Напоминание

"Учим ребенка правильно говорить."


Автор: Трифонова Лариса Олеговна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ СО "Дом ребенка специализированный"
Населённый пункт: город Сызрань
Наименование материала: статья
Тема: "Учим ребенка правильно говорить."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учим ребенка правильно говорить.

Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью

к ребенку и подкрепленные научными знаниями,

могут… способствовать реализации права каждого

человеческого существа на свою долю счастья и благополучия.

Д.В. Колесов

Все, у кого есть дети, знают, как сложен процесс развития, то есть

физического и психического созревания ребенка, как велика в нем роль

родителей.

Опасность, подстерегающая ребенка, многолика и прячется за каждым

углом. Не убережешь – и развитие будет протекать с отклонениями от нормы,

то есть аномально.

Мы, родители, умиляемся, когда наши дети картавят, шипят, всячески

коверкают речь. И при этом не задумываемся о том, что вся последующая

жизнь

ребенка

во

многом

зависит

от

того,

насколько

правильно

он

произносит слова и строит предложения, каков его словарный запас.

Для 3-4 летних малышей часто свойственно несогласованное по роду,

числу и падежу произнесение словосочетаний. Именно этот период дарит

нам наибольшее число смешных и трогательных детских новообразований.

К сожалению, статистика убеждает, что в последние годы резко возросло

число детей страдающими речевыми нарушениями различной степени. То,

насколько

они

серьезны,

родители

не

всегда

могут

определить

сами.

Прислушайтесь, как ваш ребенок произносит слова: смягчает ли согласные

звуки,

проглатывает

ли

отдельные

звуки?

О

нарушениях

могут

свидетельствовать и ускоренная, торопливая речь, и бедность словарного

запаса, и снижение фонематического слуха. Серьезные трудности такие дети

начинают испытывать в первом классе. Учителя начальных классов с горечью

подтверждают, что более половины учащихся начальной школы страдают

различными

видами

речевых

нарушений.

Наибольшую

опасность

представляют дисграфия (специфические ошибки при письме) и дислексия

(специфические

ошибки

при

чтении).

К

окончанию

начальной

школы

у

ребенка

формируется

заниженная

самооценка,

и

он,

воспринимая

себя

полным неудачником, отказывается ходить в школу и вообще учиться дальше.

Поэтому

так

важно

вовремя

оказать

ребенку

квалифицированную

логопедическую помощь.

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный

аппарат ребенка (язык, губы, челюсти) – так же работал правильно и четко.

Для этого рекомендуется делать гимнастику. А вот зачем язык тренировать,

ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи.

И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь

язык

должен

быть

достаточно

хорошо

развит,

чтобы

выполнять

тонкие

целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Конечно, это

не совсем гимнастика в том смысле, в котором мы привыкли понимать этот

термин. Это не физические нагрузки, а упражнения на развитие подвижности

речевого

аппарата,

помогающие

ребенку

правильно

воспроизводить

речь

взрослых.

Занимаясь

с

ребенком

этими

нехитрыми

упражнениями

«Лопаточка»,

«Иголочка»,

«Часики»,

«Чистим

зубки»,

«Лошадка»,Вы

получите удовольствие от такого веселого времяпрепровождения, а ребенок

будет просто в восторге. Повторяя эти упражнения с ребенком ежедневно по

5 – 10 минут, Вы заметите, как легко и быстро развивается его речь, а

впоследствии

не

будете

знать

проблем

с

неправильным

произношением

звуков.

Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо

произносить

каждый

звук

с

соответствующей

смыслу

слова

интонацией,

четко выделять ударный слог; Каждое новое слово должно быть понятным

ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на

соответствующий предмет, явление или действие;

Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-

три

раза.

Правильное

добровольное

повторение

слова

ребенком

следует

поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое

ему

еще

не

по

силам,

вместо

желания

говорить

может

вызвать

у

него

отвращение к речи.

Играйте

с

детьми

в

речевые

игры,

которые

развивают

лексико-

грамматический строй речи, слоговую структуру слова, например, игры «1,2,

…5» ( один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей), «Один-много»

(стол-столы), «Чей, чья, чьё» , «Я, ты, он, она, вы, мы, они» (Я нашел ужа, ты

нашел ужа …), «Назови ласково» (белка-белочка) и другие …

Недостаточно любить ребенка, нужно еще научиться быть терпеливым,

последовательным, не опускать руки перед трудностями. Ведь ваш ребенок

все равно самый-самый.

Учитель-дефектолог Трифонова Л.О.



В раздел образования




Яндекс.Метрика