Автор: Шарипова Манарша Абдулазизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДС"Непоседы"
Населённый пункт: ЯНАО г. Муравленко
Наименование материала: проект
Тема: "Правильное питание - здоровые дети"
Раздел: дошкольное образование
«Правильное питание - здоровые дети»
Тип проекта: творческо-информационный
Возрастная группа: старшая группа.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Вид проекта: групповой.
Форма проекта: совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность.
Проблема: как побудить детей употреблять правильные продукты?
Цель проекта: формировать у детей первоначальные знания о важности правильного
питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи проекта:
1. Уточнить знания о здоровом питании, о пользе витаминов.
2. Сформировать представления о продуктах питания, их разнообразии, ценности и
влиянии на организм.
3. Обогащать словарный запас словами: углеводы, белки, жиры.
4. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил здорового питания.
5. Учить детей угадывать овощи, фрукты, продукты по вкусу, описывать свои
ощущения, находить сравнительные слова.
Актуальность проблемы:
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья
человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и
привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно
в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В
их формировании важнейшую роль играет семья. Современные дети под воздействием
рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и
наносят вред их здоровью. Во время общения мы стали замечать, что дети часто
употребляют в повседневной жизни жвачки, сухарики, чупа-чупсы и другие вредные
продукты питания. Беседы с родителями и с детьми не всегда дают желаемый
результат. В связи с этим был разработан проект «Правильное питание – здоровые
дети», целью которого стало формирование у родителей ответственного отношения к
организации правильного здорового питания детей.
Основные формы реализации проекта:
Беседы «О пользе овощей и фруктов», «Режим питания», «Правила поведения во
время еды», «Полезная и вредная пища», «Молочные продукты» - образовательная
деятельность, детское творчество, игры, конкурсы, работа с родителями, Просмотр
мультфильмов «Ежик и здоровье», «Смешарики». Опытно-исследовательская
деятельность. Театрализованная деятельность – инсценировка сказки «Почему
помидор стал красным».
Предполагаемый результат проекта:
1. Дети 5-6 лет получат первоначальные знания о правильном питании, полезных
продуктах, их ценности для организма.
2. Расширение и активизация словаря по теме «Правильное питание».
3. Познавательный материал в уголок для родителей «Правильное питание».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Подбор и изучение педагогической литературы, иллюстративного материала в
соответствии с темой проекта с учетом возрастных особенностей детей, разработка
проекта.
Работа с родителями
Цели: повышать грамотность родителей в вопросах правильного питания детей,
привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду.
Анкетирование: «Здоровое питание – здоровый ребёнок»
Оформление стенда для родителей: «Питание – дело серьезное».
Оформление ширмы: «Правильное питание».
Домашнее задание: дети вместе с родителями подбирают «полезные рецепты»,
творческие работы «Витаминная семейка»
Выставка литературы на тему «Правильное питание».
2 этап. Реализация проекта
Понедельник
Тема дня: «Мой режим дня и правильное питание».
Цели дня: формировать понятие о режиме в питании и его влиянии на здоровье,
воспитывать необходимость соблюдать режим питания.
- Утренняя гимнастика «Во саду ли, в огороде».
- Беседа «Зачем нужен режим в питании»
Цель: закреплять понятие о режиме питания и его влияния на здоровье.
- Дидактическое упражнение «расположи картинки правильно «Мой день».
- Организация витаминного стола «Витаминная семейка».
- Рассматривание схематического изображения языка с вкусовыми зонами.
Вторник
Тема дня: «Правильное питание – залог здоровья»
Цели дня: Познакомить детей с основами рационального питания, помогать детям
осознать важность правильного питания, сформировать умение отличать полезные
продукты от вредных. Познакомить с полезными свойствами зеленого лука, укропа,
салата.
- Утренняя гимнастика «Во саду ли, в огороде».
- Рисование «Полезные продукты».
- Чтение Э.Успенской «Дети, которые плохо едят в детском саду».
- Беседа «Где живут витамины?».
Цель: закрепить знания о витаминах, пользе для здоровья, содержание тех или иных
витаминов в овощах и фруктах.
Опыт – эксперимент «Посадка лука, укропа, петрушки»
Цель: Продолжать учить детей сажать лук и семена укропа, петрушки в землю,
ухаживать за ними, следить за изменениями, которые происходят с растениями.
Среда
Тема дня: «Пейте, дети, молоко будете здоровы».
Цели дня: Закрепить с детьми знания о молоке и пользе молочных продуктов.
Расширять словарный запас.
- Утренняя гимнастика: «На лугу»
- Беседа: «Что можно приготовить из молока?»
Цель: Закрепить знания детей о продуктах, которые можно изготовить из молока,
витаминах в них, необходимости употребления и пользе для детского организма.
- Дидактические игры «Приготовим суп, кашу», Путешествие молока».
Цель: Показать детям, как приходит молоко на наш стол. Учить детей правильно
подбирать продукты для приготовления молочных блюд, раскладывать картинки в том
порядке, как продукты закладывают для приготовления молочных блюд.
