Автор: Глыбина Вероника Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34 п.Селекция
Населённый пункт: п.Селекция,Нижегородская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей : «Сенсорное развитие детей раннего
возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет
является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его
познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что
ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его
личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в
решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания,
помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия
для развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение
какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической
деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение
чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия
окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о
свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов,
положении в пространстве и т.п.
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта
детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим
материалом.
Формировать умения ориентироваться в различных свойствах
предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе
овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не
отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться
к получению положительного результата и т.д.)
Направления моей работы:
Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах
предметов)
Обучение способам обследования предметов
Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет,
форма, величина)
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для
формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей
действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание
окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление,
воображение – строятся на основе образов восприятия, являются
результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие
невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила
содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые
определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений
действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в
определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:
восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку
в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде
всего по форме;
восприятие цвета,
восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство,
поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
восприятие пространства – формируется на основе опыта через
движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах
закрепляются пространственные понятия);
восприятие времени – формируется на основе опыта,
полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих
жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки
и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела,
конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение
ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных,
осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и
разностороннее представление о любом предмете или явлении;
восприятие целостных предметов – главная задача восприятия,
которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации
от всех видов восприятия;
восприятие сложных явлений действительности –
осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами
мышления, речи, памяти и воображения.
Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые
обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем
восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.
(По материалам статьи Т.В. Башаевой "Как ребенок воспринимает
окружающее")
Принципы организации работы:
1.
Посильность требований
2.
Постепенность усложнений
3.
Последовательность
Методы и приемы:
Наглядный Сравнения
Практический Сопоставления
Словесный Приложения
Эмоц. установка взрослого Наложения
Привлечение вниманияНаблюдение за действиями взрослого и сверстников
Показ и объяснение
Словесная инструкция
Еще работая в группе раннего возраста, я уделяла большое внимание
обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с
дидактическим материалом. После отбора необходимого содержания из
дошкольных методик, мною был составлен примерный перспективный план
игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все
программные требования по сенсорному развитию детей по «Программе
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
Работая в первой младшей группе, я составила примерный
перспективный план по предметно-игровой деятельности, куда входят игры и
упражнения по сенсорному воспитанию.
Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 10-15
минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени,
отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто
происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной
линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание
детей. В игру входит 2-3 игровых упражнения.
В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:
Принцип дифференцированного подхода
Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить
его индивидуальность, поддерживать и развивать.
После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего
ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками. Так,
Слава, пришел к нам в начале ноября (2,4 г.), диагностическое исследование
показало, что ребенок не знает и не называет цвета. Для него я подбираю
задания более легкие, чем те которые я даю детям, посещающим детский сад
с сентября. Если детям я даю задание на соотношение цветов, например,
«Подбери пару для варежки», то Славе даю задание на их различение:
«Найди такую же, как у меня». И прошу обозначить результат словами
«такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы,
размера.
Принцип сотрудничества
Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку
и прийти на помощь.
Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я
тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится»,
«Ты конечно, же справишься». Владик, сам по себе очень робкий и
застенчивый мальчик и неуверенно выполняет задания, которые я предлагаю.
Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я
предлагаю: «Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала я выберу
самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри
и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с
удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.
Принцип психологического комфорта каждого ребенка
Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании
детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это
способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих
возможностях.
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы
предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того,
делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не
только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя
получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь
тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!»
и др.
Принцип вариативности
Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в
самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса,
стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но
предполагающих действия с разными предметами. Например: по
ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в
коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по
местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни я
обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество
предметов в групповой комнате, на прогулке.
Мною подготовлены консультации для родителей «Как ребенок познает
мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде
папок и предоставлены для изучения родителям. Проведено родительское
собрание на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»,
организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно - игровой
деятельности, которые можно не только приобрести в магазине, но и сделать
своими руками . Например: «Разложи по цвету», «Посади бабочку на
цветок», «Подбери пару», «Собери бусы», «Большие и маленькие»,
«Прищепки» и др., также были продемонстрированы видеозаписи занятий «К
нам приехал паровозик» (по предметно-игровой деятельности), «Степашка в
гостях у детей» (игра-занятие с дид. материалом), «Играем с машиной и
мишкой» (по развитию сенсорных способностей).
Расскажу о динамике диагностических данных по разделу: «Сенсорное
воспитание». После адаптации, в ноябре 2006 г. была проведена диагностика,
которая показала, что группа «наблюдение» составила 85%, а группа «норма»
– 15%. Работа во 2 группе раннего возраста позволила улучшить показатели и
в начале следующего учебного года группа «наблюдение» уменьшилась до
60%, а группа «норма» увеличилась до 40%. В конце учебного года мы
пришли к таким результатам «высокий уровень» составил 20%, группа
«норма» увеличилась до 50%, группа «наблюдение» уменьшилась до 35%.
Эти показатели касаются тех детей, которые ходят в нашу группу второй
учебный год.