Автор: Сюняева Галия Исмаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № !3 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Здоровый образ жизни
Тема: Здоровье на всю жизнь
Раздел: дополнительное образование
Соловьева Наталья Николаевна
ГБСКОУ Школа № 13 Приморского
района
Воспитатель детского дома
«Здоровье на всю жизнь»
«Жизнь - самое дорогое, что есть у человека. Наши дети должны научиться бережно,
относиться не только к себе, своему здоровью, но и к здоровью других людей.»
Дети,
которые
учатся
в
нашей
школе
-
это
обучающиеся
и
воспитанники
с
ограниченными возможностями
здоровья, поступившие в наше ОУ из
асоциальных семей и,
порой сами уже имевшие свой собственный асоциальный жизненный опыт и массу
вредных
привычек , которые наносили их организму непоправимый вред, а из структурного подразделения
Детский дом ГБСКОУ школы13 учатся в школе еще и сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей
Поэтому мы ведем кропотливую, ежедневную, целенаправленную коррекционную работу
по пропаганде ЗОЖ.
Но
в
наших
условиях
пропагандировать
ЗОЖ
мало,
необходимо
приучать
детей
к
здоровому образу жизни изо дня в день - путем привлечения самих детей к организации и
проведению диспутов, семинаров и конечно спортивных мероприятий не только внутри школы,
но и за ее пределами.
Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет еще и
о
детях-сиротах и ребятах, оставшихся без попечения родителей, не имеющих родительской
поддержки
и
отличающихся
от
своих
сверстников,
живущих
в
семьях,
ослаблением
физического и психического здоровья, нравственной устойчивостью.
Характерным результатом негативных влияний вредных привычек на подростковый
организм выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких
детей, низкий
потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к государству и
обществу.
Педагогическая наука на протяжении долгого времени занималась проблемами
детей- сирот, поиском педагогических подходов к преодолению негативных последствий
сиротства.
Но
стандартных
рецептов
нет
и
быть
не
может,
так
как
каждый
ребенок
индивидуален, и к каждому ребенку необходим свой подход.
Поэтому в школе и в детском доме разработан цикл мероприятий по пропаганде
здорового образа жизни
•
Строгое соблюдение режима дня
•
Контроль выполнения правил внутреннего распорядка
•
Цикл лекций и практических занятий на базе ВМА
•
Экскурсии в музеи города
•
Посещение выставки восковых фигур « На грани»
•
Внеклассные и общешкольные мероприятия «НЕТ наркотикам», «Скажи
сигаретам НЕТ».,.
•
Выпуск стенгазет
•
Оформление информационных стендов по тематике ЗОЖ
•
Использование на всех уроках жизнесберегающих техн
•
. Формирование позитивного и деятельного отношения к проблеме
сохранения и защиты своего и чужого здоровья на уроках обшествознания
Знание учащимися об уголовной и административной ответственности
Несовершеннолетних,
за
причинение
вреда
своему
и
чужому
здоровью
является
сдерживающим фактором для распространения наркомании, табакокурения, алкогольной
зависимости среди воспитанников нашей школы.
И понимая это, они предпочитают больше времени уделять мероприятиям, которые
организует им наша школа.
Проводимая работа приносит положительный результат:
•
За
2013-14
уч.год
наши
воспитанники
не
совершили
ни
одного
правонарушения ...
•
сократилось число курящих учеников...
•
нет воспитанников, склонных к употреблению токсических препаратов
•
улучшилось качество здоровья воспитанников
Сегодня мы можем сказать : «Наши дети сохранны», но работу по пропаганде ЗОЖ
прекращать нельзя- соблазны рядом...
А наше здоровье - одно на всю жизнь...
ЗДОРОВЬЕ НА В С Ю ЖИЗНЬ
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится
сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности
здоровья,
здорового
образа
жизни,
выбора
образовательных
технологий,
адекватных
возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в
современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья
населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России
лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%
хронические заболевания. Естественно, в нашем коррекционном учреждении, где живут и
учатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей этот процент намного
выше по вполне понятным причинам (генная наследственность, наркомания и алкоголизм
родителей, безразличие таких родителей к здоровью своего ребенка). Состояние здоровья
детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-
40% от состояния окружающей среды, на 15-20% от генетических факторов, на 10% от
деятельности
служб
здравоохранения
и
на
25-50%
от
образа
жизни.
