Напоминание

"Процесс развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста."


Автор: Мозговая Алёна Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 210
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: "Процесс развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация:

в

статье

рассматривается

процесс

развития

мелкой

моторики рук у детей дошкольного возраста, его связь с развитием речи и

мышления,

выявляются

возможности

использования

лепки

в

развитии

мелкой

моторики

детей

дошкольного

возраста,

анализируются

методы

и

приемы использования лепки.

Ключевые

слова:

ребенок

дошкольного

возраста,

развитие

мелкой

моторики, мышление, методы, лепка, развитие речи.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,

выполняет много разных функций. Моторика активизирует в данный момент

нужные

психологические

процессы

и

тормозит

остальные,

способствует

организации

и

отбору

поступающей

информации

в

соответствии

с

актуальными потребностями организма.

Многие

исследователи,

такие,

как

Н.М. Аксарина,

Л.А. Венгер,

Л.С. Выготский,

изучали

влияние

моторного

развития

на

развитие

умственное. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает

именно

развитие

руки.

Первый

этап

в

развитии

мышления

называют

предметно-действенным,

он

является

преобладающим

в

раннем

детстве.

Опыт действий и проб накопившийся у ребенка, влияет на скорость перехода

ко второму этапу − наглядно-образному мышлению. Третий этап в развитии -

логическое мышление.

Развитие мелкой моторики рук влияет на познавательные способности

ребенка, считается полезным для выявления склонностей и способностей.

Некоторые игры и творческие занятия помогают развитию мелкой моторики

и координации, тем самым стимулируя зрительное и слуховое восприятие,

развивая внимание, память, связную речь и словарный запас. В психологии

большое внимание уделяется именно развитию тонких движений пальцев и

кистей рук, мелкая моторика расценивается как один из важных показателей

психического развития ребенка. Чтобы избежать чрезмерных трат энергии

при движениях, чтобы движения приобретали отточенность и становились

более экономным, для ребенка необходимо постепенно осваивать различные

движения запястья. [4, с. 176].

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая

жизнь

ребенка

потребует

использования

точных,

координированных

движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать

и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных

действий [3, с. 159]. Доказано, что мелкая моторика непосредственно влияет

н а развитие полушарий мозга и, соответственно, на развитие речи

ребенка.

Наибольшему развитию моторики дают творческие занятия ребенка. Чаще

всего во время подобных занятий используются обе руки, соответственно

задействованы оба полушария мозга.

Для развития также хорошо подходят детская пальчиковая гимнастика,

малкие упражнения и пальчиковые игры. Польза этих упражнений состоит не

только в развитии самой моторики, но также в стимулировании памяти и

речи,

так

как

большая

часть

пальчиковых

упражнений

сопровождается

текстом, который сначала запоминается ребенку, а потом и воспроизводится

им. [6, с. 96]. Для развития мелкой моторики очень хорошо подходят игры с

мелким материалом, а также с материалом различной формы и фактуры.

Подойдут

игры

с

природным

материалом:

шишками,

желудями,

фасоль,

камни и др.

Мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением,

координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и

двигательной). В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и

движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти

руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей

двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта

позволяют

рассматривать

кисть

руки

как

«орган

речи»

наряду

с

артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно

только

тренировок

артикуляции,

развитие

движений

пальцев

рук

просто

необходимо.

Задача детских психологов и педагогов – помочь родителям осознать

важность

игр,

влияющих

на

развитие

мелкой

моторики.

Для

улучшения

качества мелких движений полезны такие же виды деятельности, что и для

развития

образных

представлений.

Вместе

с

этим

можно

низание

бус,

застегивание или расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Осознание

педагогами

и

родителями

необходимости

и

значимости

своевременной диагностики кистевой моторики и возмоожности коррекции

может помочь ребенку не только сформировать навык письма, но и поможет

оградить

его

от

дополнительных

трудностей

в

обучении,

сохранят

его

физическое и психическое здоровье.

