Автор: Акимова Тамара Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: г.Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Проект по ОБЖ для средней группы
Тема: "Азбука дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 общеразвивающего вида»
Проект
«Дорожная Азбука»
Воспитатели:
Акимова Тамара Викторовна
Клеймёнова Надежда Михайловна
г. Мончегорск
2016-2017г. г.
Вид проекта: групповой
с целью изучения правил дорожного движения.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и
пассажиров.
У
детей
дошкольного
возраста
отсутствует
та
защитная
психологическая
реакция
на
дорожную
обстановку,
которая
свойственна
взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое
часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому
главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить эти правила
ребенку.
Опрос
родителей показал, что
проблема безопасности дорожного
движения волнует родителей, однако не все родители
служат образцом
примерного поведения на дорогах, поэтому, в группе был разработан проект
«Дорожная азбука».
Цель: организовать
эффективное
взаимодействие
по
обеспечению
безопасности дорожного движения
среди детей, родителей и педагогов,
формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Задачи:
Проведение активной пропаганды безопасности дорожного движения
среди
родителей
ДОУ,
вовлекая
их
в
образовательный
процесс
по
обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Усвоение
дошкольниками
первоначальных
знаний
о
правилах
безопасного поведения на улице.
Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил
безопасного движения, правил для пассажиров, формирование у детей
навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Закрепить знания о работе светофора.
Уточнить и закрепить знания о различных видах транспорта.
Принципы:
Принцип воспитывающего характера обучения.
Принцип наглядности обучения.
Принцип доступности.
Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
Принцип активности и сознательности.
Прогнозируемые результаты:
1.
Сформированность у детей в соответствии с возрастом элементарных
знаний и представлений по теме «Правила Дорожного Движения»;
2.
Сформированность
навыков
культуры
поведения
на
улице
и
в
общественном транспорте;
3.
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе;
4.
Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей
дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
5.
Активизация
совместной
деятельности
детского
сада
и
семьи
в
вопросах безопасности.
Этапы проекта
1 этап (постановка проблемы):
-
постановить
проблему
перед детьми
«Для
чего
необходимо
знать
правила дорожного движения?»;
- определить продукт проекта:
а) создание макета улицы города;
б) знание правил дорожного движения;
в) проведение игрового тренинга по теме проекта.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач):
-
довести
до
детей
важность
данной
проблемы:
«Незнание
правил
дорожного движения может привести к беде!»;
-
подобрать
художественную
литературу,
подготовить
наглядный
иллюстрированный материал по теме проекта;
Проект
Чтение
художественно
й литературы
Чтение
художественно
й литературы
Работа с
родителями
Работа с
родителями
Практически
е действия
Практически
е действия
Рассматривани
е иллюстраций
Рассматривани
е иллюстраций
Беседы
Беседы
Спортивное
развлечение
Спортивное
развлечение
Игры
Игры
- провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!»,
«Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного
движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- провести с родителями анкетирование, тестирование.
3 этап (работа над проектом):
- организовать работу по решению задач проекта через:
Мероприятия:
1.Тематические беседы: «Знаки дорожные помни всегда»; «О работе
ГИБДД»; «Осторожно, дорога!»; «Правила для пассажиров»; «Транспорт на
улицах города».
2
.
Непосредственно-образовательная деятельность:
- рисование: «Светофор»;
- лепка: «Автомобиль»;
- аппликация: «Улицы нашего города».
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?»; «Какие знаки
помогают пешеходу в пути?»; «Чего не должно быть?»; «Что нужно знать,
если находишься на улице один?».
4.Чтение художественной литературы:
Бедарев
О.
«Азбука
безопасности»,
Веревка
В.
«Учимся
переходить
дорогу»,
Волкова
С.
«Про
правила
дорожного
движения»,
Житков
Б.
«Светофор», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Мигунова И. «Друг
светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Три чудесных цвета»; Тарутин О.
«Для чего нам светофор», Хурманек Д. « Перекресток» и другие.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок.
7. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики:
Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для
детей» и т.д.
