Автор: Сабурова Татьяна Петровна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГАПОУ НПК г. Нефтекамск
Населённый пункт: город Нефтекамск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Феминизация библиотечных трудовых коллективов: историко – социологический аспект
Раздел: среднее профессиональное
1
Феминизация библиотечных трудовых коллективов: историко –
социологический аспект
До развития классового общества труд женщины имел домашний
характер и оставался таковым длительное время.
Жизнь женщины была
ограничена семейными рамками. Общественная оценка женщины связана
была
преимущественно
с
такими
функциями,
как
продолжение
рода,
создание семейного комфорта, воспитание детей. Главная сфера деятельности
женщины, - писал
английский писатель, просветитель и общественный
деятель Аддисон (1672-1719), - это «ее туалет, а первейшей важности занятие
- держать волосы в порядке…более серьезное занятие для нее – шитье и
вышиванье, а самая трудная работа – приготовление желе и варенья».
Меньшее значение придавалось оценке женщины как интеллектуального,
духовно самостоятельного существа, способного к полноправному и равному
с мужчинами социальному поведению.
Не деятельная, а вдохновительная роль женщин в культурном наследии
подчеркивалась русскими философами: В. С. Соловьевым, С. Н. Булгаковым,
Н.
Н.
Бердяевым,
В.
В.
Розановым,
В.
И.
Ивановым.
Поэтому
важным
обстоятельством ХVIII столетия следует отметить зарождение у российских
женщин потребности в общественном, профессиональном труде, стремления
к
экономической
независимости.
Это
обстоятельство
являет ся
принципиально важным для выработки правильного понимания изменения
ситуации
женщины
в
русском
обществе
в
последующее
время,
так
как
русские женщины долгое время были лишены права участвовать не только в
государственном управлении, но и работать в государственных канцеляриях
(по повелению от 14 янв. 1871 г.). Желание быть общественно полезными
осуществлялось путем расширения женского образования.
Приведем некоторые примеры. Первой студенткой Петербургского
университета
является Н. И. Корсини, после которой
в его аудиториях
появляется ее сестра Екатерина, затем А. П. Блюммер, М. А. Богданова, Н. П.
и А. П. Сусловы (первой женщиной в Европе, получившей медицинский
2
диплом,
была
Н.
П.
Суслова),
М.
А.
Бокова,
М.
М.
Коркунова,
М.
А.
Обручева, Е. Н. и П. Н. Пыпины и другие. Во второй половине ХIХ века в
России значительно возросло количество женских педагогических заведений,
готовящих гувернанток, домашних учительниц, экономок, нянек. В 1870 г.
было получено разрешение военного министра Милютина на открытие при
медико-хирургической академии «особого 4-годичного курса для образования
ученых
акушерок».
Выбор
женщинами
профессии
врача
был
во
многом
обусловлен понятием общественной пользы. В 1878 г. стараниями М. В.
Трубниковой,
Н.
В.
Стасовой,
Е.
Г.
Бекетовой
открылись
Бестужевские
высшие женские курсы, имевшие два факультета – историко-филологический
и
физико-математический.
Благодаря
активисткам
во
главе
с
А.
П.
Философовой они продолжали существовать вплоть до начала ХХ века.
В необходимости общественно – полезного труда женщин убеждала
первая в истории женщина политэконом М. Н. Вернадская. В своих трудах
«Женский труд», «Еще о женском труде» она подчеркивала, что лишь труд и
материальная
самостоятельность
могут
дать
некоторую
независимость
женщине.
Обращалась
М.
Н.
Вернадская
не
к
крестьянкам
и
простолюдинкам,
для
которых
труд
был
уделом
с
раннего
детства
до
старости, а к женщинам из интеллигентных, помещичьих и чиновничьих
семей, привлекая их к овладению профессией.
Однако предрассудок против женского труда в обществе был так силен,
что «женщина скорее решится на действительно позорный поступок, чем на
то, чтобы честным трудом добывать себе пропитание». М. Н. Вернадская
отстаивала
идею
необходимости
женского
труда
как
«источника
независимости». «Не стесняйте деятельности женщины, - призывала М. Н.
