Автор: Самарина Елена Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: Учебно - методическая разработка практического занятия.
Тема: "Основы сердечно-легочной реанимации"
Раздел: среднее профессиональное
Учебно - методическая разработка практического занятия с
использованием мультимедийного электронного учебника-практикума
Тема: «Основы сердечно-легочной реанимации»
Введение
Занятие
проводится
в
отделении
доклинической
практики
для
медицинских сестер и старших медицинских сестер физиотерапевтических
отделений
(кабинетов)
на
основе
образовательного
ст андарт а
последипломной подготовки по специальности: «Физиотерапия».
Цели дисциплины: формирование профессиональных компетенций в области
стандартизации
технологий
сестринской
деятельности,
обобщение
и
систематизация умений и навыков при выполнении сердечно – легочной
реанимации.
На
практических
занятиях
по
данному
разделу
основное
внимание
слушателей должно быть обращено на усвоение целей и принципов оказания
неотложной
медицинской
помощи
при
остановке
сердца
и
дыхания
в
условиях, приближенных к реальным.
В процессе изучения раздела у слушателей формируются компетенции,
основанные на развитии логического мышления, умении обобщать, делать
выводы. Слушатели учатся находить нестандартные решения в практических
ситуациях, давать явлениям и событиям самостоятельную и критическую
оценку.
Методическая цель:
участие
в
заочном
конкурсе
методических
разработок
занятий
с
использованием
информационно
–
компьютерных
технологий
в
отделениях дополнительного профессионального образования (ОДПО)
средних
медицинских
и
фармацевтических
образовательных
учреждений Приволжского федерального округа;
представление
методических
приемов совершенствования
умений
и
навыков
оказания
неотложной
медицинской
помощи
с
целью
1
повышения
качества
подготовки
специалистов
со
средним
медицинским образованием путем использования в образовательном
процессе современных информационных ресурсов.
Для достижения поставленных целей используются следующие методы
обучения:
1.
Объяснительно-иллюстративный метод:
словесный:
монологические
(инструктаж,
рассказ)
и
динамические
(беседа);
наглядные
(демонстрация
на
фантоме
алгоритмов
оказания
неотложной помощи, использование рисунков и просмотр слайдов,
выполненных в программе Power Point).
2.
Репродуктивный метод: отработка алгоритмов манипуляций на фантоме.
3.
Дедуктивный метод: решение ситуационных задач
4.
Методы активного обучения:
имитационная форма:
игра – соревнование;
решение
ситуационных
задач
с
последующей
демонстрацией
практических навыков на фантоме;
неимитационная форма:
контроль знаний с использованием персонального компьютера.
При методически грамотном проведении занятия с применением данных
методов
преподаватель
подводит
слушателей
к
осознанию
значимости
оказания своевременной неотложной медицинской помощи пациентам при
экстремальных ситуациях.
Принцип инновации данного занятия – использование компьютерных
технологий, которые интерактивны как на стадии получения информации, так
и на стадиях выполнения практических манипуляций и контроля знаний.
Кроме того, слушатели лучше воспринимают и усваивают материал, у них
формируется
потребность
в
активации
познавательной
деятельности,
и
2
создаются
условия
для
создания
«индивидуального
образовательного
пространства».
Методическая разработка данного занятия может быть рекомендована
для
преподавателей
дисциплины
«Медицина
катастроф»
медицинских
училищ и колледжей, а так же для самообразования слушателей ОДПО.
Использование
компьютерных
технологий
на
занятии
расширяет
их
творческий
потенциал
и
позволяет
в
дальнейшем
использовать
данные
технологии
в
своей
профессиональной
деятельности
при
проведении
санитарного просвещения.
Подготовка к занятию.
Подготовка
к
занятию
начинается
с
подбора
учебного
материала,
который
наиболее
полно
раскрывает
методическую
цель
занятия,
несет
необходимую информацию.
Далее составляется план, ход занятия, в котором четко отражается
деятельность слушателя и преподавателя, дается методическое обоснование
каждого этапа занятия. При подготовке к занятию необходимо продумать, в
какой момент уместно использовать наглядные средства обучения.
Цели занятия:
Образовательная:
приобрести
умение
интерпретировать
основные
клинические
проявления
терминальных
состояний,
методы
диагностики
и
проведение сердечно-легочной реанимации;
формировать
у
слушателей
умение
анализировать
сложившуюся
ситуацию и принимать решение в пределах своей профессиональной
компетенции при выборе способов оказании неотложной помощи;
совершенствовать умения выполнения техники сердечно – легочной
реанимации (СЛР) и соблюдения техники безопасности при оказании
неотложной помощи.
