Автор: Медведева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1321 "Ковчег" ДО №2
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Основы безопасности жизнедеятельности детей
дошкольного возраста
воспитатель Медведева Людмила Николаевна
ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег» ДО № 2
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в
разных
направлениях:
формирование
основ
экологической
культуры,
осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на
улице, об опасности контактов с незнакомыми людьми.
Основные виды деятельности по этим направлениям - это работа с детьми, с
родителями, педагогическим коллективом и персоналом.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с
возможными трудностями, формировать
представление
о
наиболее опасных
ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему
навыки
безопасного
поведения
в
быту
совместно с родителями, которые
выступают для ребенка примером для подражания.
Помнить всегда, что основная
задача
взрослых
- привить
детям культуру
безопасного поведения
Детям всегда интересно и доступно понимание сказок, стихотворений, загадок.
Ведь многие авторские и народные сказки содержат примеры нарушения
героями правил безопасного поведения. Они дают возможность сформировать
представления детей
о том, как следует поступать
в различных
жизненных
ситуациях.
Побеседуйте с ребенком, почему Буратино оказался в пруду с пиявками, почему
братец Иванушка стал козленочком, что потом случилось с ним и сестрицей
Аленушкой, отчего возник пожар в Кошкином доме, почему заснула Мертвая
царевна, откусив яблочка, почему лиса съела колобка и т. д.
Проиграйте с ребенком разные ситуации: ребенок дома один. Подкрепите эту
ситуацию
сказочным
сюжетом, например
«Волк и семеро козлят».
Можно
переиначить эту
сказку
так, чтобы
герои
воспользовались
правилами
безопасности
Ребенку
нужно все объяснять
не запретами
« это нельзя », а уговорами,
различными игровыми ситуациями, объяснениями
Рост количества машин на наших улицах, увеличение скорости их движения,
плотности транспортных
потоков, растущие пробки
на автодорогах
являются
одной из причин дорожно– транспортных происшествий.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки
правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста.
Знания,
полученные в
детстве
наиболее прочные, впоследствии
становятся
нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Движеньем полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно,
Ее переходи
«Шагая осторожно» С. Михалков
Эта работа тесно
связана с ориентировкой
в
пространстве
и предполагает
формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое
поведение, уверенность в своих действиях.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Настольно - печатные и словесные игры помогут ребенку закрепить полученные
знания об источниках опасности, о мерах предосторожности и действиях в
возможных опасных ситуациях, о закреплении правил дорожного движения.
Для игр с ребенком можно воспользоваться этими изданиями и играми:
*
Пожарная безопасность
для дошкольников* Е.Ф. Прилепко
Азбука безопасности. Как неразручные друзья в огне не горели.
Как неразлучные друзья дорогу переходили.
Как неразлучные друзья дом охраняли. А. Иванов
Дорожное движение. Обучающие игры и другие
Играйте с дошкольниками в игры на темы безопасности не более 20-25 мин с
детьми 5 -7 лет, и 5-10 мин с детьми 3-5 лет
Очень важен для ребенка наглядный метод обучения.
Демонстрируйте детям
правильный образец
перехода через улицу,
не перебегайте сами
дорогу
в
неположенных местах, этим тут же воспользуется ребенок.
Дома обратите внимание на меры предосторожности при работе с ножницами,
иголками,
спичками,
и
большое
поле
деятельности
для
детей
-
это
электроприборы, бытовая техника и т.д.
Дети очень любознательны им интересно как все в доме работает, особенно
тогда, когда ребенок остается дома один.
Оставшись дома один, он может поиграть с коробкой спичек, поджечь бумагу,
заинтересуется работой бытовой техники.
Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок знал, что спички не игрушка, огонь не
забава, а бытовая техника ох как опасна.
Тили- тили! Тили – бом!
Загорелся Кошкин дом
Бежит курочка с ведром
Заливает Кошкин дом.
Бом – бом! Тили – бом!
Не найти его примет,
То ли был, а то ли нет!
«Кошкин дом» С. Маршак
Ребенок должен знать свой адрес и телефон пожарной охраны и в случае беды
обратиться за помощью
Знает каждый гражданин
Пожарный номер - 01
Если к вам пришла беда,
Позвони скорей туда
Если нету телефона,
Позови людей с балкона!
В свободное время можно прочитать детям рассказы
«Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого
«Дым», «Пожар в море» Б. Житкова
«Сказка про спички» С. Маршака
Посмотреть с детьми мультфильмы «Кошкин дом», «На пожаре»
Очень важно чтоб ребенок знал, что огонь друг человеку, только зря его не
тронь.
Стоит на кухне газовая плита. Мама зажжет спичку, поднесет к конфорке, откроет
краник - и сразу на плите расцветет огонек. И мама начнет готовить обед. Не
откроет краник – огонька не будет. Кто же здесь главный. Горючий газ, без него
огоньку ни за что не вспыхнуть.
