Автор: Кононова Любовь Евгеньевна
Должность: преподаватель - концертмейстер
Учебное заведение: МБО ДО "Детская школа искусств им. С.Губайдулиной"
Населённый пункт: г. Чистополь, Республика Татарстан
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Специфика работы концертмейстера в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
МБО ДО «Детская школа искусств им. С.Губайдулиной»
г. Чистополь, Республика Татарстан
Методическое сообщение:
«Специфика работы концертмейстера в ДШИ»
Подготовил: преподаватель - концертмейстер
высшей квалификационной категории Кононова Л.Е.
Чистополь 2017г.
Концертмейстерство - один из самых распространенных видов деятельности
музыканта. Ни одно концертное выступление солистов (кроме пианистов),
различных ансамблей школы искусств, а также классная работа не обходится без
концертмейстера, поэтому работа пианиста - концертмейстера в детской
музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место.
Искусство концертмейстера дано не каждому пианисту. Оно требует
музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не являются тождественными,
хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы.
Аккомпаниатор (от франц. «Akkompagner» - сопровождать) - музыкант, играющий
партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде.
Обоснованием актуальности данной статьи является востребованность этой
специализации в жизни любого музыкального образовательного учреждения, и
является результатом анализа опыта ведущих педагогов отечественной
пианистической школы и собственной концертмейстерской деятельности. Она
может быть интересна пианистам, занимающимся концертмейстерской практикой,
и может быть использована концертмейстерами, начинающими свою практику.
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть
хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем -
как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет
хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет
больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых
соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и
взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.
Концертмейстер должен уметь быстро осваивать музыкальный текст, отделяя
существенное от менее важного, читать с листа фортепианную партию любой
сложности, представлять партию солиста, заранее ощущая индивидуальное
своеобразие его трактовки и способствовать его воплощению, владеть навыками
игры в ансамбле, уметь транспонировать текст, что необходимо при игре с
духовыми инструментами.
Чтобы стать профессионалом в своем деле, концертмейстер должен быть
наделён общей музыкальной одаренностью т.к ему приходится работать
практически на всех отделениях ДШИ.
• Концертмейстер обязан знать правила оркестровки, особенности игры на
инструментах камерного и народного оркестра, т.е обладать хорошим
тембральным слухом. Он должен уметь читать, транспонировать и упрощать
фортепианную фактуру, не нарушая замысла композитора.
• Для работы с хором концертмейстеру необходимо знание основных
дирижерских жестов, знание основ вокала: постановки голоса, дыхания,
артикуляции. Быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту
слова, компенсировать, а в случае необходимости - незаметно подыграть мелодию.
• В работе с вокалистами концертмейстерам приходиться «на ходу»
подбирать мелодию и аккомпанемент; нужны и навыки импровизации.
Совершенно необходимо концертмейстеру знание истории музыкальной культуры,
изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и
образный строй произведений.
Большое значение для эффективности классной работы имеет характер
общения концертмейстера и педагога
.
В процессе урока и репетиций педагог
нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция
концертмейстера на такие замечания имеет важное значение для воспитания
ученика. Основной принцип здесь - заинтересованность концертмейстера,
которую должен чувствовать ученик. Поэтому выступление солиста напрямую
зависит от профессионализма концертмейстера.
Из всего сказанного можно сделать вывод: работа концертмейстера в школе
искусств заключает в себе творческую и педагогическую деятельности. Она
требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае
необходимости переключиться на работу с учащимися различных
специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к
своей специальности, которая не приносит внешнего успеха - аплодисментов,
цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в
общем труде всего коллектива.
Список литературы:
1.Е.М.Шендерович. «В концертмейстерском классе. Размышления
педагога». М. Музыка 1996г.
2.«Концертмейстерский класс». Методическая разработка по курсу
Московский институт культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.
3.В.И.Петрушин. «Музыкальная психология».
М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
4.Н.Крючков. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения».
Л. 1991г.