"Тропа здоровья как средство улучшения эмоциональнопсихического состояния дошкольников"
Автор: Шаламова Антонина Александровна Должность: инструктор по физическому воспитанию Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №282" г.о. Самара Населённый пункт: г. Самара, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Тропа здоровья как средство улучшения эмоциональнопсихического состояния дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Актуальность:
К сожалению, с каждым годом здоровье детей
становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями,
либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в
хронические. Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для
формирования физического и психического здоровья дошкольников.
Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие
рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса
формирования физически развитой личности. От работ А.Ф. Лазурского и Г.Я.
Трошина до работ современных исследователей, мы можем проследить
достаточно глубокие взаимосвязи между появлением личностных
новообразований, физическим развитием и особенностями эмоциональной
сферы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н.
Леонтьев, Л.И. Божович)
.
Аннотация: В
статье
представлена
информация
о
комплексе
мероприятий,
направленных
на
улучшение
эмоциональнопсихического
состояния у дошкольников в условиях образовательного учреждения. В период
летней
оздоровительной
компании
для
здоровьесбережения
дошкольников
используется «тропа здоровья» с фитонцидными зонами.
Ключевые
слова: эмоциональнопсихическое состояние, фитонцидные
зоны, закаливание, здоровьесбережение, «тропа здоровья».
Приоритетными
направлениями
деятельности
Муниципального
дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского –
сада №282 городского округа Самара (далее – МБДОУ) являются улучшение
эмоциональнопсихического
состояния и укрепление здоровья дошкольников,
приобщение
их
к
ценностям
здорового
образа
жизни
и
охрана
жизни
дошкольников.
Деятельность МДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится
на
основе
нормативно-правовых
документов
федерального,
регионального,
муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом,
программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.
В
МБДОУ
создана
необходимая
материально-техническая
база
для
укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его
территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы
спортивный зал, уголки здоровья, спортивная площадка.
В период летней оздоровительной кампании особое внимание уделяется
эмоциональнопсихическому состоянию и здоровьесбережению дошкольников.
В
оздоровительную
компанию
вовлечены
все
участники
образовательного
процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными
средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух,
вода.
Для
укрепления
здоровья
детей
в
летний
период
с
использованием
е сте ственных,
природных,
целительных
факторов
в
МБДОУ
оборудована "Тропа здоровья".
Основными целями организации " Тропы здоровья " являются:
улучшение эмоциональнопсихического состояния детей;
приобщение детей к здоровому образу жизни;
улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;
профилактика плоскостопия;
улучшение координации движения;
повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
Описание «тропы здоровья».
На территории нашего дошкольного учреждения на протяжении многих
лет функционирует «Тропа здоровья» - это пешеходная дорожка с участками
различных природных материалов (гравий, песок, крупные камни, древесная
стружка и т.д.). Длина дорожки 400 м.
Поверхность дорожки, состоящая из участков с различными природными
материалами,
оказывает
дозированное
стимулирующее
воздействие
на
биологически активные точки (БАТ), заложенные в коже стопы дошкольников.
Раздражителями являются: мелкий и крупный песок; галька крупная и мелкая;
крупные
и
гладкие
графитные
камни;
скошенная
трава,
опилки,
холм
с
деревянными
ступеньками.
Вдоль
«тропы
здоровья»
высажены
растения
–
фитонцидоносители:
можжевельник,
туя,
мята,
календула.
Концентрация
фитонцидов
на
отдельных
участках
тропы
в
воздухе
на
уровне
дыхания
дошкольников
достигает
предельных
значений,
что
обуславливает
высокий
оздоровительный
эффект
в
комплексе
с
закаливанием
стоп
при
ходьбе
по
участкам с природными материалами. Это способствует более качественному
дыханию, снятию бронхоспазмов, снижению артериального давления, кроме
того улучшению настроения, снятию нервного напряжения.
Во время пребывания в детском саду, ребенок переживает множество
стрессовых
ситуаций. Учеными доказано, что лучшим средством для снятия
нервного напряжения является физическая нагрузка, а использование «тропы
здоровья» является универсальным средством снятия стрессового состояния.
Хождение босиком по «тропе здоровья» – это лечебно-профилактическая и
оздоровительная
процедура,
выполнение
которой
проходит
под
контролем
инструктора по ФИЗО и старшей медицинской сестры.