Газ - это всегда опасность. Следует объяснить ребенку, к чему может привести
неправильное обращение с газовой плитой и огнем.
За всеми кулинарными процессами пусть следят взрослые.
С детьми лучше поиграть.
Например:
Игра « Угадай
электрический
прибор », где ребенку
загадывают
загадку, он отгадывает
и рассказывает
о его применении
или
вы
ему
рассказываете
На железной клумбе
Цветы голубые
Помогают стряпать
Кушанья любые (газовая плита)
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется (электрическая лампочка)
Это что за пароход
Ходит взад и вперед?
Он на каплю налетит,
Жаром дышит и шипит,
На простынке и рубашке
Расправляет он все складки,
Вот такой у нас дружок
Трудолюбивый ………. (утюжок)
Какую радость детям приносят подвижные игры
Поиграйте все вместе, особенно в теплое время года (на детской площадке, на
даче)
Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Ход игры
Участники становятся в круг, в середине - водящий. Он бросает мяч кому -
нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь
и воздух. Если водящий называет слово «Земля!» то тот, кто поймал мяч, должен
в ответ быстро назвать какое - либо животное; а слово «вода!», играющий
называет какую – нибудь рыбу; на слово «воздух!»- птицу. При слове «огонь!»
все должны несколько раз повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч
возвращается
водящему.
Ребенок,
сделавший ошибку, делает шаг назад
и
продолжает участвовать в игре.
Эстафета «Пожарные на учении»
Участники
делятся на команды. Капитаны команд
распределяют
задания.
Каждый участник в соответствии с правилами эстафеты преодолевает одно из
препятствий, возвращается к своей команде и передает эстафету следующему
игроку.
Эстафеты могут быть разные
Предполагаемые задания
* «Опасная дорожка» - ходьба по узенькой дорожке (дощечке)- можно нарисовать
мелом или выложить с помощью веревочек
* «Преодоление препятствий» - бег по кочкам (можно нарисовать
маленькие кружочки или разложить обручи в шахматном порядке)
* Ходьба по скамейке с игрушкой на спине
* Бег парами в обруче
Очень важное направление с детьми - это ребенок и другие люди
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общение с
незнакомыми людьми
Основная задача взрослых в том, чтобы объяснить ребенку, что не все взрослые
желают им добра
Ваши беседы с детьми о правилах поведения на улице, дома научат ребенка
правильно себя вести.
Никогда
и никуда
не следует
ходить с незнакомыми
людьми, чтобы те
ни
говорили и чего бы ни сулили.
Что может сказать незнакомец в подобном случае?
Все очень просто, разговор будет строиться на доверии. И как только незнакомец
произнесет слово МАМА - ребенок в его власти.
Вот какие фразы обычно произносят злоумышленники
-Твоя мама стоит за углом дома, она попросила взять тебя и к ней отвести.
_ Твоя мама позвонила мне и попросила отвести тебя ко мне в гости, потом она
тебя заберет
Строго – настрого запретите ребенку говорить с незнакомыми людьми.
Объясните детям, что мама или папа всегда скажут своему ребенку заранее, кто
его заберет, с кем он пойдет в гости и т.д.
В случае насильственных действий взрослого, важно обучить ребенка громко
кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих
Вспомните
содержание сказки «Петушок -
золотой гребешок», как это делал
петушок в сказке:
Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!
Кот и дрозд ушли далеко, но услышали и спасли петушка.
Личный пример, сказки, песни помогают ребенку усвоить эти правила намного
легче, чем нравоучения.
Никому и никогда нельзя открывать входную дверь. Старшие должны
позаботится о том, чтобы все домочадцы имели свой ключ от квартиры.
Ни в коем случае нельзя ребенку через дверь сообщать, что в квартире нет
взрослых. Также по телефону нельзя сообщать свой адрес и говорить что дома
один. Лучше всего отвечать односложно: «да», «нет», или сказать, что папа дома,
но он не может подойти и положить трубку.
Если в дверь звонят «непрошенные гости», нужно срочно звонить родителям,
сообщая в трубку о людях за дверью
Детям это легко показать на примерах сказок
Например, «Волк и семеро козлят», не послушались маму, случилась беда.
Используйте
примеры
из личного
опыта для иллюстрирования
способов
безопасного поведения.
Сказки,
песни,
стихи,
потешки,
прибаутки
помогут
научить
детей
разнообразным сведениям о безопасности.
Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая
его с шутками и забавами.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Безопасность Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина М:. 1998г
2.Пожарная безопасность для дошкольников Е.Ф. Прилепко М:. 2008г
3. Правила и безопасность дорожного движения О.А. Скоролупова М:. 2014г
4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста М:. 2005г