Напоминание

"Песня – душа народа."


Автор: Захаров Степан Степанович
Должность: учитель якутского языка кнрс(я)
Учебное заведение: МБОУ "Сангарская СОШ №1"
Населённый пункт: п.Сангар, Кобяйский улус (район), Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: "Песня – душа народа."
Раздел: полное образование





Назад




Интегрированный урок по КНРС и якутскому языку.

Тема: Песня – душа народа.

Цели:

1.

Познавательные УУД: формулирование проблемы изучения песенного фольклора

якутского народа;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера –

работа в группах по сочинению песни – импровизации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач урока: прослушивание якутских

исполнителей, самостоятельное исполнение народной песни под аккомпанемент;

анализ интеграции предметов якутского языка и КНРС.

2.

Коммуникативные УУД: обеспечение социальной компетентности и учета позиции

других учащихся, умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении

проблем;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группах на

протяжении всех этапов урока.

3.

Личностные УУД: ценностно – смысловая ориентация учащихся на

уважительное

отношение к культуре и традициям северных народов

; знание моральных норм толерантного

поведения в поликультурной ученической среде.

4.

Регулятивные УУД: целеполагание или постановка учебной задачи; планирование

определения последовательности действий учащихся; контроль в форме сравнения способов

действия с заданным эталоном; оценка и самооценка качества и уровня усвоения учебного

материала урока.

Оборудование урока: презентация «Песня – душа народа», текст песни для каждого ученика на

листах, аккомпанемент на баяне, учебник, записи на доске.

Гости урока: артисты Республиканского театра актёра и куклы г. Нерюнгри.

Ход урока:

1.Оргмомент:

Учитель:

- Дорооболорун, о

ҕ

олоор! Бүгүн ханнык күнүй?

- Бүгүн хайдах күнүй?

( рассказ детей на якутском языке о погоде за окном)

- Какое время года у нас сейчас? Назовите времена года на якутском языке.

( показ картин времён года на экране. Слайд 1)

- В любое время года прекрасна наша родина: и в зимнем белоснежном наряде, и в нежной

зелени весны, и знойным звонким летом, и в осеннем золоте берёз… Красоту родины, её

природы воспевали якуты во все времена.

Не только знаменитые сказители, но и простые люди пели о той красоте, которую видели

вокруг. Одна из таких песен называется «Сайын» (Лето). Послушайте её (прослушивание

аудиозаписи песни).

- Какая эта песня по темпу, по настроению? (быстрая, ритмичная, весёлая, радостная)

- О каком времени года поётся в песне?

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми словами, научимся читать и понимать

слова песни, а также попробуем спеть её на якутском языке.

Словарная работа: (на слайде и в индивидуальных карточках)

- Прочитайте слова и их перевод на якутском языке вместе со мной.

Песня – ырыа тыкпыт - засияло

Күммүт- наше солнышко ыспыт - расплескало

Сылаас – тёплый түспүт - настала

Итии – куйаас – жара кэлбит – пришло.

-А теперь прочитайте слова песни и попробуйте пересказать своими словами:

Сайын. Лето.

Слова и музыка народные.

Һыттыа-һыттыа, сырдык күммүт

Һыттыа-һыттыа, күммүт тыкпыт

Һыттыа-һыттыа, сылаас уотун

Һыттыа-һыттыа, уотун ыспыт

Һыттыа-һыттыа, итии-куйаас

Һыттыа-һыттыа, куйаас түспүт

Һыттыа-һыттыа, илгэ сайын

Һыттыа-һыттыа, сайын кэлбит.

Һыттыа-һыттыа, чыычаах кэлбит

Һыттыа-һыттыа, чыычаах туойбут

Һыттыа-һыттыа, тойугунан

Һыттыа-һыттыа, толоон туолбут

Һыттыа-һыттыа, итии-куйаас

Һыттыа-һыттыа, куйаас түспүт

Һыттыа-һыттыа, илгэ сайын

Һыттыа-һыттыа, сайын кэлбит. (Повтор 1 куплета)

- В песне поётся о лете, о том, что солнце расплескало жаркие лучи, что наступило лето.

В народной песне слова всегда несколько раз повторяются. По таким повторам можно

определить, что эта песня именно народная.

Исполнение песни учителем в сопровождении баяна.

- Давайте прочитаем слова песни вместе. Сначала медленно, а потом ещё раз быстрее. А

теперь я громко, а вы про себя. Старайтесь успеть за мной. Теперь наоборот, вы – громко, я

тихо.

- А теперь мы попробуем спеть. Последнее слово надо тянуть подольше.

Исполнение песни на якутском языке в сопровождении баяна.

3. Целеполагание.

Учитель:

- Ребята! Какая у вас получилась песенка: лёгкая, жизнерадостная, ритмичная… И это

особенно отрадно: она прозвучала на якутском языке. Ведь культура и язык неотделимы друг

от друга. Все мы живём в Якутии, на древней земле Олонхо.Как нас можно назвать одним

словом? (Якутяне).

