Автор: Горохова Вера Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: город Семёнов Нижегородская обл.
Наименование материала: методическая разработка конспекта ОД
Тема: "Путешествие за пером Жар - птицы"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ « Детский сад №8 «Сказка»
Конспект
организованной образовательной деятельности для
воспитанников 6 – 7 лет
(ОО «Художественно – эстетическое развитие»)
«
Путешествие за пером Жар - птицы»
Подготовила и провела: В.А.Горохова,
педагог дополнительного образования
г. Семенов
2017г.
Цель: художественно – эстетическое и социально - личностное развитие
воспитанников средствами народного декоративного искусства хохломской
росписи.
Задачи:
-
Содействовать
развитию инициативного
и
осознанного
интереса
к
народному декоративно – прикладному искусству Хохломской росписи, его
истокам, традициям росписи.
-
Формировать у детей обобщенные представления
в процессе создания
композиции узора, учитывая при этом характерные особенности исходной
формы, стиль композиции,
ритм
в расположении элементов, колорит
росписи (сочетание цвета фона и элементов растительного узора).
-
Упражнять
в
наведении
«завитка»:
рисовании
тонких
плавных
линий
концом кисти, подборе цвета краски под фон силуэта «изделия».
- Развивать
способность
воспитанников
проявлять самостоятельность,
творчество
при
создании
узоров,
направлять
их
на
предварительное
планирование своего рисунка и оригинальное его выполнение;
-
Закреплять
технические
умения
и
навыки
воспитанников:
умение
правильно держать кисть тремя пальцами, приемы работы с палитрой;
- Стимулировать и поддерживать речевую и эмоциональную активность и
инициативу.
Предварительная работа: рассматривание предметов – образцов народного
декоративного искусства, чтение художественной литературы, рисование по
мотивам
хохломской
росписи,
индивидуальная
работа
по
составлению
узоров: д/игры «Составь узор», «Дорисуй».
Материал
и
оборудование: силуэтные
изображения
изделий
промысла
(предметы быта), краски гуашь, кисти, палитры, тычки, салфетки, поставки,
музыкальное произведение для фона (р.н. мелодии), стенд для размещения
работ, «перо Жар – птицы».
Вариативные методы и приемы взаимодействия с детьми в ЗБР:
- Проблемно – игровая ситуация «Перо Жар – птицы» (легенда);
- Вопросы к детям поискового характера (оживление в памяти детей
впечатлений от живого наблюдения);
- Привлечение детей к оживлению в памяти детей способов изображения
знакомых элементов;
- Дополнительные индивидуальные поисковые ситуации с апробацией
построения композиции, изображением отдельных элементов;
- Обыгрывание создаваемых узоров;
- Игровой анализ готовых работ «Найди узор, о котором расскажу» .
Ход деятельности.
Организационный момент. Придя в группу, приглашаю детей в помещение
изостудии.
I
. Мотивационная часть (3-5 мин.)
Восп.: Ребята, мы с вами знаем, что наш город известен не только в нашей
стране, но и во всем мире. Чем же он так прославился? ( Хохломой).
Скажите, как называют наш город? (Столицей золотой Хохломы).
- Да, всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ею, русские люди
издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, красоту природы,
но и создавали
простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной
росписью,
в
которой
оживали
любимые
природные
мотивы. Истинными
произведениями
искусства
становятся
эти
предметы
–
красивой
формы,
удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним
и
относится
Хохлома. Откуда же появилось это удивительное хохломское искусство?
(Обращаю внимание на перо Жар – птицы)
Восп.: Мне в руки попало перо – перо Жар – птицы, непростое перо,
сказочное, которое, я думаю, и поведает нам легенду о Хохломе.
Разное рассказывают старики. Говорят, что будто давным – давно
поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол и
лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и
птицам, прилетавшим к избе, пшена не забывал насыпать. Вот как –
то прилетела к его порогу жар – птица. Он и ее угостил пшеном.
Вдруг
птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке – и чашка
стала золотой.
Это, конечно, легенда, сказка. Но не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта
удивительная, сказочная рукотворная красота? Возможно. А в наше время
хохломские художники, как сказочные волшебники, создают своими руками
эту
чудесную
хохломскую
сказку
(обращаю
внимание
на
предметы
–
образцы, расписанные художниками, расставленные на столе).
«Руки дивной художницы
Выводили узор
На Россию похожие
Чернь земли, алость зорь…»
Восп. : Много хороших слов можем сказать о Хохломе, и, думаю, перо Жар
– птицы нам в этом поможет – игра «Назови слово» (предлагаю детям
подобрать слово – определение (какая?) к слову «Хохлома», назвать его,
передавая при этом перо друг другу).
