Напоминание

"Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности".


Автор: Глыбина Вероника Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34 п.Селекция
Населённый пункт: п.Селекция,Нижегородская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей : «Сенсорное развитие детей раннего

возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве и т.д.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет

является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его

познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что

ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его

личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в

решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания,

помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия

для развития последующих.

С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение

какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической

деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение

чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия

окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о

свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов,

положении в пространстве и т.п.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта

детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим

материалом.

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах

предметов (в цвете, форме, величине, количестве).

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе

овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не

отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться

к получению положительного результата и т.д.)

Направления моей работы:

Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах

предметов)

Обучение способам обследования предметов

Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет,

форма, величина)

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для

формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей

действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание

окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление,

воображение – строятся на основе образов восприятия, являются

результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие

невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила

содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые

определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений

действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в

определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.

Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:

восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку

в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде

всего по форме;

восприятие цвета,

восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство,

поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;

восприятие пространства – формируется на основе опыта через

движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах

закрепляются пространственные понятия);

восприятие времени – формируется на основе опыта,

полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих

жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки

и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела,

конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;

восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение

ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных,

осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и

разностороннее представление о любом предмете или явлении;

восприятие целостных предметов – главная задача восприятия,

которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации

от всех видов восприятия;

восприятие сложных явлений действительности –

осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами

мышления, речи, памяти и воображения.

Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые

обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем

восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.

(По материалам статьи Т.В. Башаевой "Как ребенок воспринимает

окружающее")

Принципы организации работы:

1.

Посильность требований

2.

Постепенность усложнений

3.

Последовательность

Методы и приемы:

Наглядный Сравнения

Практический Сопоставления

Словесный Приложения

Эмоц. установка взрослого Наложения

Привлечение вниманияНаблюдение за действиями взрослого и сверстников

Показ и объяснение

Словесная инструкция

Еще работая в группе раннего возраста, я уделяла большое внимание

обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с

дидактическим материалом. После отбора необходимого содержания из

дошкольных методик, мною был составлен примерный перспективный план

игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все

программные требования по сенсорному развитию детей по «Программе

воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Работая в первой младшей группе, я составила примерный

перспективный план по предметно-игровой деятельности, куда входят игры и

упражнения по сенсорному воспитанию.

Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 10-15

минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени,

отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто

происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной

линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание

детей. В игру входит 2-3 игровых упражнения.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

Принцип дифференцированного подхода

Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить

его индивидуальность, поддерживать и развивать.

После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего

ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками. Так,

Слава, пришел к нам в начале ноября (2,4 г.), диагностическое исследование

показало, что ребенок не знает и не называет цвета. Для него я подбираю

задания более легкие, чем те которые я даю детям, посещающим детский сад

с сентября. Если детям я даю задание на соотношение цветов, например,

«Подбери пару для варежки», то Славе даю задание на их различение:

«Найди такую же, как у меня». И прошу обозначить результат словами

«такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы,

размера.

Принцип сотрудничества

Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку

и прийти на помощь.

Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я

тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится»,

«Ты конечно, же справишься». Владик, сам по себе очень робкий и

застенчивый мальчик и неуверенно выполняет задания, которые я предлагаю.

Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я

предлагаю: «Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала я выберу

самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри

и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с

удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.

Принцип психологического комфорта каждого ребенка

Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании

детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это

способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих

возможностях.

В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы

предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того,

делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не

только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя

получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь

тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!»

и др.

Принцип вариативности

Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в

самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса,

стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но

предполагающих действия с разными предметами. Например: по

ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в

коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по

местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни я

обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество

предметов в групповой комнате, на прогулке.

Мною подготовлены консультации для родителей «Как ребенок познает

мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде

папок и предоставлены для изучения родителям. Проведено родительское

собрание на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»,

организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно - игровой

деятельности, которые можно не только приобрести в магазине, но и сделать

своими руками . Например: «Разложи по цвету», «Посади бабочку на

цветок», «Подбери пару», «Собери бусы», «Большие и маленькие»,

«Прищепки» и др., также были продемонстрированы видеозаписи занятий «К

нам приехал паровозик» (по предметно-игровой деятельности), «Степашка в

гостях у детей» (игра-занятие с дид. материалом), «Играем с машиной и

мишкой» (по развитию сенсорных способностей).

Расскажу о динамике диагностических данных по разделу: «Сенсорное

воспитание». После адаптации, в ноябре 2006 г. была проведена диагностика,

которая показала, что группа «наблюдение» составила 85%, а группа «норма»

– 15%. Работа во 2 группе раннего возраста позволила улучшить показатели и

в начале следующего учебного года группа «наблюдение» уменьшилась до

60%, а группа «норма» увеличилась до 40%. В конце учебного года мы

пришли к таким результатам «высокий уровень» составил 20%, группа

«норма» увеличилась до 50%, группа «наблюдение» уменьшилась до 35%.

Эти показатели касаются тех детей, которые ходят в нашу группу второй

учебный год.



В раздел образования




Яндекс.Метрика