- А как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Конечно, о песне.

Слайд 2. Тема. Пословица.

- Но не просто о песне, а о песне, как отражение души народа.Обратите на лейтмотив урока:

«Сядет якут на коня - певец, сядет у огня – философ».

- Как вы понимаете смысл поговорки? (Ответы детей)

4. Работа по теме урока:

Объяснение учителя:

- Якуты очень любят песню. Это один из самых развитых жанров фольклора. Народное

песенное творчество якутов включает 2 типа песен; протяжные – «дьиэрэтии ырыа» и

размеренно – подвижные – «дэгэрэ

ҥ

ырыа».

Слайд 3. Типы песен.

- В старину эти песни мог петь каждый. Мелодии дэгэрэ

ҥ

ырыа имеют определённый лад и

чёткий ритм. К этому типу относятся лирические , танцевальные песни.(хороводный танец

«Оһуохай»), особые виды песен, в том числе нёбные, исполняемые с придыханьем и

прищёлкиванием языка(та

ҥ

алай ырыата). Дэгэрэ

ҥ

ырыа имеет чёткий ритм, где чаще всего

угадывается ритм шага лошади. Якуты всегда обожествляли коня. В народной песне «Любовь

к коню» конь воспевается как верный спутник и друг человека. Напротив, песни типа

дьиэрэтии – были протяжными, мелодичными, напевными, задевающими самые тонкие

струны души человека.

Слайд 4. Девушка поёт.

- Тематика народных песен самая разнообразная. Условно их можно разделить на 4 большие

группы:

Песни о природе и родном крае.

Песни о любви и семье.

Песни о труде и быте.

Большие песни – поэмы.

Центральное место во всех народных песнях, конечно, занимал человек. Его чувства,

переживания, радости и беды. Одним словом, состояние его души. В народной песне

«Добрый молодец» описывается судьба молодого человека. На протяжении жизни человека

ожидают то удачи, то подстерегают беды.Но человек должен выйти победителем, несмотря ни

на что!

В основе всех народных песен лежит одна очень важная особенность – это способность

импровизировать. Обратимся к этому слову.

Слайд 5. Импровизация.

Учитель:

- Поющий сразу же воспевал то, что его поражало, задевало его душу. Причём исполнялись

эти песни зачастую без музыкального сопровождения. Очень редко – игрой на хомусе или

кырыымпе. Среди народных музыкальных инструментов выделяются следующие:

Слайды 6,7,8. Музыкальные инструменты.

Хомус (металлический варган)

Кырыымпа (якутская скрипка)

Күпсүүр (барабан)

Ударные инструменты.

(Прослушивание музыкальных инструментов).

Физминутка. (Счёт на якутском языке, названия частей тела человека на якутском языке).

Учитель:

- Ребята, знаменитыми народными певцами – выходцами из народа, самородками были

С.А.Зверев (слайд 9) и Х.Т. Максимов (слайд 10).

- Популярный в Республике певец и сказитель С.А.Зверев создал много песен, сказаний и

поэм. Он воспевал в своих импровизациях родную природу, жизнь и быт народа. С.А.Зверев

не раз выступал со сцен Москвы на разных показах якутского искусства.

(Прослушивание записи исполнителя)

- Таким же известным певцом был Х.Т.Максимов – артист театра, эстрадный артист –

исполнитель песен, самодеятельный композитор. Он сочинил около 400 мелодий якутских

песен.

(Прослушивание записи исполнителя).

Выступление артистов Республиканского театра Актёра и куклы Н.Пономарёва и Е.

Учитель:

- Народные песни сохранились до наших дней. Их любят петь и современные люди. Как

хорошо, что народная песня живёт в душе современного поколения и. конечно же, будет жить

и в последующих поколениях!

Я представляю наших больших друзей – артистов Республиканского театра Актёра и куклы.

(Артисты проводят попурри – викторину по народным песням)

5.Творческая работа в группах:

Учитель:

- А сейчас, ребята, мы предлагаем вам выступить в роли певцов – импровизаторов. Для этого

вы организовали группы. Каждая группа получает творческое задание: сочинить свою песню –

импровизацию на тему природы, сезона года.

1 группа – зима.

2 группа – весна.

3 группа – лето.

4 группа – осень.

- Но мы хотим обратить ваше внимание на очень важную особенность: якуты, как и другие

северные народы, относятся к природе. Как к главной своей кормилице, восхищаются её

красотой. В каждой песне чувствуется бережное трепетное отношение к ней. Поэтому, сочиняя

песни, они используют очень красивые, выразительные слова, слова – эпитеты. Тогда ваша

песня будет красивой, мелодичной.

- Давайте повторим правила работы в группах. (Ученики называют правила)

Слайд 11. Сезоны года.

- Самостоятельная работа детей.

- Проверка. Чтение детьми песен – импровизаций.

(Звучит хомус)

5.Рефлексия.

- Ребята исполняют песню на якутском языке.

Итог урока: Ученики читают алгыс.



В раздел образования




Яндекс.Метрика