Образ
жизни
-
понятие, характеризующее личность в целом, и определяет его особенности повседневной
жизни
людей,
охватывающее
труд,
быт,
формы
использования
свободного
времени,
удовлетворения
материальных
и
духовных
потребностей,
участие
в
политической
и
общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области
укрепления
собственного
здоровья,
медицинскую
активность.
Здоровый
образ
жизни
является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков.
Современная концепция здорового образа жизни определяет его как осознанное в своей
необходимости
постоянное
выполнение
правил
укрепления
и
сохранения
индивидуального и общественного здоровья. Всемирная организация здравоохранения
рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и
определяет
его
как
состояние
полного
физического,
духовного
(психологического)
и
социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности. Таково
определение
индивидуального
здоровья,
то
есть
здоровья
каждого
человека.
Общественное здоровье основной признак, основное свойство человеческой общности
(населения
определенной
территории),
ее
естественное
состояние.
Общественное
здоровье отражает как индивидуальные реакции каждого отдельного человека, так и
способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать
старикам и детям, охранять природу и т.д., то есть осуществлять свои социальные задачи,
а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения - выполнять свои
биологические
функции.
Недостаточное
внимание
к
медицинским,
гигиеническим
и
социальным проблемам в детском и подростковом возрасте в значительной мере снижает
общий уровень здоровья населения, успехи при получении образования и профессии,
определяет в конечном итоге общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества и
целом.
Образ
жизни
и
привычки
поведения
обычно
формируются
в
подростковом
возрасте. Исследования показали, что в подростковом возрасте курят 40% мальчиков и
30% девочек, а среди старшеклассников более 80% периодически употребляют алкоголь.
Не обошли стороной эти проблемы и нашу шкоду, тем более что дети поступают к нам
не только в первый класс, но часто и в 7-ой, а то и а 9ый классы из асоциальных семей. В
таком возрасте у многих и з них уже сложилось свое отношение к проблемам алкоголя,
курения,
наркомании, которое чаще всего не соответствует понятию здорового образа
жизни. И здесь задача нашего педагогического коллектива помочь ребенку (а для нас в
любом возрасте наши ученики - это
наши дети) выработать правильное отношение к
своему здоровью, а значит, и к правильному образу жизни. Работа по этим направлениям
ведется у нас в школе с начальных классов, но так как я являюсь учителем истории и
обществознания
в
старших классах ,
то
в
основном остановлюсь
на
проблемах
связанных
с
пропагандой
здорового
образа
жизни,
юридической ответственностью
несовершеннолетних, за сохранность своей жизни, здоровья и здоровья и жизни других
граждан. В настоящее время здоровье человека становится самой актуальной проблемой
дня многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической
науке, признанной
через
систему
образования
(и,
естественно,
воспитания) путем
формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.
Согласно
Конституции
РФ:
«Человек,
его
права
и
свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека -
обязанность
государства».
Уголовное
и
семейное
право,
охраняя
особым
образом права
человека,
регулируют правовое положение ребенка в семье и в сфере преступлений.
Цель
правового
блока
программы
«Основы
здорового
образа
жизни»
имеет
несколько аспектов:
•
Изучение
правового
поля
личности
в
рамках уголовного
и семейного
кодексов, рассмотрение механизмов правовой защиты детей;
•
Развитие правового мышления;
•
Воспитание
законопослушных,
юридически
грамотных
граждан,
обладающих высокой правовой культурой, занимающих активную гражданскую позицию.
Направления работы воспитателя Соловьевой Н.Н.
В учительской и воспитательской работе стремлюсь формировать у подростков
потребности
и
цели,
наполненные
положительным
социальным
смыслом,
развивать
нравственные и волевые качества. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих
здоровому
образу
жизни,
выявление
его
преимуществ
для
личности
и
общества;
воспитание потребности в здоровом образе жизни и сохранения здоровья; воспитание
сдержанности,
самообладания,
сильной
воли
и
характера,
стремление
к
совершенствованию и борьбе против негативных явлений; понимание, что «здоровье на
всю
жизнь»
закладывается
с
детства -
веду
через
уроки,
воспитательские
часы по
гражданскому и правовому воспитанию, беседы о здоровье и здоровом образе жизни;
помощи
медицинским работникам нашей школы по проведению регулярных медицинских
осмотров
учащихся;
помощи
учителю
физкультуры
в
организации
спортивных
соревнований
учащихся;
контроль
соблюдения
медицинских
рекомецдаций
в
образовательном процессе; индивидуальную работу с учащимися, не заботящимися о
своем здоровье.