Выдающийся

педагог

М.

Монтессори

утверждала,

что

необходимо

искать способ обучения ребенка работе еще перед тем, как он приступил к

непосредственной

работе,

то

есть

подготовить

движения,

которые

ему

понадобятся,

при

помощи

повторяющихся

упражнений.

Обязательны

для

ребенка упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти. [2, с. 96]. Они

влияют не только на развитие общей моторики, но и на становление речи, а

также

развитие

мышление,

совершенствования

функций

коры

головного

мозга [7, с. 192].

В возрасте 6-7 лет происходит окончательное созревание зон коры

головного мозга, формирование мелких мышц руки. В связи с этим и умение

выполнять более тонкие манипуляции с предметами также развивается в

старшем

дошкольном

возрасте.

Необходимо,

чтобы

к

этому

периоду

дошкольник был уже в достаточной мере подготовлен к усвоению для него

новых двигательных навыков, таких как навык письма в том числе, а не

столкнулся с необходимостью выправлять неверно сформированные старые.

[5, с. 240].

Серьезное

внимание

при

развитии

моторики

у

детей

дошкольного

возраста

следует

уделить

лепке.

Во

время

занятий

лепкой

дошкольники

осваивают не только различные техники и приемы работы с пластичными

материалами,

в

то

же

время

у

них

развивается

организованность,

настойчивость,

целеустремленность

и

дисциплина,

что

оказывает

благоприятное влияние на нервную систему как таковую.

В

процессе

лепки,

также

как

и

при

рисовании

и

аппликации,

развивается и совершенствуется чувство осязания обеих рук, с помощью

которых и передается более точная передача задуманной формы. В связи с

этим,

ребенок

осваивает

различные

способы

изображения

быстрее

и

переходит

в

дальнейшем

к

самостоятельной

деятельности

без

помощи

взрослых, что приводит к более интенсивному развитию творчества.

Лепка оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики

рук ребёнка дошкольного возраста. А уровень развития мелкой моторики

кисти является одним из основных показателей готовности к школьному

обучению.

В

большинстве

случаев,

ребенок

с высоким уровнем развития

мелкой

моторики

умеет

совершать

логические

построения,

у

него

в

достаточной мере развиты речь, внимание и память. [1, с. 160].

Во время занятий лепкой ребенок знакомится с различными способами

и приёмами работы с пластичными материалами. Пластичный материал − это

кладовая

для

развития

детского

творчества.

В

детях

сильно

стремление

фантазировать,

поэтому

материал,

которому

с

легкостью

можно

придать

любую форму, сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное. В тоже

время

ребенок

узнает

о

различных

свойствах

пластилина,

теста

глины,

знакомится

с

понятиями

объема,

формы,

строения,

а

также

пропорций

различных предметов; получают развитие глазомер и точность движения рук,

проявляются конструктивные способности. Занятия лепкой способствуют, в

том числе, и развитию осязания. Для передачи формы более точно, ребенок,

стараясь, активно работает пальцами, в большинстве случаев обеих рук, что

в свою очередь и является лучшим развитием мелкой моторики.

В

качестве

первого

этапа

в

занятиях

лепкой

некоторые

авторы

рекомендуют тестопластику, как наиболее податливый материал, с которым

легче

работать,

который

не

требует

усилий

для

разогрева,

как

более

популярный пластилин.

С

тестом

с

легкостью

справится

любой

ребенок,

при

правильном

приготовлении тесто не пачкает руки. Так же есть возможность окрашивания

материала при приготовлении, а в работе цветное тесто ничем не отличается

от

обычного,

лишь

с

одним

отличием:

в

качестве

усложнения

задачи

необходимо еще и выбирать цвет для будущей композиции. И не особо

усердствовать

при

смешивании

цветом,

иначе

можно

получить

серый

оттенок. Так же поделки из теста после обжига возможно разукрашивать

гуашью. [8, с 64].