Вернадская, - не заключайте ее насильно в семейный круг, не готовьте ее
исключительно
к
выполнению
той
или
иной
обязанности,
признайте
ее
человеком, и – она никогда не бросит своего семейства, а будет полезна…для
себя и для семейства и для общества». Отстаивая идею женского труда, М. Н.
Вернадская отмечала, что «не все женщины способны» и поэтому не все
3
желают
участвовать
в
общественном
производстве.
Но
есть
женщины,
которые
не
предрасположены
к
занятиям
в
семье
и
не
готовы
быть
воспитательницами своих детей.
Таким образом, важным направлением в женском движении в России
конца
ХIХ
–
начала
ХХ
вв.
следует
считать
начало
участия
женщин
в
общественном
производстве,
обеспечение
своей
экономиче ской
самостоятельности.
Прогрессивность участия женщин в общественном производстве,
обеспечение их экономической независимости, приобщение к общественно-
политической жизни и пробуждение классового самосознания была отмечена
К. Марксом
и Ф. Энгельсом.
Ими же отмечено выгодное использование
женского труда, свойственное капиталистической формации.
Капиталистическая индустриализация западных стран открыла широкий
доступ в промышленность женщинам и детям. Женский труд становится
массовым. Эпоха машинного производства позволила широко использовать
его, удовлетворяя потребности капиталистического производства в рабочей
силе и извлекая дополнительные прибыли (женщинам платили меньше). В
Англии, «в результате усовершенствований машин, - поясняет Ф. Энгельс, -
…требующая физического напряжения работа все более и более переносится
на машин,
работы взрослых мужчин… сводятся к простому наблюдению,
которое…могут
осуществлять
и
слабосильная
женщина,
и
ребенок,
получающие за это в два или даже в три раза меньшую плату». Поэтому,
численный рост рабочих был велик вследствие усиливающейся замены труда
мужчин трудом женщин и малолетних детей.
В России к началу ХХ века происходит широкое вовлечение женщин
в общественное производство. Быстрый рост применения женского
труда
наблюдался
после
первой
мировой
войны
1914-1918
гг.
на
что
оказали
влияние
экономические,
политические,
социальные
и
демографические
факторы. Рост обусловлен экономической необходимостью в заработке для
самой женщины и ее семьи. Октябрьская революция 1917 г. явилась мощным
4
толчком для освоения женщинами общественно – полезного труда. В одном
из
обращений
к
женщинам
–
работницам,
В.
И.
Ленин
называет
труд
женщины
в
домашнем
хозяйстве
«самым
непроизводительным,..
диким,..
тяжким… Этот труд чрезвычайно мелкий, не заключающий в себе ничего,
что сколько-нибудь способствовало бы развитию женщины». Необходимо,
продолжает
В.
И.
Ленин,
«втянуть
женщину
в
обще ственно-
производительный труд, вырвать ее из “ домашнего рабства “, освободить ее
от подчинения - отупляющего и принижающего…- вот главная задача. Это
борьба длительная, требующая коренной переделки и общественной техники
и нравов…».
В итоге, I Всероссийский съезд работниц, состоявшийся 16-21 ноября 1918
г., собрал 1147 делегаток. Широкое использование труда советских женщин
требовало
получения
ими
полноценного
образования.
Поэтому
дискриминационная политика в отношении получения женщинами высшего
образования
стала
заметно
ослабевать.
Женщины
добились
права
по
окончании
курсов
держать
государственные
и
дипломные
экзамены
и
получать ученые степени.
Воззвание Наркомпроса к гражданам России «О народном просвещении»
от 29 окт. 1917 г. сообщает о «могучей армии народных педагогов, потребных
для всеобщего обучения населения необъятной России», о
«равном и
возможно более высоком образовании для всех граждан», в связи с чем в
1918 г. во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся
обоего пола. Программа Российской Коммунистической партии большевиков
от 18-23 марта 1919 г. отмечала необходимость «проведения бесплатного и
обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего
пола до 17 лет».
В процессе социалистического переустройства общества коренным
образом менялось положение женщины. «Советской властью, как властью
трудящихся, - писал В. И. Ленин, - …был произведен в законодательстве,
касающемся женщины, решительный переворот». «Равенство с мужчиной,
5
продолжает он, - «это «участие в общем производительном труде. Тогда
женщина будет занимать такое положение, как и мужчина».
