Напоминание

"Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"


Автор: Медведева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1321 "Ковчег" ДО №2
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основы безопасности жизнедеятельности детей

дошкольного возраста

воспитатель Медведева Людмила Николаевна

ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег» ДО № 2

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в

разных

направлениях:

формирование

основ

экологической

культуры,

осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на

улице, об опасности контактов с незнакомыми людьми.

Основные виды деятельности по этим направлениям - это работа с детьми, с

родителями, педагогическим коллективом и персоналом.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с

возможными трудностями, формировать

представление

о

наиболее опасных

ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему

навыки

безопасного

поведения

в

быту

совместно с родителями, которые

выступают для ребенка примером для подражания.

Помнить всегда, что основная

задача

взрослых

- привить

детям культуру

безопасного поведения

Детям всегда интересно и доступно понимание сказок, стихотворений, загадок.

Ведь многие авторские и народные сказки содержат примеры нарушения

героями правил безопасного поведения. Они дают возможность сформировать

представления детей

о том, как следует поступать

в различных

жизненных

ситуациях.

Побеседуйте с ребенком, почему Буратино оказался в пруду с пиявками, почему

братец Иванушка стал козленочком, что потом случилось с ним и сестрицей

Аленушкой, отчего возник пожар в Кошкином доме, почему заснула Мертвая

царевна, откусив яблочка, почему лиса съела колобка и т. д.

Проиграйте с ребенком разные ситуации: ребенок дома один. Подкрепите эту

ситуацию

сказочным

сюжетом, например

«Волк и семеро козлят».

Можно

переиначить эту

сказку

так, чтобы

герои

воспользовались

правилами

безопасности

Ребенку

нужно все объяснять

не запретами

« это нельзя », а уговорами,

различными игровыми ситуациями, объяснениями

Рост количества машин на наших улицах, увеличение скорости их движения,

плотности транспортных

потоков, растущие пробки

на автодорогах

являются

одной из причин дорожно– транспортных происшествий.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки

правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста.

Знания,

полученные в

детстве

наиболее прочные, впоследствии

становятся

нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Движеньем полон город,

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить зевая,

Нельзя считать ворон.

Шагая осторожно,

За улицей следи.

И только там, где можно,

Ее переходи

«Шагая осторожно» С. Михалков

Эта работа тесно

связана с ориентировкой

в

пространстве

и предполагает

формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое

поведение, уверенность в своих действиях.

По городу, по улице

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимателен

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Настольно - печатные и словесные игры помогут ребенку закрепить полученные

знания об источниках опасности, о мерах предосторожности и действиях в

возможных опасных ситуациях, о закреплении правил дорожного движения.

Для игр с ребенком можно воспользоваться этими изданиями и играми:

*

Пожарная безопасность

для дошкольников* Е.Ф. Прилепко

Азбука безопасности. Как неразручные друзья в огне не горели.

Как неразлучные друзья дорогу переходили.

Как неразлучные друзья дом охраняли. А. Иванов

Дорожное движение. Обучающие игры и другие

Играйте с дошкольниками в игры на темы безопасности не более 20-25 мин с

детьми 5 -7 лет, и 5-10 мин с детьми 3-5 лет

Очень важен для ребенка наглядный метод обучения.

Демонстрируйте детям

правильный образец

перехода через улицу,

не перебегайте сами

дорогу

в

неположенных местах, этим тут же воспользуется ребенок.

Дома обратите внимание на меры предосторожности при работе с ножницами,

иголками,

спичками,

и

большое

поле

деятельности

для

детей

-

это

электроприборы, бытовая техника и т.д.

Дети очень любознательны им интересно как все в доме работает, особенно

тогда, когда ребенок остается дома один.

Оставшись дома один, он может поиграть с коробкой спичек, поджечь бумагу,

заинтересуется работой бытовой техники.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок знал, что спички не игрушка, огонь не

забава, а бытовая техника ох как опасна.

Тили- тили! Тили – бом!

Загорелся Кошкин дом

Бежит курочка с ведром

Заливает Кошкин дом.

Бом – бом! Тили – бом!

Не найти его примет,

То ли был, а то ли нет!

«Кошкин дом» С. Маршак

Ребенок должен знать свой адрес и телефон пожарной охраны и в случае беды

обратиться за помощью

Знает каждый гражданин

Пожарный номер - 01

Если к вам пришла беда,

Позвони скорей туда

Если нету телефона,

Позови людей с балкона!

В свободное время можно прочитать детям рассказы

«Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого

«Дым», «Пожар в море» Б. Житкова

«Сказка про спички» С. Маршака

Посмотреть с детьми мультфильмы «Кошкин дом», «На пожаре»

Очень важно чтоб ребенок знал, что огонь друг человеку, только зря его не

тронь.