- Эстафета: «Кто быстрее накормит корову».
- Сюжетно-ролевая игра «Молочный магазин»
Цель: Закрепить знания детей о продуктах из молока. Продолжать играть дружно в
коллективе.
Чтение художественной литературы: стихи, загадки, сказки.
Четверг
Тема: «Вкусно – не всегда полезно»
Цели дня: Закрепить с детьми знания о вредных продуктах и почему нужно их
употреблять в ограниченных количествах. Какие последствия происходят в
чрезмерном их употреблении.
- Беседа: «Что мы знаем о вредных продуктах»
Цель: Закреплять знания о вредных продуктах, как их правильно можно употреблять,
какие гигиенические мероприятии необходимо применять после употребления
вредных продуктов. Какой вред могут нанести организму вредные продукты.
- Опыт 1: В стакан с водой высыпаем сухарики, перемешиваем.
Вывод: вода в стакане стала мутной и как будто грязной, потому что добавлено много
острых приправ, соли, что плохо влияет на здоровье человека (желудок).
- Опыт 2. Выбираем самый большой ломтик чипсов, кладём его на салфетку и
осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги.
Удаляем кусочки чипсов с салфетки. На салфетке образовалось жирное пятно и
достаточное большое количество специи.
Вывод: чипсы содержат много жира и специй, которые вредят молодому организму.
-Плакат для рассматривания «Наши зубы - как их сохранить здоровыми». Д/и «Назови
лишний продукт»
Цель: упражнять детей в классификации продуктов на вредные и полезные,
мотивировать свои ответы.
Пятница
Тема: «Хочешь быть здоровым – будь им»
Цель: Закрепить с детьми правила здорового питания. Знания, полученные о вредных
и здоровых продуктах питания. Правила поведения за столом и как правильно
употреблять пищу, чтобы оставаться здоровым. Продолжать расширять детские
представления, накопленные на основе полученных знаний о здоровом питании через
разнообразные виды деятельности педагога с детьми и родителями.
- Составления с детьми «Правил здорового питания».
- Анализ с детьми пирамиды здоровых продуктов.
- «Чудо –дерево» (садовники здоровья) – аппликация (полезные продукты на дереве).
- Театрализованное представление сказка «Почему помидор стал красным».
- Создание предметно - развивающей среды: предметные и сюжетные картинки по
теме «Витамины», муляжи продуктов питания, пазлы и др.
3-й этап. Результат проекта
У детей сформированы представления о здоровом образе жизни (понимают
значимость правильного питания для здоровья; умеют выполнять культурно-
гигиенические правила; оценивать полезность продуктов и блюд в ежедневном
рационе и др.)
Осознание детьми и родителями необходимости и значимости здорового образа
жизни.
Продукты проекта
- Анкета для родителей: «Здоровое питание – здоровый ребёнок.
- «Чудо – дерево» (садовники здоровья) – аппликация (полезные продукты на дереве).
- Информационный материал для родительского уголка; папки-передвижки
- «Питание – дело серьезное», «Правильное питание».
- Меню выходного дня от родителей
- Выставка рисунков «Витаминная семейка».
- Составления с детьми «Правил здорового питании».
Используемая литература:
1. Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества
питания в дошкольных образовательных учреждениях. Составитель Н.А. Таргонская
— М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. -144 с.
2. Вахрушев А.А., и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников.
Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс,
2006. – 304 с.
3. Голубев В.В. и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного
возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с.
4. К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. -
64 с.
Правила здорового питания.
1.Главное не переедайте.
2.Ешьте в одно и то же время свежеприготовленную пищу.
3.Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
4.Воздерживайтесь от жирной, соленой и острой пищи.
5.Овощи и фрукты – полезные продукты
6.Сладостей тысячи, а здоровье одно.
Анкета для родителей
«Здоровое питание – здоровый ребёнок»
1. Как вы считаете, какая пища полезна для детей дошкольного возраста?
2. Что чаще всего кушает ваш ребенок после прихода из детского сада и в выходные
дни?
3. Сколько раз в день питается ваш ребенок?
4. Ужинает ли ваш ребенок перед сном, за 1 час до сна, за 2 часа до сна, не ужинает
(нужное подчеркнуть).
5. Часто ли ест ваш ребенок: (нужное подчеркнуть)
Каши (да, нет); яйца (да, нет); молочную пищу (да, нет); сладости (да, нет); жирную и
жареную пищу (да, нет).
6. Употребляет ли регулярно ваш ребенок: молоко, кефир, йогурт (да, нет).
7. Сколько видов овощей и фруктов ваш ребенок съедает каждый день?
8. Какие напитки чаще пьет ваш ребенок: соки, газированную воду, кофе, компот,
настой из трав, минеральную воду, чай? (нужное подчеркнуть).
9. Считаете ли вы, что пища, которую употребляет ваш ребенок, разнообразна и
полезна для здоровья?