Напоминание

"Два варианта Программы кружка эстрадного пения для школы"


Автор: Меренкова Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 4
Населённый пункт: Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Два варианта Программы кружка эстрадного пения для школы"
Раздел: дополнительное образование





Назад





ДВА ВАРИАНТА ПРОГРАММЫ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА ДЛЯ ШКОЛЫ.
Составитель Меренкова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ гимназии № 4 гор.Пятигорска Ставропольского края, Почетный работник общего образования Российской Федерации.
ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА.

Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, умению работать с микрофоном и музыкальной фонограммой, дает навыки артистического поведения на сцене, создавать образ песни, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.
Цель программы
Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения талантливых учащихся.
Задачи:

Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной, джазовой Обучить детей вокальным навыкам; Научить работать с микрофоном и фонограммой ( как -1, так и + 1 )
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; Формировать навыки работе в команде
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус; Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся. Набор в вокальную студию осуществляется на базе 2 – 8 классов. Программа рассчитана на 3 года и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально- творческой деятельности детей 7- 14 лет с последующим продолжением сольной карьеры вплоть до окончания гимназии. Индивидуальные занятия позволяют учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:
— музыкально - теоретическая подготовка; — вокально – индивидуальная и ансамблевая работа; — концертно - исполнительская деятельность.
Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:
Показ; Объяснение; Инструктаж; Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение; Контроль; Самоконтроль; Оценка; Самооценка; Вручение подарка; Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность; Благодарственное письмо родителям; Устное одобрение. Приглашение на престижные и желаемые для учащихся концерты и конкурсы;
Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов; Работа над дикцией, ударением.
Все занятия вокального кружка строятся по схеме:
- выбор репертуара; — прослушивание музыкального произведения; — разбор текста песни; — работа с труднопроизносимыми словами; — разучивание музыкального произведения; — работа над выразительностью исполнения.

Формы проведения занятий
Занятия могут проходить по группам или индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями. Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей, участие в различных конкурсах.
Обеспечение программы
— специализированный кабинет, актовый зал со сценой; — фортепиано; — музыкальные произведения в цифровой записи на USB ; - ноутбук ; - усилительная аппаратура; - радиомикрофоны;
Учебно-тематический план
Учебный план рассчитан на 3 года обучения, занятия с каждым учащимся и каждой группой 2 раза в неделю, продолжительностью 40 мин. Количество обучающихся в каждой группе 4 - 8 человек. Всего количество часов в год 612, в учебный план включены часы теории и практики ( вокальные групповые и индивидуальные, концерты, конкурсы), техническая работа с музыкальными фонограммами, методическая работа с песенным материалом, экскурсии.


Тема занятий

Количество

часов за год
1. Вводное занятие 2
2. Музыкально — теоретическая подготовка и основы музыкальной грамоты (групповые) 34 3. Прослушивание, развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, развитие чувства ритма ( индивидуальные ) 102 4. Вокально – групповая работа 68 5. Певческая установка ( индивидуальные занятия) : 252 Дыхание Распевание Дикция Выбор репертуара Актерское поведение на сцене Репетиции 6. Концертно – исполнительская деятельность 68 7. Участие в конкурсах 36 8. Экскурсии, театры 48 9. Итоговое занятие 2 ----------------------------------- 612
Содержание программы :
Вводное занятие Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения, техника безопасности при использовании техники и во время выездов за пределы гимназии.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений. Музыкально - теоретическая подготовка Тема 1. Основы музыкальной грамоты. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная. Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. . Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Тема 3. Развитие чувства ритма. Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен). Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Вокально – хоровая работа Тема 1. Прослушивание голосов. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Индивидуальная работа. Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая. Тема 3. Распевание. Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Фронтальная, практическая, игровая. Тема 4. Дикция. Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Индивидуальные занятия , игровая деятельность. Тема 5. Работа с солистами. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста. Тема 6. Сводные репетиции. Работа с вокальной группой «Подружки» над единой музыкальной композицией. Работа с дуэтами и трио. Коллективно — фронтальная.
Концертно – исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных концертах. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством – основная задача педагога. Тема. Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать: 1 -го года обучения: — музыку разного эмоционального содержания; — музыкальные жанры (песня, танец, марш); — одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; — средства музыкальной выразительности: темп, мелодию, ритм; Уметь: — верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; — быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; — петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; — соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно: — исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения 2-го года обучения: Должны знать : — музыку разного эмоционального содержания; — музыкальные жанры (песня, танец, марш); — одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; — средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм; — знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор, минусовая и плюсовая фонограммы;
— знать и применять правила сценической культуры. Уметь: — верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; — быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; — петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; — соблюдать при пении певческую установку: — использовать в пении приобретенные певческие навыки; — слитно произносить песенный текст; 3-го года обучения: Должны знать: — музыку разного эмоционального содержания; — музыкальные жанры (песня, танец, марш); — одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; — средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; — музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; — знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; — знать и применять правила сценической культуры; — правила пения и охраны голоса. Уметь: — верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; — быть внимательными при пении к указаниям учителя; — петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; — соблюдать при пении певческую установку;
— использовать в пении приобретенные певческие навыки; — слитно произносить песенный текст; — исполнять песни и вокально-хоровые упражнения — применять на практике варианты музыкально- пластических движений и элементы драматизации исполняемых движений — чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые: — петь с музыкальным сопровождением и без него; — общаться в социуме в процессе концертной деятельности.
Список литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»). Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99с. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз). Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика). Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика). Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с. Суязова Г. А.Мир вокального искусства.1 – 4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Изд. «Учитель» Волгоград ==============================================================================


ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА

ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ На 2016- 2017 учебный год

Цель:

Развитие способностей одаренных детей из числа учащихся гимназии.

Задачи:

1.Повышение культурного уровня подростковой среды.

2.Помощь в самоопределении и развитии талантливых учащихся.

3.Создание условий для творчества и организация зрительской аудитории

для одаренных детей, обеспечение обучения учащихся на современной технической

базе.


4.Помощь талантливым учащимся в реализации их талантов и

популяризации их творчества посредством организации их участия в различного

уровня конкурсах и фестивалях и в социальных сетях.



Структура занятий и формы работы вокальной студии :



Индивидуальные и групповые занятия вокалом, подбор репертуара для

каждого солиста и группы, подготовка музыкальных фонограмм, подготовка к

конкурсам и фестивалям, репетиции, участие в школьных, городских, краевых

мероприятиях, конкурсах различного уровня, концертах для жителей микрорайона,

посещение мастер – классов специалистов по вокалу во время Международных

конкурсов, ведение страниц и сайтов в интернете об учащихся – победителях

конкурсов, создание архива фотографий и видеозаписей с конкурсов, концертов,

праздников с участием вокалистов студии.

Техническое обеспечение работы студии:

Помещение для занятий, оборудованное необходимой техникой (актовый зал),

современная акустическая система мощностью 500 вт, микшерский пульт, 4 радио

микрофона, ноутбук, музыкальный центр – караоке, минидиск – плейер, личные

флэш-карты у каждого участника для фонограмм, аудиодиски.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ТЕМА ЗАНЯТИЯ



УЧЕБНЫЕ

ЧАСЫ



СРОКИ

1.Прослушивание новых учащихся на наличие

слуха и голоса для пения, набор новичков

18 часов

1-15 сент.

2. Подготовка технических условий.

34 часа

1 час в

неделю

3

.

Подбор репертуара для каждого участника,

поиск фонограмм для всех вокалистов,

ознакомление каждого с новым репертуаром,

запись на индивидуальные флэш-карты

учащихся для самостоятельной работы дома.

36 часов

4 часа в м-ц

4.Индивидуальные вокальные занятия : работа

с голосом, разучивание новых песен,

разучивание партий для группового исполнения.

Отработка мастерства.

272 часа

8 часов в

неделю


5.Групповые дыхательные занятия.

6.Занятия с вокальной группой: разучивание

новых песен, репетиции, работа над дикцией,

знакомство с многоголосием.

18 часов

2 часа в м-ц

78 часов

2 часа в

неделю

7.Подготовка к концертам, праздникам,

конкурсам, фестивалям, общешкольным

мероприятиям.

78 часов

В теч.года

по плану

школы

8. Концертная деятельность - участие в

следующих концертах и праздниках:

- День Знаний(общешкольная линейка)

-Большой концерт на выборах на

избирательном участке

- День учителя в школе для учителей

- Участие в концерте на Белой Ромашке в

честь 60-летия микрорайона

- Посвящение в первоклассники в школе

- День пожилого человека (для жителей

района)

- День матери (в школе и в ДК № 1)

- Участие в городском концерте на Дне

борьбы со СПИДом и наркоманией в ДК № 1

- Концерт для ветеранов микрорайона в

честь Дня Защитника Отечества

-Концерт для воинской части к 23 февраля

- Концерт для учителей и для мам в

Международный женский день в школе

-Праздничный концерт в День Победы



- Выступления на Последнем Звонке в школе

- Выпускные вечера для 9 и для 11 классов

38 часов

В теч.года :

1сентября

Сентябрь

Октябрь

Сентябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Май

Июнь

Июнь

9.Участие в конкурсах и фестивалях различного

уровня:

- Международные конкурсы вокального

искусства в проекте «Времена года»:

«Машукская осень», «Зимняя сказка», «Весенняя

карусель», «Летний калейдоскоп», посещение

Мастер-классов по вокалу на конкурсах

- Городской конкурс патриотической песни

«Солдатский конверт»

- Городской фестиваль детского и

юношеского творчества «Счастливое

детство»

24 часа

8 часов

8 часов

4 раза в год

Февраль

Апрель


Всего часов в неделю – 18

Всего учебных недель - 34

Всего часов за год – 612

Программу составила педагог дополнительного образования -

27.08.2016г. /Л.Н.Меренкова/


В раздел образования




Яндекс.Метрика