Напоминание

"Путешествие за пером Жар - птицы"


Автор: Горохова Вера Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: город Семёнов Нижегородская обл.
Наименование материала: методическая разработка конспекта ОД
Тема: "Путешествие за пером Жар - птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ « Детский сад №8 «Сказка»

Конспект

организованной образовательной деятельности для

воспитанников 6 – 7 лет

(ОО «Художественно – эстетическое развитие»)

«

Путешествие за пером Жар - птицы»

Подготовила и провела: В.А.Горохова,

педагог дополнительного образования

г. Семенов

2017г.

Цель: художественно – эстетическое и социально - личностное развитие

воспитанников средствами народного декоративного искусства хохломской

росписи.

Задачи:

-

Содействовать

развитию инициативного

и

осознанного

интереса

к

народному декоративно – прикладному искусству Хохломской росписи, его

истокам, традициям росписи.

-

Формировать у детей обобщенные представления

в процессе создания

композиции узора, учитывая при этом характерные особенности исходной

формы, стиль композиции,

ритм

в расположении элементов, колорит

росписи (сочетание цвета фона и элементов растительного узора).

-

Упражнять

в

наведении

«завитка»:

рисовании

тонких

плавных

линий

концом кисти, подборе цвета краски под фон силуэта «изделия».

- Развивать

способность

воспитанников

проявлять самостоятельность,

творчество

при

создании

узоров,

направлять

их

на

предварительное

планирование своего рисунка и оригинальное его выполнение;

-

Закреплять

технические

умения

и

навыки

воспитанников:

умение

правильно держать кисть тремя пальцами, приемы работы с палитрой;

- Стимулировать и поддерживать речевую и эмоциональную активность и

инициативу.

Предварительная работа: рассматривание предметов – образцов народного

декоративного искусства, чтение художественной литературы, рисование по

мотивам

хохломской

росписи,

индивидуальная

работа

по

составлению

узоров: д/игры «Составь узор», «Дорисуй».

Материал

и

оборудование: силуэтные

изображения

изделий

промысла

(предметы быта), краски гуашь, кисти, палитры, тычки, салфетки, поставки,

музыкальное произведение для фона (р.н. мелодии), стенд для размещения

работ, «перо Жар – птицы».

Вариативные методы и приемы взаимодействия с детьми в ЗБР:

- Проблемно – игровая ситуация «Перо Жар – птицы» (легенда);

- Вопросы к детям поискового характера (оживление в памяти детей

впечатлений от живого наблюдения);

- Привлечение детей к оживлению в памяти детей способов изображения

знакомых элементов;

- Дополнительные индивидуальные поисковые ситуации с апробацией

построения композиции, изображением отдельных элементов;

- Обыгрывание создаваемых узоров;

- Игровой анализ готовых работ «Найди узор, о котором расскажу» .

Ход деятельности.

Организационный момент. Придя в группу, приглашаю детей в помещение

изостудии.

I

. Мотивационная часть (3-5 мин.)

Восп.: Ребята, мы с вами знаем, что наш город известен не только в нашей

стране, но и во всем мире. Чем же он так прославился? ( Хохломой).

Скажите, как называют наш город? (Столицей золотой Хохломы).

- Да, всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ею, русские люди

издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, красоту природы,

но и создавали

простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной

росписью,

в

которой

оживали

любимые

природные

мотивы. Истинными

произведениями

искусства

становятся

эти

предметы

красивой

формы,

удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним

и

относится

Хохлома. Откуда же появилось это удивительное хохломское искусство?

(Обращаю внимание на перо Жар – птицы)

Восп.: Мне в руки попало перо – перо Жар – птицы, непростое перо,

сказочное, которое, я думаю, и поведает нам легенду о Хохломе.

Разное рассказывают старики. Говорят, что будто давным – давно

поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол и

лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и

птицам, прилетавшим к избе, пшена не забывал насыпать. Вот как –

то прилетела к его порогу жар – птица. Он и ее угостил пшеном.

Вдруг

птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке – и чашка

стала золотой.

Это, конечно, легенда, сказка. Но не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта

удивительная, сказочная рукотворная красота? Возможно. А в наше время

хохломские художники, как сказочные волшебники, создают своими руками

эту

чудесную

хохломскую

сказку

(обращаю

внимание

на

предметы

образцы, расписанные художниками, расставленные на столе).

«Руки дивной художницы

Выводили узор

На Россию похожие

Чернь земли, алость зорь…»

Восп. : Много хороших слов можем сказать о Хохломе, и, думаю, перо Жар

– птицы нам в этом поможет – игра «Назови слово» (предлагаю детям

подобрать слово – определение (какая?) к слову «Хохлома», назвать его,

передавая при этом перо друг другу).