3
Развивающая:
развивать
коммуникативные
навыки
общения
с
коллегами,
руководством, пациентами и их родственниками, умение работать в
коллективе и команде.
Воспитательная:
во спитывать
ответственно сть
за
выполняемые
д е й с т в и я ;
внимательно сть
и
аккуратно сть
при
выполнении
с в о и х
профессиональных
обязанностей;
милосердие
к
пациентам;
умение
планировать свои действия; уверенность в себе и самокритичность.
Тип занятия: актуализация и углубление знаний.
Форма
проведения
занятия:
практическое
в
отделении
доклинической
практики
с
использованием
мультимедийного
электронного
учебника-
практикума.
Место проведения занятия: учебная аудитория отделения доклинической
практики Набережночелнинского медицинского колледжа.
Время проведения: 2 часа.
Дидактическая база занятия:
план занятия, конспект лекции, рабочая программа по специальности
«Физиотерапия».
Наглядные пособия:
электронная
презентация
по
теме,
ситуационные
задачи
и
тесты,
выполненные
в
программе Power Point, рисунки, фантомы для СЛР,
схемы;
технические средства: проектор, экран, персональные компьютеры.
Раздаточный материал:
инструкция
для
слушателей
по
использованию
мультимедийного
электронного учебника-практикума;
«Оценочный лист» для контроля знаний слушателей.
4
Интеграционные связи:
№
п/
п
Дисциплины,
разделы
образовательного
стандарта
Темы
1.
Анатомия и
физиология
Строение органов дыхательной и сердечно –
сосудистой систем.
2.
Медицинская
психология
Проблемы биоэтики в обществе.
3.
Латинский язык
Правила чтения анатомической терминологии
4.
Основы права
Ответственность за качество оказанной помощи и
за оставление человека в опасности без оказания
медицинской помощи.
5.
Медицина
катастроф
1.
Медико-тактическая характеристика очагов
поражения СДЯВ
2.
Очаг химического поражения, его определение
и характеристика
3.
Радиационные поражения
4.
Медико-социальная характеристика стихийных
бедствий.
6.
Хирургия
1.
Доврачебная неотложная помощь
пострадавшим с кровотечениями,
геморрагическим шоком и коматозным
состоянием.
2.
Доврачебная неотложная помощь при травмах
и травматическом шоке.
Перечень знаний, умений, навыков, которые слушатели должны
обобщить и систематизировать на занятии:
Слушатель должен уметь:
диагностировать остановку сердца, отсутствие дыхания;
выявить признаки терминальных состояний;
интерпретировать признаки клинической и биологической смерти.
Слушатель должен иметь навыки:
работы с мультимедийным электронным учебником-практикумом;
проведения
СЛР
пострадавшему
одним
и
двумя
спасателями
(на
фантоме).
5
Слушатель должен знать:
признаки клинической и биологической смерти;
причины остановки сердца;
критерии правильности проведения непрямого массажа сердца (НМС) и
искусственной вентиляции легких (ИВЛ);
критерии эффективности проведения реанимационных мероприятий;
возможные осложнения СЛР;
критерии прекращения СЛР.
Хронокарта
I.
Организационная часть
2 мин.
II.
Начальная мотивация учебной деятельности
3 мин.
III.
Актуализация опорных знаний
5 мин.
IV.
Изучение нового материала
20 мин.
V.
Закрепление полученных знаний
10 мин.
VI.
Самостоятельная работа
30 мин.
VII.
Контроль знаний
15 мин.
VIII.
Подведение итогов
3 мин.
IX.
Домашние задание
2 мин.
6
Ход занятия
Действия преподавателя
Деятельность
слушателей
Обоснование методических приемов.
I. Организационная часть:
1.
Приветствует слушателей ОДПО.
2.
Проверяет наличие отсутствующих,
готовность слушателей и аудитории к
занятию.
1.
Приветствуют
преподавателя
2.
Бригадир подаёт
сведения об
отсутствующих.
1.
Создается
положительный
психо-
эмоциональный фон для совместной
деятельности
2.
Воспитывается
дисциплинированность, собранность,
мобилизация внимания.
II. Начальная мотивация учебной деятельности:
1.
Преподаватель
сообщает
тему
занятия,
цели
занятия (первый слайд).
2.
Подводит
слушателей
к
о с м ы с л е н и ю
актуальности
и
значимости
данной
темы
в
профессиональной деятельности медсестры
(второй слайд).
3.
Делит слушателей
на команды и предлагает
устроить
соревнование
(третий
слайд
–
«меню»).
1.
Записывают тему
занятия в тетради.
2.
