Автор: Трифонова Лариса Олеговна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ СО "Дом ребенка специализированный"
Населённый пункт: город Сызрань
Наименование материала: статья
Тема: "Учим ребенка правильно говорить."
Раздел: дошкольное образование
Учим ребенка правильно говорить.
Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью
к ребенку и подкрепленные научными знаниями,
могут… способствовать реализации права каждого
человеческого существа на свою долю счастья и благополучия.
Д.В. Колесов
Все, у кого есть дети, знают, как сложен процесс развития, то есть
физического и психического созревания ребенка, как велика в нем роль
родителей.
Опасность, подстерегающая ребенка, многолика и прячется за каждым
углом. Не убережешь – и развитие будет протекать с отклонениями от нормы,
то есть аномально.
Мы, родители, умиляемся, когда наши дети картавят, шипят, всячески
коверкают речь. И при этом не задумываемся о том, что вся последующая
жизнь
ребенка
во
многом
зависит
от
того,
насколько
правильно
он
произносит слова и строит предложения, каков его словарный запас.
Для 3-4 летних малышей часто свойственно несогласованное по роду,
числу и падежу произнесение словосочетаний. Именно этот период дарит
нам наибольшее число смешных и трогательных детских новообразований.
К сожалению, статистика убеждает, что в последние годы резко возросло
число детей страдающими речевыми нарушениями различной степени. То,
насколько
они
серьезны,
родители
не
всегда
могут
определить
сами.
Прислушайтесь, как ваш ребенок произносит слова: смягчает ли согласные
звуки,
проглатывает
ли
отдельные
звуки?
О
нарушениях
могут
свидетельствовать и ускоренная, торопливая речь, и бедность словарного
запаса, и снижение фонематического слуха. Серьезные трудности такие дети
начинают испытывать в первом классе. Учителя начальных классов с горечью
подтверждают, что более половины учащихся начальной школы страдают
различными
видами
речевых
нарушений.
Наибольшую
опасность
представляют дисграфия (специфические ошибки при письме) и дислексия
(специфические
ошибки
при
чтении).
К
окончанию
начальной
школы
у
ребенка
формируется
заниженная
самооценка,
и
он,
воспринимая
себя
полным неудачником, отказывается ходить в школу и вообще учиться дальше.
Поэтому
так
важно
вовремя
оказать
ребенку
квалифицированную
логопедическую помощь.
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный
аппарат ребенка (язык, губы, челюсти) – так же работал правильно и четко.
Для этого рекомендуется делать гимнастику. А вот зачем язык тренировать,
ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи.
И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь
язык
должен
быть
достаточно
хорошо
развит,
чтобы
выполнять
тонкие
целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Конечно, это
не совсем гимнастика в том смысле, в котором мы привыкли понимать этот
термин. Это не физические нагрузки, а упражнения на развитие подвижности
речевого
аппарата,
помогающие
ребенку
правильно
воспроизводить
речь
взрослых.
Занимаясь
с
ребенком
этими
нехитрыми
упражнениями
«Лопаточка»,
«Иголочка»,
«Часики»,
«Чистим
зубки»,
«Лошадка»,Вы
получите удовольствие от такого веселого времяпрепровождения, а ребенок
будет просто в восторге. Повторяя эти упражнения с ребенком ежедневно по
5 – 10 минут, Вы заметите, как легко и быстро развивается его речь, а
впоследствии
не
будете
знать
проблем
с
неправильным
произношением
звуков.
Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо
произносить
каждый
звук
с
соответствующей
смыслу
слова
интонацией,
четко выделять ударный слог; Каждое новое слово должно быть понятным
ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на
соответствующий предмет, явление или действие;
Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-
три
раза.
Правильное
добровольное
повторение
слова
ребенком
следует
поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое
ему
еще
не
по
силам,
вместо
желания
говорить
может
вызвать
у
него
отвращение к речи.
Играйте
с
детьми
в
речевые
игры,
которые
развивают
лексико-
грамматический строй речи, слоговую структуру слова, например, игры «1,2,
…5» ( один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей), «Один-много»
(стол-столы), «Чей, чья, чьё» , «Я, ты, он, она, вы, мы, они» (Я нашел ужа, ты
нашел ужа …), «Назови ласково» (белка-белочка) и другие …
Недостаточно любить ребенка, нужно еще научиться быть терпеливым,
последовательным, не опускать руки перед трудностями. Ведь ваш ребенок
все равно самый-самый.
Учитель-дефектолог Трифонова Л.О.