- А вам,

ребята, хотелось

бы сегодня побыть художниками по росписи

изделий? (Ответы детей)

- Тогда я предлагаю пройти в нашу «мастерскую» и выбрать подготовленные

силуэтные изображения (дети

рассматривают стилизованные предметы

из бумаги, называют их: «чашка», «поставок», «кадочка» и др.; выбирают

и рассаживаются за столы).

II. Основная

часть (20 – 22 мин.)

Восп.: Выбрали? А теперь, немного подумав, поделитесь с нами своими

задумками: какие элементы росписи вы будете использовать, как строить

узор, какой цвет краски возьмете в соответствии с фоном?

(2-3 ответа детей):

- Я украшу красный поставок желтыми ромашками и черной травкой;

- Свое «изделие» я украшу красными ягодами рябины и рябиновыми

листочками;

- А я нарисую красивые желтые ромашки, добавлю зеленые листочки –

трилистники, черные завитушки травки, которые украшу красными

ягодками рябины.

Восп.: Но прежде чем начать рисовать, нам необходимо уточнить

последовательность рисования элементов росписи.

(Ответы детей или напоминаю сама)

- Сначала наводится веточка – завиток плавным неотрывным движением,

концом кисти (дети «прорисовывают» завиток в воздухе движением руки);

- Затем рисуются основные элементы: ягоды или цветы, листья; после этого

узор оживляется «травкой».

(Дети

рисуют,

звучит

негромкая музыка –

попурри

на

темы

русских

народных

песен,

воспитатель

руководит

деятельностью

детей

вариативные методы и приемы в ЗБР):

-Как хорошо, что ты не поторопился, а все хорошенько продумал…

-Не спеши, попробуй провести завиток другим концом кисточки.

- Как ты думаешь, как лучше расположить завиток? Куда веточке удобнее

расти? Где больше места?

- Я думаю, ты очень удачно подобрал цвет краски. Ведь красные ягодки на

черном фоне смотрятся очень ярко.

- Подумай, какой цвет выбрать для ромашки?

-Чем

заканчивается

завиток

в

растительном

узоре?

Пойди,

посмотри

на

Хохломские изделия.

Обыгрывание создаваемых изображений:

- Вика, какой замечательный завиток…Кудрявый, ветвистый.

- Очень хочется увидеть, Егор, как «расцветают» ромашки в твоем узоре,

«поспевают» ягодки.

-Как красиво нарисован завиток в твоем узоре, будто растет на глазах,

тянется.

-Необыкновенно красивая травка у тебя в узоре: золотом отливает, так и

кудрится, волнуется.

-Какие необычные черные ромашки в твоем узоре, Даша, а листочки

зубчатые из-за них выглядывают. Словно радуются. Но не забудь оживить

узор. Как это лучше сделать?

- Маша, как красиво нарисован завиток в твоем узоре, будто растет на глазах,

тянется, завивается!

III. Рефлексия. Анализ выполненных работ.

Воспитатель:

Посмотрите,

ребята,

как

преобразились

предметы,

украшенные

вами:

вьются

травы,

расцвели

необыкновенные

цветы,

рассыпались по веточкам спелые ягодки.

Так хочется рассказать о каждой работе (предлагаю поиграть) - игровое

упражнение

«Найди

узор,

о

котором

расскажу»

(загадки

описания

сначала загадывает педагог, давая образец описания, затем дети):

1. По желтому фону поставца вьется тонкий легкий завиток, будто прячутся

нежные

зеленые

листочки

и

висят

на

травинках,

словно

блестящие

на

солнце, ягодки красной смородины;

2.На поверхности этого изделия расцвели и вовсе нигде не виданные цветы;

3.На этой тарелке изображен легкий ажурный узор: резные листочки, крупные

завитки

«травки»,

по

которым

словно

«рассыпались»

ягодки

черной

смородины.

4. В этом узоре – яркая гроздь рябины, похожая на ту, которую мы с вами

рассматривали на прогулке. А яркая, солнечная «травка» так и стелется,

колышется, растет…

Читают стихи:

«Хохлома, хохлома, «Кисть хохломская,

Наше чудо дивное! Большое спасибо!

Мы рисуем Хохлому – Сказывай сказку

Красоту невиданную. Для радости жизни.

Рисовали «травку» Ты как душа у народа красива,

Солнечною краской, Ты, как и люди, служишь Отчизне!»

А цветы – огоньки-

Алой краской от зари…»

Рефлексия:

Восп.: Скажите, ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Может

быть что – то у вас получилось впервые? А что особенно запомнилось?

(ответы детей)

- Ну, что же, ребята, вы хорошо потрудились, думаю, что вы - будущие

продолжатели традиций народного искусства.

А перо Жар – птицы мы сохраним в нашем музее, чтобы узнать от него другие

сказы и легенды.



В раздел образования




Яндекс.Метрика