные репетиции.
Работа с вокальной группой «Подружки» над единой музыкальной композицией.
Работа с дуэтами и трио.
Коллективно — фронтальная.
Концертно – исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой
подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют
концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной
самодеятельности, конкурсах и школьных концертах. Они активизируют работу, позволяют
все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому
росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников,
важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями
школы.
Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности,
заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством – основная задача педагога.
Тема. Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
1 -го года обучения:
— музыку разного эмоционального содержания;
— музыкальные жанры (песня, танец, марш);
— одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
— средства музыкальной выразительности: темп, мелодию, ритм;
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
— быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать
дирижерские жесты;
— петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
— соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,
ненапряженно:
— исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения
2-го года обучения:
Должны знать :
— музыку разного эмоционального содержания;
— музыкальные жанры (песня, танец, марш);
— одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
— средства музыкальной выразительности: темп, динамику,
мелодию, ритм;
— знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор, минусовая и
плюсовая фонограммы;
— знать и применять правила сценической культуры.
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
— быть внимательными при пении к указаниям учителя;
понимать дирижерские жесты;
— петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
— соблюдать при пении певческую установку:
— использовать в пении приобретенные певческие навыки;
— слитно произносить песенный текст;
3-го года обучения:
Должны знать:
— музыку разного эмоционального содержания;
— музыкальные жанры (песня, танец, марш);
— одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
— средства музыкальной выразительности: темп,
динамику, регистр, мелодию, ритм;
— музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
балалайку, баян;
— знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
— знать и применять правила сценической культуры;
— правила пения и охраны голоса.
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
— быть внимательными при пении к указаниям учителя;
— петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
— соблюдать при пении певческую установку;
— использовать в пении приобретенные певческие навыки;
— слитно произносить песенный текст;
— исполнять песни и вокально-хоровые упражнения
— применять на практике варианты музыкально- пластических
движений и элементы драматизации исполняемых движений
— чисто и выразительно петь выученные песни,
иметь среди них любимые:
— петь с музыкальным сопровождением и без него;
— общаться в социуме в процессе концертной деятельности.
Список литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. —
М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии
«Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для
родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия
развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост.
В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. –
(Под сенью дружных муз).
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
Ч. 1.– 608 с.: нот.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
Ч. 2. – 400 с.: нот.
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды /
О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды /
О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.:
ил.
Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
Суязова Г. А.Мир вокального искусства.1 – 4 классы. Программа, разработки занятий,
методические рекомендации. Изд. «Учитель» Волгоград
==============================================================================
ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА
ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ На 2016- 2017 учебный год
Цель:
Развитие способностей одаренных детей из числа учащихся гимназии.
Задачи:
1.Повышение культурного уровня подростковой среды.
2.Помощь в самоопределении и развитии талантливых учащихся.
3.Создание условий для творчества и организация зрительской аудитории
для одаренных детей, обеспечение обучения учащихся на современной технической
базе.
4.Помощь талантливым учащимся в реализации их талантов и
популяризации их творчества посредством организации их участия в различного
уровня конкурсах и фестивалях и в социальных сетях.
Структура занятий и формы работы вокальной студии :
Индивидуальные и групповые занятия вокалом, подбор репертуара для
каждого солиста и группы, подготовка музыкальных фонограмм, подготовка к
конкурсам и фестивалям, репетиции, участие в школьных, городских, краевых
мероприятиях, конкурсах различного уровня, концертах для жителей микрорайона,
посещение мастер – классов специалистов по вокалу во время Международных
конкурсов, ведение страниц и сайтов в интернете об учащихся – победителях
конкурсов, создание архива фотографий и видеозаписей с конкурсов, концертов,
праздников с участием вокалистов студии.
Техническое обеспечение работы студии:
Помещение для занятий, оборудованное необходимой техникой (актовый зал),
современная акустическая система мощностью 500 вт, микшерский пульт, 4 радио
микрофона, ноутбук, музыкальный центр – караоке, минидиск – плейер, личные
флэш-карты у каждого участника для фонограмм, аудиодиски.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
УЧЕБНЫЕ
ЧАСЫ
СРОКИ
1.Прослушивание новых учащихся на наличие
слуха и голоса для пения, набор новичков
18 часов
1-15 сент.
2. Подготовка технических условий.
34 часа
1 час в
неделю
3
.
Подбор репертуара для каждого участника,
поиск фонограмм для всех вокалистов,
ознакомление каждого с новым репертуаром,
запись на индивидуальные флэш-карты
учащихся для самостоятельной работы дома.
36 часов
4 часа в м-ц
4.Индивидуальные вокальные занятия : работа
с голосом, разучивание новых песен,
разучивание партий для группового исполнения.
Отработка мастерства.
272 часа
8 часов в
неделю
5.Групповые дыхательные занятия.
6.Занятия с вокальной группой: разучивание
новых песен, репетиции, работа над дикцией,
знакомство с многоголосием.
18 часов
2 часа в м-ц
78 часов
2 часа в
неделю
7.Подготовка к концертам, праздникам,
конкурсам, фестивалям, общешкольным
мероприятиям.
78 часов
В теч.года
по плану
школы
8. Концертная деятельность - участие в
следующих концертах и праздниках:
- День Знаний(общешкольная линейка)
-Большой концерт на выборах на
избирательном участке
- День учителя в школе для учителей
- Участие в концерте на Белой Ромашке в
честь 60-летия микрорайона
- Посвящение в первоклассники в школе
- День пожилого человека (для жителей
района)
- День матери (в школе и в ДК № 1)
- Участие в городском концерте на Дне
борьбы со СПИДом и наркоманией в ДК № 1
- Концерт для ветеранов микрорайона в
честь Дня Защитника Отечества
-Концерт для воинской части к 23 февраля
- Концерт для учителей и для мам в
Международный женский день в школе
-Праздничный концерт в День Победы
- Выступления на Последнем Звонке в школе
- Выпускные вечера для 9 и для 11 классов
38 часов
В теч.года :
1сентября
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Май
Июнь
Июнь
9.Участие в конкурсах и фестивалях различного
уровня:
- Международные конкурсы вокального
искусства в проекте «Времена года»:
«Машукская осень», «Зимняя сказка», «Весенняя
карусель», «Летний калейдоскоп», посещение
Мастер-классов по вокалу на конкурсах
- Городской конкурс патриотической песни
«Солдатский конверт»
- Городской фестиваль детского и
юношеского творчества «Счастливое
детство»
24 часа
8 часов
8 часов
4 раза в год
Февраль
Апрель
Всего часов в неделю – 18
Всего учебных недель - 34
Всего часов за год – 612
Программу составила педагог дополнительного образования -