8. Настольно – печатные игры: «Дорожные знаки», «Летит, плывет,
е д е т » ,
« П р о ф е с с и и »
9. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Доскажи словечко»,
«Наша
улица»,
«Поставь
дорожный
знак»,
«Правильно
разложи»,
«Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию».
10. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и
автомобили», «Светофор», «Цветные автомобили».
11.
Сюжетно-ролевые
игры: «Поездка
на
автобусе»,
«Путешествие
по
городу».
12.
Отгадывание загадок
13. Спортивное развлечение «Красный, жёлтый, зелёный»
14. Работа с родителями:
-консультации:
«Как
научить
ребенка
соблюдать
правила
дорожного
движения», «Ребёнок на улицах города».
-размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам
дорожного
движения-обучение
детей
наблюдательности
на
улице»,
«Это
нужно знать».
Анкета для родителей по ПДД
1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с
Правилами дорожного движения?
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами
дорожного движения? Указать, какая:
— беседы с ребенком;
— чтение детской литературы по данной теме;
— практические навыки поведения на дороге;
— углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
— используете жизненный опыт;
— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
— на основе рекомендаций педагога.
4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
— достаточно часто;
— редко;
— никогда.
5. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете
наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами
дорожного движения:
— организация выставки литературы по данной теме;
— проведение лекториев для родителей;
— встречи с инспектором ГАИ;
—проведение
совместных
мероприятий
с
детьми
(праздники,
спортивные развлечения и т. д.) ;
— размещение информации в уголке для родителей;
— индивидуальные беседы;
— родительские собрания по данной теме.
Правила дорожного движения. Памятка для родителей.
Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще
задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из
наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы
сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни
правил дорожного движения.
В детском саду ведется активная работа по изучению с детьми
правил дорожного движения. Но только родители свои личным примером,
оценкой поведения смогут перевести эти правила в норму поведения ребенка.
Предложенные
ниже
рекомендации
рассматривают
типичные
дорожные
ситуации, на которые необходимо постоянно обращать внимание детей.
Главная опасность — стоящий автомобиль!
Стоящий
автомобиль
опасен:
он
может
закрывать
собой
другой
автомобиль,
который
движется
с
большой
скоростью,
мешает
вовремя
заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В
крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля,
убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот
момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме
того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От
остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
Умейте предвидеть скрытую опасность!
Из-за
стоящего
автомобиля,
дома,
забора,
кустов
и
др.
может
неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое
место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае,
можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и
только тогда переходить дорогу.
Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль,
идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной
машиной может быть скрыта другая.
И у светофора можно встретить опасность.
Сегодня
на
дорогах
города
мы
постоянно
сталкиваемся
с
тем,
что
водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на
высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому
недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора,
необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают
так:
«Машины
еще
стоят,
водители
меня
видят
и
пропустят».
Они
ошибаются.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу
предварительно
ее
не
осмотрев,
и
попадают
под
машину.
Выработайте
оглядеться
у
ребенка
привычку
всегда
перед
выходом
на
дорогу
остановиться, , прислушаться — и только тогда переходить улицу.
Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за
машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях
проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг
назад
—
прямо
под
колеса
машины.
Если
пришлось
остановиться
на
середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного
движения, не убедившись в безопасности.
На улице крепко держите ребенка за руку!
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не
наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.
Взрослый
этого
не
учитывает.
На
улице
дети
отвлекаются
на
всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что
путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле
перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов — места скрытой опасности!
В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через
которые из дворов на проезжую часть выезжают машины.
Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его
необходимо держать за руку.
Помните!
Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других
взрослых.
Пусть
Ваш
пример
учит
дисциплинированному
поведению
на
улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу,
соблюдая Правила дорожного движения.
Художественная литература:
1.
Елена Ульева, Забавные истории для малышей. Правила безопасности
на прогулке. Мозаика-Синтез, 2013.
2.
Андрей Усачев, Правила дорожного движения, Изд. Самовар, 2011
3.
Научи меня понимать правила дорожного движения
4.
Марина Дружинина, Мы идем через дорогу, ООО «Дрофа», 2002
5.
Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»;
6.
Маршак С. «Светофор»;
7.
Сапотницкая «Правила маленького пешехода»;