Напоминание

Художественная литература в воспитании ребенка


Автор: Дьяченко Надежда Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад"Журавленок"г.Надым"
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература в воспитании ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Художественная литература в воспитании ребенка».

«Пусть течёт всё свободно,

без применения насилия»

Я.А.Коменский.

Еще Я.А. Коменский утверждал, что даже природа развивается по своим законам. Человек

является частью природы. Природа-не повторимая красота, которая формирует развитие и

воспитание духовности человека.

Первостепенная задача – формирование духовности и

нравственности личности указана в законе РФ «Об образовании». В наше время эта проблема

является актуальной, особое внимание уделяется развитию и формированию экологического

познания у подрастающего поколения. Формирования этих качеств нужно начинать с

детства. Необходимо заложить в детей важность сознания, о том, что все живое окружающее

человека нуждается в чистоте окружающего мира. Знакомя детей с принципами здорового

образа жизни формируются, здоровье нации и благополучие будущего поколения нашего,

общества. Элита нашего общества философы, поэты, художники посвящали свои труды этой

теме. В наше время проблема экологического равновесия стоит очень остро. Задача

образования сформировать экологическую грамотность детей, для возможности

восстановления состояния нашей планеты и сохранения её.

В законе «Об образовании» принятом ФГОС воспитание и обучение предполагает,

использование деятельных форм, обладающих соответствующим содержанием.

В формировании экологической грамотности детей используются разнообразные

методы и приёмы.

- тематическое использование ИКТ;

- проектной деятельности; (краткосрочные, долгосрочные)

- организация кружковой работы по экспериментированию «Эрудит»;

- экологические экскурсии; (парк, дом природы, выставочный зал)

- экологические викторины и конкурсы;

- экологические игры;

- выставки детских рисунков;

- неделя доброты;

- просмотр авторских презентаций: «Чум – жилище ненца», «Мой Ямал», «Красная

книга нашего края»;

- чтение экологических сказок;

- широкое использование художественной литературы о природе, о животных.

Использование художественной литературы для детей о природе, способствует

развитию сознания, чувства понимания красоты и бережного отношения к ней. Описание

красоты окружающего миры в литературе формирует у ребенка удивительное восприятие,

создает познавательный интерес к природе.

В детской литературе, в своих произведениях, поэты и писатели, описывают героев

доступным и понятным языком ребенку, муху, и комара, и паучка. Ещё с раннего детства

взрослые стараются окружить ребенка добром и лаской, пытаются привить ему умение

беречь и любоваться всем живым, его. Для достижения этой цели еще в младшем возрасте,

используются художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы,

поговорки, загадки. Взрослея у малыша, будет формироваться опыт строить

взаимоотношения с людьми, которые в будущем будут окружать малыша.

В списке рекомендуемой литературы, указаны: произведения А.С. Пушкина, Ф.И.

Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина,

В.В.Бианки, и другие.

В наше время, очень остро стоит вопрос, что читать и как читать ребёнку. Взрослый

человека должен научить ребенка любить литературу, формировать потребность и любовь и

интерес к чтению.

Знакомство ребёнка с произведением, происходит развитие памяти, внимания,

мышления, воображения, смыслового восприятия, увеличение словарного запаса. Литература

способствует расширению представления ребенка о человеческой сущности. Он начинает

понимать, что такое дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство.

Ребенок начинает знакомиться с окружением еще задолго до того, как он начнёт говорить и

начнёт ходить. Ребенок дошкольник быстрее начинает развиваться, у него формируется

воображение, которое помогает, строить игру и ему становится интересней воспринимать

художественных произведений.

Начиная знакомить малыша с произведением, необходимо осознавать, что потребуется много

терпения на длительную работу, в будущем раскроются в ребенке те качества характера,

которые вы пытались в нем развить.

Нужно умело подбирать произведения для чтения малыша. Понятые для ребенка

рассказы о поведении птиц Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова. книги В.Танасийчука

«Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?» расскажут о насекомых. В произведениях

Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают строением листа и его значении. В

рассказах А.Огнева «На лесной поляне» малыши познакомятся с разнообразием

растительного мира.

С младшего возраста малыш эмоционально воспринимает поэтическое слово.

В стихах происходит описание природы, оставляющий след в памяти ребёнка, это

помогает в формировании, воспитании уважительного отношения к родной природе и

родному краю, как Родине.

Дома подирая в библиотеку книги для чтения о природе, нужно учитывать доступность

и понятность ребенку, а также использовать картины разных художников, изображающих

природу. Используя данные рекомендации, вы сможете помочь ребенку любить природу и

сформируете у него навыки общения, сохранения неповторимой красоты окружающего мира.

Список литературы:

- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н.

Прохоровой), – М.: АРКТИ, 2004;

- Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006;

- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного

воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.



В раздел образования




Яндекс.Метрика