Автор: Кузовкова Елена Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Городского образовательного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла" (МБУ "ГОЦППМСП")
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: Конспект индивидуального занятия
Тема: "Автоматизация звука [л] в словах, предложениях В поисках клада"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Конспект открытого индивидуального занятия на тему:
«Автоматизация звука [л] в словах, предложениях
В поисках клада»
Учитель-логопед:
Кузовкова Е.С.
Орёл, 2015
Цель: автоматизировать звук [л] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях;
упражнять в определении места звука [л] в словах;
упражняться в подборе имен прилагательных к именам существительным;
упражнять в употреблении притяжательных местоимений «мой», «моя»;
упражнять в подборе слов – антонимов;
формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
расширять пассивный и активный словарь;
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух;
Развивать слуховое внимание, зрительную и слуховую память;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать контроль за собственной речью;
воспитывать интерес к занятию.
Оборудование
Карта «Острова в океане»; предметные картинки: теплоход, картинка Лосяша,
лук, лошадь, лампа, лопата, клоун, подсолнух, орел, стол, стул, штурвал, лодки,
сундук с кладом, ТСО.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Вася. Давай, подарим, друг другу хорошее настроение и
улыбнемся! А теперь начнем нашу игру.
Презентация.
Логопед: Кто-то нам прислал письмо, давай посмотрим, кто же это? (звучит
голос
Лосяша: «Здравствуй, ты узнал меня? Я Лосяш. Я хочу тебя позвать в
путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где
спрятан клад, к которому необходимо добраться на теплоходе. Мне нужна твоя
помощь).
Логопед: Поможем Лосяшу?
Ребенок: Да.
Логопед: Тогда в путь! Чтобы отправиться в путешествие за кладом нам нужна
карта. Вот и она, повесь ее на магнитную доску, и отправимся в путь (ребенок
вешает карту на магнитную доску). А по мере выполнения заданий, теплоход и
наш герой будут, продвигается по карте.
II. Основная часть.
Сообщение темы занятия
Логопед: Прежде чем теплоход отправится в путь, нашим первым испытанием
будет следующее задание. Я сейчас прочитаю предложение, а ты определи,
какой звук чаще других слышится в этих словах?
Лодка плыла по волнам.
Ребенок: Звук [л]
Логопед: Правильно. Сегодня мы продолжим играть с этим звуком. Когда мы
произносим звук [л], что происходит с языком? (поднимается за верхние зубы),
с губами (улыбаются), какая воздушная струя? (теплая).
Дыхательная гимнастика
Логопед: Передвигаясь к острову, представим, что нас греет теплое солнышко, и
мы дышим морским целебным воздухом. (Вдох носом - выдох ртом)
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Двигаемся с теплоходом к первому острову (ребенок, передвигает по
карте теплоход)
Логопед: Как ты думаешь Вася, что за задание на нашем пути? Что изображено?
Ребенок: Язык и губы.
Логопед: Это «Остров язычка».
Выполним зарядку для языка, а в этом тебе помогут «веселые картинки».
Посмотри на них и делай так же: «Чашечка», «Часики», «Маляр», «Вкусное
варенье», «Качели».
Логопед: Молодец!
Остров «
Лодочная станция»
Логопед:
Плывем
дальше
(ребенок
передвигает
теплоход
по
карте).
Мы
приплыли к лодочной станции.
Логопед: Перед нами 3 лодки и картинки: лук, лошадь, лампа, лопата, клоун,
подсолнух, орел, стол, стул, штурвал. В первую лодку положи слова, где звук [л]
стоит вначале слова, во вторую лодку, где звук [л] стоит в середине и в третью,
где
звук
спрятался
вконце
слова
(ребенок
откладывает
картинки
в
соответствующую лодку с проговариванием).
Логопед: Какие картинки в первой лодке?
Ребенок: Лук, лошадь, лампа, лопата.
Игра «
Скажи какой, какая?»
Логопед:
Правильно
отобрал
картинки,
а
теперь
поиграем
в
игру «Какой,
какая?». - Скажи лук, какой?
Ребенок: Горький, круглый, желтый
Логопед: Лошадь какая?
Ребенок: Большая, быстрая
Логопед: Лампа, какая?
Ребенок: Яркая, металлическая, разноцветная
Логопед: Лопата, какая?
Ребенок: Металлическая, острая, железная
Динамическая пауза.
Логопед: Хорошо справился с заданием, а теперь давай вместе с Лосяшем и его
друзьями
отдохнем
(звучит
музыка
и
выполняются
движения
с
героями
мультфильма «Смешарики»)
Игра «
Мой, моя»
Логопед: А теперь скажи, какие картинки во 2 лодке, где звук [л] стоит в
середине.
Ребенок: Подсолнух, клоун, белка, палатка, вилка юла.
Логопед: Назови картинки, к которым мы можем сказать «моя»
Ребенок: Белка, палатка, вилка, юла.
Логопед: А теперь к которым можем сказать «мой»
Ребенок: Подсолнух, клоун.
Логопед: Молодец!
Игра «
Чего не стало?»
Логопед: Назови картинки в 3 лодке?
Ребенок: Орел, стол, стул, штурвал.
Логопед: Разложи картинки перед собой и запомни их. А теперь закрой глаза и
скажи «чего не стало»? (дает ответы)
Пролив Противоположностей.
Логопед: Хорошо справился со всеми заданиями на этом острове, а теперь
продолжим путь. Сейчас мы входим в очень сложный Пролив
Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание.
Логопед: Закончи предложение словами наоборот.
Перышко легкое, а гиря (тяжелая)
Пустой стакан – (полный стакан)
Сытый кот – (голодный кот)
Ночью темно, а днем - (светло)
Горячо – (холодно)
Много воды –(мало воды)
Логопед: Отлично, справился и с этим заданием.
«
Открой сундучок»
Логопед: Вот и добрались мы до острова, на котором находится клад. Но сундук
откроется, только если ты расскажешь стихотворение про «Клоуна» (рассказ
стихотворения)
Логопед: Лосяш рад, что ты ему помог и благодарит тебя (прослушивание
послания Лосяша: «Спасибо тебе за помощь и за то, что ты помог найти мне
клад. Я даю тебе монетку из этого сундучка).
III. Итог занятия.
- Тебе понравилось путешествовать?
- С каким звуком мы играли?
- Где мы побывали?
- Ты сегодня очень хорошо занимался и с легкостью выполнял все задания.
-Всего доброго. До свидания.