Автор: Дьяченко Надежда Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад"Журавленок"г.Надым"
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература в воспитании ребенка
Раздел: дошкольное образование
«Художественная литература в воспитании ребенка».
«Пусть течёт всё свободно,
без применения насилия»
Я.А.Коменский.
Еще Я.А. Коменский утверждал, что даже природа развивается по своим законам. Человек
является частью природы. Природа-не повторимая красота, которая формирует развитие и
воспитание духовности человека.
Первостепенная задача – формирование духовности и
нравственности личности указана в законе РФ «Об образовании». В наше время эта проблема
является актуальной, особое внимание уделяется развитию и формированию экологического
познания у подрастающего поколения. Формирования этих качеств нужно начинать с
детства. Необходимо заложить в детей важность сознания, о том, что все живое окружающее
человека нуждается в чистоте окружающего мира. Знакомя детей с принципами здорового
образа жизни формируются, здоровье нации и благополучие будущего поколения нашего,
общества. Элита нашего общества философы, поэты, художники посвящали свои труды этой
теме. В наше время проблема экологического равновесия стоит очень остро. Задача
образования сформировать экологическую грамотность детей, для возможности
восстановления состояния нашей планеты и сохранения её.
В законе «Об образовании» принятом ФГОС воспитание и обучение предполагает,
использование деятельных форм, обладающих соответствующим содержанием.
В формировании экологической грамотности детей используются разнообразные
методы и приёмы.
- тематическое использование ИКТ;
- проектной деятельности; (краткосрочные, долгосрочные)
- организация кружковой работы по экспериментированию «Эрудит»;
- экологические экскурсии; (парк, дом природы, выставочный зал)
- экологические викторины и конкурсы;
- экологические игры;
- выставки детских рисунков;
- неделя доброты;
- просмотр авторских презентаций: «Чум – жилище ненца», «Мой Ямал», «Красная
книга нашего края»;
- чтение экологических сказок;
- широкое использование художественной литературы о природе, о животных.
Использование художественной литературы для детей о природе, способствует
развитию сознания, чувства понимания красоты и бережного отношения к ней. Описание
красоты окружающего миры в литературе формирует у ребенка удивительное восприятие,
создает познавательный интерес к природе.
В детской литературе, в своих произведениях, поэты и писатели, описывают героев
доступным и понятным языком ребенку, муху, и комара, и паучка. Ещё с раннего детства
взрослые стараются окружить ребенка добром и лаской, пытаются привить ему умение
беречь и любоваться всем живым, его. Для достижения этой цели еще в младшем возрасте,
используются художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы,
поговорки, загадки. Взрослея у малыша, будет формироваться опыт строить
взаимоотношения с людьми, которые в будущем будут окружать малыша.
В списке рекомендуемой литературы, указаны: произведения А.С. Пушкина, Ф.И.
Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина,
В.В.Бианки, и другие.
В наше время, очень остро стоит вопрос, что читать и как читать ребёнку. Взрослый
человека должен научить ребенка любить литературу, формировать потребность и любовь и
интерес к чтению.
Знакомство ребёнка с произведением, происходит развитие памяти, внимания,
мышления, воображения, смыслового восприятия, увеличение словарного запаса. Литература
способствует расширению представления ребенка о человеческой сущности. Он начинает
понимать, что такое дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство.
Ребенок начинает знакомиться с окружением еще задолго до того, как он начнёт говорить и
начнёт ходить. Ребенок дошкольник быстрее начинает развиваться, у него формируется
воображение, которое помогает, строить игру и ему становится интересней воспринимать
художественных произведений.
Начиная знакомить малыша с произведением, необходимо осознавать, что потребуется много
терпения на длительную работу, в будущем раскроются в ребенке те качества характера,
которые вы пытались в нем развить.
Нужно умело подбирать произведения для чтения малыша. Понятые для ребенка
рассказы о поведении птиц Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова. книги В.Танасийчука
«Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?» расскажут о насекомых. В произведениях
Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают строением листа и его значении. В
рассказах А.Огнева «На лесной поляне» малыши познакомятся с разнообразием
растительного мира.
С младшего возраста малыш эмоционально воспринимает поэтическое слово.
В стихах происходит описание природы, оставляющий след в памяти ребёнка, это
помогает в формировании, воспитании уважительного отношения к родной природе и
родному краю, как Родине.
Дома подирая в библиотеку книги для чтения о природе, нужно учитывать доступность
и понятность ребенку, а также использовать картины разных художников, изображающих
природу. Используя данные рекомендации, вы сможете помочь ребенку любить природу и
сформируете у него навыки общения, сохранения неповторимой красоты окружающего мира.
Список литературы:
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н.
Прохоровой), – М.: АРКТИ, 2004;
- Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006;
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного
воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.