Слушают
преподавателя,
делятся на команды,
придумывают
название своей
команде.
1.
Мобилизация
внимания,
создание
рабочей обстановки.
2.
Стимулирование
познавательного
интереса.
III. Актуализация опорных знаний
1.
Преподаватель
предлагает
с лушат е лям,
поделившимся
на
2
команды,
ответить
на
1. Поочередно отвечают
на вопросы, стараясь
1.
Контроль исходного уровня знаний.
2.
Стимулирование
познавательного
вопросы
тест-тренажера
(«меню»,
затем
«проверь себя на каждом этапе» гиперссылка –
тест-тренажер,
затем
по
окончании
теста
нажать на ссылку «перейдем к новой теме»).
2.
Ответы слушателей оцениваются в баллах (за
каждый правильный ответ – 1 балл).
как можно больше
заработать баллов за
правильные ответы
по сравнению с
командой -
соперником.
и н т е р е с а
и
с п о с о б н о с т и
к
самоанализу
3.
Мобилизация
внимания,
памяти,
воспитание чувства коллективизма.
IV. Изучение нового материала
1.
Излагает
новый
материал с
демонстрацией
презентации и наглядных пособий
(«меню»
гиперссылка «виды терминальных состояний»
ссылки, отмеченные синим цветом
«предагония»,
«агония»,
«клиниче ская
смерть», которые позволяют охарактеризовать
данные состояния
«меню» гипер
ссылка
«клиническая
смерть,
причины,
симптомы»
«биологическая смерть,
симптомы» активные ссылки, выделенные
с и н и м
ц в е т о м ,
д е м о н с т р и р у ю щ и е
соответствующие
симптомы
затем
гиперссылку
«комплекс СЛР», затем
«техника
СЛР»,
где
каждое
окно
активно
и
позволяет
получить
соответ ствующую
информацию
).
2.
Демонстрирует оказание неотложной помощи
1.
Записывают в
тетрадях новый
материал.
2.
Слушают
преподавателя.
3.
Изучают
методические
разработки.
1.
Стимулирование
познавательного
интереса.
2.
Совершенствование
умений
и
навыков проведения СЛР.
3.
Развитие
способности
принимать
с а м о с т о я т е л ь н ы е
р е ш е н и я
в
экстремальных ситуациях.
4.
Воспитание
дисциплинированности,
собранности, сострадания,
5.
мило сердия,
о т в е т с т в е н н о с т и ,
умения
планировать,
работать
в
команде.
при остановке сердца и дыхания на фантоме.
VII.Закрепление нового материала
1.
Преподаватель
предлагает
слушателям
ответить на вопросы графического диктанта
(«меню» «проверьте себя на каждом
этапе» «графический диктант», где есть
кнопки
и «эталон»).
2.
Предлагает
слушателям
о б м е н я т ь с я
тетрадями
для
того,
чтобы
прове сти
взаимопроверку
выполненной
работы
и
выставить
друг
другу
оценки.
Озвучивает
критерии оценок.
3.
Подводит
итоги
и
выставляет
баллы
командам.
4.
Проводит
инструктаж
для
слушателей
для
о с у щ е с т в л е н и я
п о с л е д у ю щ е й
самостоятельной
работы
на
фантомах
и
и с п о л ь з о в а н и я мультимедийного
электронного учебника-практикума;
5.
Предлагает слушателям продемонстрировать
отдельные
приемы
оказания
неотложной
помощи на фантоме (тройной прием Сафара,
п р и е м
Х е й м л и х а ,
п о л о ж е н и е
р у к
реаниматора при проведении НМС и д. р.).
1.
Слушают
преподавателя.
2.
Отвечают на вопросы
графического
диктанта.
3.
Обмениваются
тетрадями и
осуществляют
взаимопроверку
выполненных работ
друг другом,
выставляют оценки.
4.
Демонстрируют
отдельные элементы
сердечно-легочной
реанимации на
фантомах, в условиях
максимально
приближенных к
реальности.
1.
Выявление
степени
усвоения
изученного материала.
2.
Закрепление отдельных элементов
проведения СЛР.
3.
. Развитие умения анализировать,
оценивать
свою
деятельность
и
деятельность коллег.
VI.Самостоятельная работа
1.
Контролирует работу слушателей на фантомах.
2.
Помогает,
исправляет
ошибки
в
проведении
манипуляции СЛР.
3.
Преподаватель раздает
слушателям жетоны с
номерами
ситуационных
задач
и
предлагает,
пользуясь
персональным
компьютером,
их
решить, с последующей проверкой решения в
эталонах ответов («меню» «проверьте себя
на каждом этапе» «ситуационные задачи»,
где
есть
кнопки
«перехода
к
следующей
задаче», « эталон ответа» и
).