На воспитательских часах вопросы развития и сохранения здоровья рассматриваем
при знакомстве с автобиографией выдающихся людей.. Особое внимание уделяем при
изучении
биографий
военных
полководцев
(
самый
яркие
примеры
-
биография
Александра
Македонского,
А.В.Суворова),
быта
и
жизни
народов
в
различные
исторические эпохи. Воспитательские часы веду по программе доктора педагогических
наук, профессора Н. И. Элиасберг «Права человека в свободной стране», которая является
Петербургской моделью гражданско-правового образования. «Права человека в свободной
стране» - это курс, в основе содержания которого - Всеобщая декларация прав человека и
обновленное
российское
законодательство.
Структура
курса,
рассчитана
на
5
тем:
«Введение в право, Человек, общество, государство», «Международное право о правах
человека», «Обновляемая Россия Конституция Российской Федерации», «Права, свободы и
обязанности граждан России»,
«Защита гражданином своих прав и свобод». Практически
в содержании всех этих тем рассматриваются вопросы естественного для человека права -
на жизнь. Ответственности родителей за жизнь и рождение ребенка, ответственности
человека за сохранение своего здоровья в течение всей своей жизни, опасности вредных
привычек,
уголовной
,ответственности
за
преступления
против
жизни
и
здоровья
человека,
ответственного
отношения
человека
к
своей
жизни,
нравственный
долг
уважения к жизни и здоровью других людей. В нашей коррекционной школе изучаем эти
вопросы на доступном ученикам уровне, сочетая различные формы проведения уроков:
лекции, беседы, лабораторные занятия по изучению правовых документов, практикумы по
разбору и решению юридических задач, дискуссии, ролевые игры, решение кроссвордов.
Особое внимание, учитывая наш контингент, уделяем вопросам ответственности человека
за сохранение своего здоровья, опасности вредных привычек, уголовной ответственности
за преступления против жизни и здоровья человека. Уроки курса повышают уровень
правовой
информированности
учащихся,
формирование
осознанной
потребности
в
специальной
юридической
и
социально-психологической
помощи
при
совершении
подростком противоправных действий или если эти действия направлены против него.
Кроме
уроков
эти
вопросы
рассматриваем
на
классных
часах
по
гражданскому
и
правовому воспитанию. Разработанные мною материалы для проведения классных часов
разнообразны: «Ваши права», «Насилие и закон», «Права детей - забота государства»,
«Чтобы достойно жить».
Дети
с
удовольствием
принимают
активное
участие
в
правовых
играх
«Мой
взгляд», «Умей сказать нет», «Нет!» - дороге в ад», «Я имею право...», «Знатоки права»,
«Закон и правопорядок», «Кто ты в XXI веке?» - об опасности вредных привычек,
«Наркотики - свобода или зависимость, полет или падение?», «Безвредного табака не
бывает», «Здоровый образ жизни», «Здоровье в руках самого человека» и т.д.
Все
эти
учебные
занятия
и
внеклассные
мероприятия
помогают
старшему
подростку
в
поиске
позитивной
перспективы
в
жизни,
в
формировании
правильных
взглядов на проблему «Здоровье на всю жизнь». Да и не только в будущем пригодятся эти
знания,
хотя
наиболее
важная
задача
нашей
школы
-
подготовить
наших
детей
к
самостоятельной жизни.
Вывод
Кропотливая коррекционная работа всего коллектива школы и моя в частности,
дала положительные результаты. Сейчас мы можем сказать, что наши дети - сохранны. У
нас нет правонарушений.
Повышается качество их здоровья, повышается качество их знаний. .
Необходимо
помнить,
что
подростковый
возраст
ни
в
коем
случае
нельзя
рассматривать как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, впрочем, как и
любой период человеческой жизни.