Методика использования «Тропы здоровья».
Перед тем, как пойти по «тропе здоровья», следует присесть на скамеечку
и провести самомассаж стоп: обхватить одной рукой стопу и уложить её на
колено. Другой рукой сделать несколько разминающих движений в направлении
от
пятки
к
пальцам,
обращая
внимание
на
энергичное
растирание
и
поколачивание
свода
стопы.
Этим
снимается
неприятное
ощущение,
появляющееся при прохождении первых участков «тропы здоровья».
Пользоваться
«тропой
здоровья»
следует
постепенно,
по
определенным
режимам с учетом состояния здоровья и степени закаленности дошкольников.
При
недомогании
повышенной
температуре
тела
пользование
«тропой
здоровья»
не
рекомендуется.
Если
во
время
закаливающей
процедуры
появились
признаки
острого
недомогания,
резкие
боли,
головокружение,
тошнота, микротравмы на стопах или ушибы на других участках тела, например
при падении, необходимо процедуры прекратить и обратиться за обращением к
медицинской сестре в медицинский пункт.
При
пользовании
«тропой
здоровья»
не
рекомендуется
отвлекаться,
громко разговаривать, обмениваться репликами, делать какие-либо замечания
другим лицам, принимающими эту процедуру. Во время выполнения этого вида
закаливания
следует
соблюдать
темп
и
продолжительность
ходьбы,
назначенные инструктором по ФИЗО.
Ходьба
по
«тропе
здоровья»
обязательно
сочетается
с
проведением
глубоких дыхательных упражнений через каждые 75-100 метров по 5-6 вдохов и
выдохов. При этом следует обращать внимание на выдох. Он должен быть
достаточно
глубоким.
Для
этого
следует
на
выдохе
сжать
грудную
клетку
скрещиванием рук и втягиванием во внутрь брюшной стенки живота.
После
завершения
процедуры
закаливающей
ходьбы
обмыть
стопы
в
ванне проточной водой, растереть их полотенцем и надеть обувь.
Для
получения
прочного
и
длительного
оздоравливающего
эффекта
рекомендуется использовать «тропу здоровья» не менее 3 –х раз в неделю в
течении 3 –х месяцев, затем перерыв месяц. Далее курс можно повторить.
Ежедневное использование "тропы здоровья" в летний оздоровительный
период позволили добиться следующих результатов:
улучшение
эмоциональнопсихического
состояния
дошкольников
(увеличение посещаемости в летний период);
улучшение и укрепление иммунной системы организма;
снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний
период (снижение уровня заболеваемости на 15,2%);
тренировка
и
качественное
улучшение
работы
стопоназального
рефлекса;
предотвращение
и
уменьшение
развития
плоскостопия
у
дошкольников;
предотвращение
развитие
ультрафиолетового
гол од а н и я ,
следовательно, развития рахита у дошкольников;
положительная динамика ростовесовых показателей;
формирование
правильной
осанки,
улучшение
ее
у
детей
с
нарушением опорнодвигательного аппарата;
Заключение.
Использование
«тропы
здоровья»
в
период
летней
оздоровительной
компании
способствовало
снижению
психоэмоционального
напряжения
дошкольников: улучшению состояния вегетативной нервной системы, выходу
всех
негативных
эмоций,
формированию
положительного
эмоционального
фона,
способствующего
появлению
эмоций
радости
и
ощущения
общего
спокойствия; стабильно повышая настроение и обеспечивая снижение уровня
тревожности дошкольников.
Список литературы
1.
Вераксы, Н. Е. Комаровой, Т. С.
Васильевой М. А. «От рождения до
школы»
Основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования, под ред. М.: Издательство: Мозаика-Синтез, 2013.
2.
Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и
психических процессов детей дошкольного возраста на основе
дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный
олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный
конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
3.
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века.
/Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.:
АРКТИ, 2000, С-88
4.
Концепция физического образования детей и подростков// Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка, 2003 - №1. - С. 5-10.
5.
Никонорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С.
Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций".
7.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
8.
Чупаха,
И.В.
Программа
«Здоровый
ребёнок»
в
рамках
реализации
программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практический
сборник инновационного опыта. Ставрополь: «Народное образование»,
2003 г.