Принцип равноправия женщины и мужчины законодательно закрепляется
в Конституции СССР 1936 г. в ст. 118, определяющей право на труд, право
на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его
количеством и качеством.
Советский Союз – первое в мире социалистическое государство, в котором
женщина достигла равноправия с мужчиной во всех сферах общественной
жизни. Она может избирать и быть избранной во все органы власти, занимать
любые посты в государственных и хозяйственных органах. «Осуществление
этих прав, - записано в ст. 35 новой Конституции СССР, - «обеспечивается
предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении
образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за
него и продвижении по работе,…а также специальными мерами по охране
труда
и
здоровья
женщин,
созданием
условий,
позволяющих
женщинам
сочетать труд с материнством…». «Партия считает своим долгом, - говорил
на ХХV cъезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, -
проявлять постоянную заботу о женщине, об улучшении ее положения как
участницы трудового процесса, матери и воспитательницы детей и хозяйки
дома». Создаются в 1976 г. постоянные комиссии по вопросам труда и быта
женщин
при
Верховном
Совете
СССР
и
Верховных
Советах
союзных
республик.
Быстрое развитие непроизводственных отраслей народного хозяйства
вызвало ускоренный рост занятости женщин в сфере обслуживания. В 1974 г.
в ней трудилось более 17 млн. женщин: это работники здравоохранения и
социального
обеспечения
(84%), просвещения ( 73%), культуры ( 70%),
Связи ( 68%), торговли и общественного питания ( 76%).
В итоге - женский труд стал важной частью социалистической
организации
труда
в
СССР.
Показатель
трудовой
занятости
советских
6
женщин был наивысшим в мире: Перепись 1970 г. констатировала: из всех
женщин
трудоспособного возраста (от 16 до 54 лет) занято в народном
хозяйстве 82% . В 1979 г. 88,4% женщин, находившихся в трудоспособном
возрасте, работали и учились.
Трудовая активность женщин в СССР росла повсеместно. Показатели
разнятся в зависимости от уровня развития и традиционного образа жизни в
отдельных советских республиках. Наиболее высок показатель в РСФСР,
Белоруссии,
Латвии,
Эстонии,
ниже
–
в
республиках
Средней
Азии
и
Закавказья. Так, в Киргизии женщины
составляли 48%
всех рабочих и
служащих, в Туркмениии-40% .
Таким
образом,
высокая
трудовая
активность
была
обусловлена
объективными причинами: постоянная потребность народного хозяйства в
рабочей силе, в т. ч. и женской, связанная с расширением производства и
созданием новых рабочих
мест, снижением доли тяжелого физического
труда вследствие механизации и автоматизации производства. Была высока
роль
субъективных
факторов,
стимулирующих
вовлечение
женщин
в
общественное производство, таких как заинтересованность в социальных
контактах
и
развитии
своей
личности,
потребность
в
профессиональном
труде,
открывающем
женщине
путь
к
достижению
равноправного
положения в семье и обществе, повышению ее общественной значимости.
Степень использования женского труда была неодинакова в различных
странах.
По
данным
Международного
бюро
труда,
доля
женщин
в
экономически активном населении составила в 1970 г.
в Европе 29,1%, в
Северной Америке 26,6%, в Азии 23,4%, в Африке 23,8% (в кустарном деле,
ремеслах), в Латинской Америке 12,2% (по числу занятых женщин первое
место занимает сфера торговли и услуг и обрабатывающая промышленность:
текстильная,
швейная,
пищевая,
табачная,
обувная;
выросла
численность
женщин,
занятых
на
государственной
службе,
в
банковском
деле,
социальных и культурных учреждениях).
7
На сегодняшний день в России (кроме дальневосточных регионов)
женщины
составляют
большинство
трудоспособного
населения.
В
Экономике России занято свыше 32 млн. ж или 48,9% от общей численности
занятых.
Доминирующим сектором российской экономики выступает сектор
услуг, где сосредоточено почти 2/3 всего занятого населения. Наибольшая
концентрация работающих женщин наблюдается в общественном секторе, в
сфере
услуг,
образовании,
медобслуживании,
торговле,
общественном
питании.