Стоит на кухне газовая плита. Мама зажжет спичку, поднесет к конфорке, откроет

краник - и сразу на плите расцветет огонек. И мама начнет готовить обед. Не

откроет краник – огонька не будет. Кто же здесь главный. Горючий газ, без него

огоньку ни за что не вспыхнуть.

Газ - это всегда опасность. Следует объяснить ребенку, к чему может привести

неправильное обращение с газовой плитой и огнем.

За всеми кулинарными процессами пусть следят взрослые.

С детьми лучше поиграть.

Например:

Игра « Угадай

электрический

прибор », где ребенку

загадывают

загадку, он отгадывает

и рассказывает

о его применении

или

вы

ему

рассказываете

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые (газовая плита)

Дом - стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется (электрическая лампочка)

Это что за пароход

Ходит взад и вперед?

Он на каплю налетит,

Жаром дышит и шипит,

На простынке и рубашке

Расправляет он все складки,

Вот такой у нас дружок

Трудолюбивый ………. (утюжок)

Какую радость детям приносят подвижные игры

Поиграйте все вместе, особенно в теплое время года (на детской площадке, на

даче)

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Ход игры

Участники становятся в круг, в середине - водящий. Он бросает мяч кому -

нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь

и воздух. Если водящий называет слово «Земля!» то тот, кто поймал мяч, должен

в ответ быстро назвать какое - либо животное; а слово «вода!», играющий

называет какую – нибудь рыбу; на слово «воздух!»- птицу. При слове «огонь!»

все должны несколько раз повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч

возвращается

водящему.

Ребенок,

сделавший ошибку, делает шаг назад

и

продолжает участвовать в игре.

Эстафета «Пожарные на учении»

Участники

делятся на команды. Капитаны команд

распределяют

задания.

Каждый участник в соответствии с правилами эстафеты преодолевает одно из

препятствий, возвращается к своей команде и передает эстафету следующему

игроку.

Эстафеты могут быть разные

Предполагаемые задания

* «Опасная дорожка» - ходьба по узенькой дорожке (дощечке)- можно нарисовать

мелом или выложить с помощью веревочек

* «Преодоление препятствий» - бег по кочкам (можно нарисовать

маленькие кружочки или разложить обручи в шахматном порядке)

* Ходьба по скамейке с игрушкой на спине

* Бег парами в обруче

Очень важное направление с детьми - это ребенок и другие люди

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общение с

незнакомыми людьми

Основная задача взрослых в том, чтобы объяснить ребенку, что не все взрослые

желают им добра

Ваши беседы с детьми о правилах поведения на улице, дома научат ребенка

правильно себя вести.

Никогда

и никуда

не следует

ходить с незнакомыми

людьми, чтобы те

ни

говорили и чего бы ни сулили.

Что может сказать незнакомец в подобном случае?

Все очень просто, разговор будет строиться на доверии. И как только незнакомец

произнесет слово МАМА - ребенок в его власти.

Вот какие фразы обычно произносят злоумышленники

-Твоя мама стоит за углом дома, она попросила взять тебя и к ней отвести.

_ Твоя мама позвонила мне и попросила отвести тебя ко мне в гости, потом она

тебя заберет

Строго – настрого запретите ребенку говорить с незнакомыми людьми.

Объясните детям, что мама или папа всегда скажут своему ребенку заранее, кто

его заберет, с кем он пойдет в гости и т.д.

В случае насильственных действий взрослого, важно обучить ребенка громко

кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих

Вспомните

содержание сказки «Петушок -

золотой гребешок», как это делал

петушок в сказке:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!

Кот и дрозд ушли далеко, но услышали и спасли петушка.

Личный пример, сказки, песни помогают ребенку усвоить эти правила намного

легче, чем нравоучения.

Никому и никогда нельзя открывать входную дверь. Старшие должны

позаботится о том, чтобы все домочадцы имели свой ключ от квартиры.

Ни в коем случае нельзя ребенку через дверь сообщать, что в квартире нет

взрослых. Также по телефону нельзя сообщать свой адрес и говорить что дома

один. Лучше всего отвечать односложно: «да», «нет», или сказать, что папа дома,

но он не может подойти и положить трубку.

Если в дверь звонят «непрошенные гости», нужно срочно звонить родителям,

сообщая в трубку о людях за дверью

Детям это легко показать на примерах сказок

Например, «Волк и семеро козлят», не послушались маму, случилась беда.

Используйте

примеры

из личного

опыта для иллюстрирования

способов

безопасного поведения.

Сказки,

песни,

стихи,

потешки,

прибаутки

помогут

научить

детей

разнообразным сведениям о безопасности.

Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая

его с шутками и забавами.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Безопасность Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина М:. 1998г

2.Пожарная безопасность для дошкольников Е.Ф. Прилепко М:. 2008г

3. Правила и безопасность дорожного движения О.А. Скоролупова М:. 2014г

4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста М:. 2005г



В раздел образования




Яндекс.Метрика