- А вам,
ребята, хотелось
бы сегодня побыть художниками по росписи
изделий? (Ответы детей)
- Тогда я предлагаю пройти в нашу «мастерскую» и выбрать подготовленные
силуэтные изображения (дети
рассматривают стилизованные предметы
из бумаги, называют их: «чашка», «поставок», «кадочка» и др.; выбирают
и рассаживаются за столы).
II. Основная
часть (20 – 22 мин.)
Восп.: Выбрали? А теперь, немного подумав, поделитесь с нами своими
задумками: какие элементы росписи вы будете использовать, как строить
узор, какой цвет краски возьмете в соответствии с фоном?
(2-3 ответа детей):
- Я украшу красный поставок желтыми ромашками и черной травкой;
- Свое «изделие» я украшу красными ягодами рябины и рябиновыми
листочками;
- А я нарисую красивые желтые ромашки, добавлю зеленые листочки –
трилистники, черные завитушки травки, которые украшу красными
ягодками рябины.
Восп.: Но прежде чем начать рисовать, нам необходимо уточнить
последовательность рисования элементов росписи.
(Ответы детей или напоминаю сама)
- Сначала наводится веточка – завиток плавным неотрывным движением,
концом кисти (дети «прорисовывают» завиток в воздухе движением руки);
- Затем рисуются основные элементы: ягоды или цветы, листья; после этого
узор оживляется «травкой».
(Дети
рисуют,
звучит
негромкая музыка –
попурри
на
темы
русских
народных
песен,
воспитатель
руководит
деятельностью
детей
–
вариативные методы и приемы в ЗБР):
-Как хорошо, что ты не поторопился, а все хорошенько продумал…
-Не спеши, попробуй провести завиток другим концом кисточки.
- Как ты думаешь, как лучше расположить завиток? Куда веточке удобнее
расти? Где больше места?
- Я думаю, ты очень удачно подобрал цвет краски. Ведь красные ягодки на
черном фоне смотрятся очень ярко.
- Подумай, какой цвет выбрать для ромашки?
-Чем
заканчивается
завиток
в
растительном
узоре?
Пойди,
посмотри
на
Хохломские изделия.
Обыгрывание создаваемых изображений:
- Вика, какой замечательный завиток…Кудрявый, ветвистый.
- Очень хочется увидеть, Егор, как «расцветают» ромашки в твоем узоре,
«поспевают» ягодки.
-Как красиво нарисован завиток в твоем узоре, будто растет на глазах,
тянется.
-Необыкновенно красивая травка у тебя в узоре: золотом отливает, так и
кудрится, волнуется.
-Какие необычные черные ромашки в твоем узоре, Даша, а листочки
зубчатые из-за них выглядывают. Словно радуются. Но не забудь оживить
узор. Как это лучше сделать?
- Маша, как красиво нарисован завиток в твоем узоре, будто растет на глазах,
тянется, завивается!
III. Рефлексия. Анализ выполненных работ.
Воспитатель:
Посмотрите,
ребята,
как
преобразились
предметы,
украшенные
вами:
вьются
травы,
расцвели
необыкновенные
цветы,
рассыпались по веточкам спелые ягодки.
Так хочется рассказать о каждой работе (предлагаю поиграть) - игровое
упражнение
«Найди
узор,
о
котором
расскажу»
(загадки
–
описания
сначала загадывает педагог, давая образец описания, затем дети):
1. По желтому фону поставца вьется тонкий легкий завиток, будто прячутся
нежные
зеленые
листочки
и
висят
на
травинках,
словно
блестящие
на
солнце, ягодки красной смородины;
2.На поверхности этого изделия расцвели и вовсе нигде не виданные цветы;
3.На этой тарелке изображен легкий ажурный узор: резные листочки, крупные
завитки
«травки»,
по
которым
словно
«рассыпались»
ягодки
черной
смородины.
4. В этом узоре – яркая гроздь рябины, похожая на ту, которую мы с вами
рассматривали на прогулке. А яркая, солнечная «травка» так и стелется,
колышется, растет…
Читают стихи:
«Хохлома, хохлома, «Кисть хохломская,
Наше чудо дивное! Большое спасибо!
Мы рисуем Хохлому – Сказывай сказку
Красоту невиданную. Для радости жизни.
Рисовали «травку» Ты как душа у народа красива,
Солнечною краской, Ты, как и люди, служишь Отчизне!»
А цветы – огоньки-
Алой краской от зари…»
Рефлексия:
Восп.: Скажите, ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Может
быть что – то у вас получилось впервые? А что особенно запомнилось?
(ответы детей)
- Ну, что же, ребята, вы хорошо потрудились, думаю, что вы - будущие
продолжатели традиций народного искусства.
А перо Жар – птицы мы сохраним в нашем музее, чтобы узнать от него другие
сказы и легенды.