Для детей-дошкольников возможно освоение нескольких видов лепки,

среди которых: предметная, декоративная и сюжетная лепка. В предметной

лепке изображение различных элементов дается ребенку легче, чем в том е

рисовании. Здесь ребенок сталкивается с конкретным предметом, имеющим

реальный объем, что исключает необходимость прибегать к условностям в

изображении. Самым простым для детей оказывается изображение предметов

растительной

и

конструктивной

форм,

более

сложным

создание

фигур

человека или животного. Связано это в первую очередь с особенностями

строения

и

пластичностью

формы;

часто

детям

бывает

сложно

понять

анатомическое строение животного.

Опыт работы с детьми и различные исследования доказывают, что

детей дошкольного возраста научить относительно правильно изображать

животных

или

людей

можно.

Чаще

всего

при

лепке

ребенок

передает

наиболее характерные, яркие признаки, форма остальных деталей остается

обобщенной.

Соответственно

и

для

воспитателя

важно

научить

дошкольников

изображению

основной

формы

предмета

с

их

яркими,

характерными

признаками.

При

занятиях

предметной

лепкой

для

дошкольников наиболее важно научиться передавать пропорции предметов и

овладеть

основными

техниками

и

навыками.

Подобные

задачи

можно

конкретизировать для каждой возрастной группы.

Следующий

вид

лепки

сюжетная,

также

требует

определенных

приемов в обучении. Для сюжета, который дают ребенку для изображения,

лучше отбирать хорошо знакомые для ребенка предмета. А так как работа над

сюжетной лепкой требует от ребенка большего умственного напряжения, для

композиции стоит отбирать наиболее выразительные предметы.

Декоративная лепка процесс еще более творческий. Для декоративной

лепки требует заранее обдумывать тему работы, создавать рисунок-эскиз

будущей работы и в работе следовать этому эскизу, выбирать форму предмета

и роспись. Так же декоративная лепка позволяет получить навык работы с

инструментом, так как некоторые орнаменты можно наносить специальными

печатками в виде квадратов, треугольников или колец. Работа над лепным

орнаментом помогает развивать именно мелкие мышцы кистей рук, учит

включать в работу пальцы частично, например только кончики, что делает их

более гибкими.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных

методов

и

приемов,

используются

разнообразные

стимулирующие

материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный

опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к

сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и

качественный

состав

варьируются

в

зависимости

от

индивидуальных

и

возрастных

особенностей

детей.

Считается,

что

для

разностороннего

гармоничного

развития

двигательных

функций

кисти

руки

необходимо

тренировать руку в различных движениях − на сжатие, на растяжение, на

расслабление. Для этого используются приемы: систематичность проведения

игр и упражнений. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через

какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка,

который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с

заданием. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка,

на положительном эмоциональном фоне.

Таким образом, развитие мелкой моторики следует начинать в раннем

возрасте и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший

эффект от занятий и упражнений.

Список литературы

1.

Алехин А.

Д. Изобразительное

искусство

/

А.

Д.

Алехин.

М.

:

Просвещение, 2009. – с. 160.

2.

Буре Р. С. Готовим детей к школе / Р. С. Буре. − М. : Просвещение, 2010.

– с. 96.

3.

Гульянц Э. К., Базик И. Я. Учите детей мастерить / Э. К. Гульянц, И. Я.

Базик. − М. : Просвещение, 2009. – с. 159.

4.

Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском

саду / Т. С. Комарова. − М. : Просвещение, 2009. – с. 176.

5.

Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М. :Мозайка-

Синтез, 2009 . – с. 64.

6.

Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности /

А. А. Мелик-Пашаев. − М. : Просвещение, 2011 . – с. 96.

7.

Парамонова Л. А. Методика обучения изобразительной деятельности и

конструированию

в

детском

саду

/

Л.

А.

Парамонова.

М.

:

Просвещение, 2009. − с. 192.

8.

Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М. : Карапуз, 2010.

– с. 64.



В раздел образования




Яндекс.Метрика