4.
Контроль
практической
манипуляции
в
соответствии
с
поставленным
диагнозом
при
решении ситуационной задачи.
1.
Отрабатывают
оказание сердечно-
легочной реанимации
на фантомах, в
условиях
максимально
приближенных к
реальности.
2.
Слушают
преподавателя и
исправляют ошибки
3.
Читают задачи,
выполненные в
программе Power
Point,
4.
Решают их с
демонстрацией
оказания помощи на
фантоме.
5.
Подзывают
преподавателя и
вместе с
преподавателем
сверяют решение с
эталоном ответа.
1.
Закрепление умений
выполнения
техники
сердечно
–
л е гоч н о й
реанимации
и
соблюдения
техники
б е з о п а с н о с т и
п р и
о к а з а н и и
неотложной помощи .
2.
Воспитание
дисциплинированности,
собранности, сострадания,
3.
мило сердия,
о т в е т с т в е н н о с т и ,
умения
планировать,
работать
в
команде.
V. Контроль знаний
Преподаватель предлагает слушателям выполнить
к о н т р о л ь н ы й
т е с т
п о
т е м е
( « м е н ю »
«контрольный тест» «ОК» Ф.И.О.
ENTER,
«да»),
который
оценивается
автоматически
компьютерной
системой
в
процентах.
Для
перевода
процентов
в
баллы
имеется
шкала
перевода («меню» «шкала перевода»).
Отвечают на задания
тестового контроля.
1.
В ы я в л е н и е
у р о в н я
у с в о е н и я
изученного материала.
2.
Р а з в и т и е
в н и м а н и я ,
п а м я т и ,
логического мышления, способности
п р и н и м а т ь
с а м о с т о я т е л ь н ы е
решения в экстремальных ситуациях.
VIII. Подведение итогов:
Преподаватель
определяет
степень
достижения
поставленных
целей,
задач
занятия.
Результаты
каждого
этапа
соревнования
выставляются
в
«Оценочный
лист»,
который
спроецирован
на
экран.
Интерпретирует
ответы
слушателей.
Выставляет итоговые оценки.
Слушают преподавателя,
делают выводы.
Ф о р м и р о в а н и е
к о м п е т е н ц и й ,
основанных
на
умении
анализировать
свою работу и выделять главное.
VII. Домашнее задание:
Подготовить
презентацию
на
тему
«Основы
сердечно – легочной реанимации».
Записывают домашнее
задание.
Развитие самостоятельности мышления,
поисковой
деятельности,
воспитания
стремления
использовать
полученные
з н а н и я
в
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
деятельности.
Список литературы:
1.
Жданов Г.Г., Зимбер А.П. «Неотложная медицинская помощь», Ростов н/Д, «Феникс», 2014.
2.
Методическое письмо Минздравсоцразвития РФ «Первичная реанимационная помощь новорожденным детям»
(21.04.2010, № 15, 4/10/2-3204).
3.
Рекомендации Европейского совета по реанимации 2015 г- www/chrguidelines.eu
4.
Российский Национальный совет по реанимации - www/rusnrc/com.
5.
Под ред. Морозова В.В. Методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского
совета по реанимации 2015г. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: НИИОР, 2016.197с.
6.
Матвеев В. Ф. «Основы медицинской психологии, этики, деонтологии» СПб.: «Невский диалект», Петербург, 2012.
7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 ноября 2012г. № 919н» Об утверждении Порядка оказания медицинской
помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология» - s: www/rosminzdrav/ru.
8.
Айзенберг В.Л., Александрович Ю.С., Ачеславский В.Г., Жиркова Ю.В. и др. Клинические рекомендации по
сердечно-легочной реанимации у детей.Российский Национальный совет по реанимации. Объединение детских
анестезиологов и реаниматологов России. Москва, 2014.
9.
Лычев В.Г., Савельев В.М., Карманов В.К. Тактика медицинской сестры при неотложных заболеваниях и стояниях:
учебное пособие / Лычев В.Г., Савельев В.М., Карманов В.К – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М ,2014.
10.
Отвагина Т.В. «Неотложная медицинская помощь», Ростов н/Д, «Феникс», 2014.
11.
Первая медицинская помощь/Под ред. Глыбочко П.В., Москва, «Академия», 2012.
12.
Рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи в Российской Федерации/Под ред. А.Г.Мирошниченко,
В.В. Руксина-2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: «Невский диалект», Петербург, 2012.
13.
Ремизов И.В. «Основы реаниматологии для медицинских сестер», Ростов н/Д «Феникс», 2015.