Автор: Маркова Ирина Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 410"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья - буклет "Секреты успешной постановки и автоматизации звуков"
Тема: "Речевая готовность дошкольников к школе"
Раздел: дошкольное образование
Педагоги (учитель – логопед, психолог,
воспитатели), родители (родственники) и
сам ребенок – вот три главных участника
процесса развития речи ребенка.
Существует несколько условий,
позволяющих быстро и качественно
осуществить сначала постановку, а затем
и автоматизацию поставленного звука (т.е.
введение звука в самостоятельную речь):
1.
Создание правильной мотивации у
родителей и ребенка. ЗАЧЕМ?
2.
Регулярность домашних занятий
по выполнению артикуляционных
упражнений или автоматизации
звука.
• Часто, лучше
ежедневно.
• Лучше в одно и то
же время.
• Длительность: 20 – 30 минут.
3.
Четкое осознание ребенком: как
правильно произносится звук.
В первый месяц после постановки
звука в начале занятия обязательно
вспомнить: в каком положении губы
(улыбаются или круглые), рот (открыт
широко или нешироко), язык; теплая
или холодная струя воздуха выходит
изо рта. (Предлагаю вам
схемы артикуляционных укладов
звуков С, Ш, Л ниже)
4.
Игровая форма занятий.
История из жизни Язычка,
или соревнование с родителем в
выполнении какого-либо
упражнения, приход «гостя»
(любимой игрушки, игрушки –
символа звука: «Л» -
самолет или корабль, «Р» - машина или
тигр, «Ш» - змея и т.п.), от лица которой
взрослый предлагает игры или задания.
Например: *произносим звук «Л»
длительно - и наш самолет летит,
*произносим слоги ЛА, ЛЫ, ЛО, ЛУ, а
самолет изменяет траекторию полета,
*строим ангар для самолета, получая
кубики за правильно произносимые слова
(предложения)…
Использование наглядности, Интернета…
Рекомендую пособие Комаровой Л.В.
«Автоматизация звука…»
(С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Ч, Щ, Л,ЛЬ,Р,РЬ)
5.
В начале этапа автоматизации
зрительный контроль за
произношением звука (зеркало).
Постепенный переход к контролю
слуховому и кинестетическому (опора
на ощущения языка).
6.
Поощрения за успех.
Ласковые слова, поглаживания…
Фишки, жетоны за правильно
сказанные слова (предложения).
Шуточные наказания за ошибочно
произнесенное слово (присесть,
мяукнуть…).
7.
Введение контроля родителей
за поставленным звуком в речи.
Печатные буквы в комнатах.
Девиз – установка по утрам: «Я сегодня не
спешу, звуки правильно произношу!»
Л Р
Регулярное исправление неверно
произнесенного звука как на занятиях, так
и в повседневной речи (в той позиции, где
ребенок уже тренировался его
произносить!). Варианты:
- Я тебя не понимаю. - «Вожка?»
- «Выба» или «рыба»? - Ты потерял
звук…
Взрослый сам говорит правильный
вариант. – Повтори.
7.
На основе такого контроля взрослых
затем формируется самоконтроль
ребенка за поставленным звуком в
его речи.
Автоматизация звука завершена,
если звук правильно произносится во
всех позициях в повседневной речи.
СХЕМЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ
ЗВУКОВ
(положение губ, зубов, языка, выходящая
струя воздуха (теплая или холодная).
СЕКРЕТЫ
УСПЕШНОЙ
ПОСТАНОВКИ
И АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОВ
Рекомендации учителя - логопеда
родителям дошкольников, занимающихся на
логопункте детского сада