Автор: Ларионова Адэлия Александровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ИРКПО
Населённый пункт: г.Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок-соревнование "Определенный интеграл и его свойства"
Раздел: среднее профессиональное
Ларионова А.А.
Преподаватель высшей категории
Иркутский региональный колледж педагогического образования
Урок –соревнование по математике на 1 курсе.
Тема: «Определенный интеграл и его свойства»
Цели:
Обучающие:
1). Обобщение знаний по теме «Определенный интеграл и его свойства».
2). Реализация деятельностного подхода в обучении.
Развивающие:
1). Развитие интеллектуальных способностей студентов.
2). Развивать смекалку, мышление, речь, память, внимание,
наблюдательность.
3). Воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих
знаний.
Воспитательные:
1). Воспитывать у студентов познавательный интерес и любовь предмету.
2). Развивать коммуникативные навыки.
Ход занятия.
1).Вступительное слово. Сегодня у нас урок - соревнование. Сегодня мы
будем работать в группах, попробуем показать свои знания по данной теме, а
как у нас это получится, покажет в конце урока таблица результатов. Две
команд принимают участие в соревнованиях. Особыми будут и правила.
После
моего
сигнала
вы
приступаете
к
выполнению
задания.
Капитан
команды, выполнившей задание первой, звонит в колокольчик.
Всего пять этапов.
1 этап- разминка.
2 этап- тестирование.
3 этап- решение задач на карточках.
4 этап- разгадывание кроссворда.
5 этап- математический ребус.
1 этап- разминка
Задания записаны на доске.
Истинны ли равенства?
1).
;
4
1
1
0
3
dx
x
2).
dx
x
5
0
2
=2
3
1
; 3).
2
4
2
2
dx
x
; 4).
2
45
5
3
0
dx
;
5).
dx
x
1
0
2
3
=1; 6).
7
log
5
5
7
1
x
dx
.
Ответы: 1).да; 2).нет; 3).нет; 4).нет; 5).да; 6). да.
2 этап-тестирование
1 вариант
1. Чему равен нижний предел интегрирования в интеграле
0
2
)
(
dx
x
f
?
2. Данный интеграл
2
0
2xdx
равен:
а) 0; б).-4; в). 4; г). 8.
3. В данном интеграле
2
0
2xdx
подинтегральная функция равна:
а). 2х; б). dx; в). 0; г). 2.
4. Данный интеграл
a
a
dx
x
f
)
(
равен:
а). 1; б). С; в).0; г).зависит от подинтегральной функции.
5. Выражение данного вида
d
a
dx
x
f
)
(
называется:
а). определённым интегралом
б). неопределенным интегралом
в). интегралом функции
г). дифференциалом.
6. Определенный интеграл вычисляется с помощью формулы:
а) Лейбница; б).Ньютона; в).Лагранжа; г).Ньютона- Лейбница.
7. При перестановке приделов интегрирования в определенном интеграле,
интеграл…
а). не изменится; б). увеличится в два раза; в). поменяет знак;
г). подинтегральная функция изменится на обратную.
2 вариант
1. Чему равен верхний предел интегрирования в интеграле
0
2
)
(
dx
x
f
?
2. Данный интеграл
3
0
4xdx
равен:
а) 0; б). 4; в). 18; г). -8.
3. В данном интеграле
3
0
4xdx
подинтегральная функция равна:
а). dх; б). 4x; в). 0; г). 4
4. Данный интеграл
b
b
dx
x
f
)
(
равен:
а). С; б). 0; в).1; г).х.
5. Выражение данного вида
d
a
dx
x
f
)
(
называется:
а). дифференциалом.
б). неопределенным интегралом
в).определенным
г). интегралом функции.
6. Определенный интеграл вычисляется с помощью формулы:
а) Лагранжа, б). Ньютона- Лейбница; в).Ньютона; г). Лейбница.
7. При перестановке приделов интегрирования в определенном интеграле,
интеграл…
а). изменится на противоположный; б). поменяет знак;
в). увеличится в три раза; г).не изменится.
3 этап- задания на карточках.
На каждое задание команде даётся 1 минута.
Вычислите определенный интеграл
1).
dx
x
1
0
4
5
; 2).
4
0
sin
xdx
; 3)
2
0
сosxdx
; 4).
dx
x
)
2
3
(
1
0
2
; 5).
dx
e
x
5
1
.
Ответы:1). 1; 2).
1
2
2
; 3).1; 4). 3 ; 5).e
e
5
.
4 этап- разгадайте кроссворд.
Вопросы.
1).Как называется действие нахождения интеграла?
2). Как называется символ f(х)?
3). Какая фигура является геометрическим смыслом определённого
интеграла?
4). Как называется
b
a
dx
x
f
)
(
?
5). Как называется
dx
x
f
)
(
?
6). Как называется F(x)?
7). Чему равен
a
a
dx
x
f
)
(
?
Ответы.
1.
Интегрирование. 2. Функция. 3.Трапеция. 4.Определённый.
5. Неопределённый. 6. Первообразная. 7. Ноль.
5 этап- математический ребус.
(по одному баллу за каждый правильный ответ)
Вместо
переменных
впишите
числа,
которые
являются
корнями
уравнений, записанных по вертикали и горизонтали.
2
+
х
+
3
=
12
+
_
+
=
_
2
_
5
+
у
=
1
+
_
_
=
_
1
_
и
+
1
=
6
=
=
=
=
5
+
6
_
6
=
5
Ответы: х=7; у=4; и=-4;
Для подведения итогов на доске заполняется таблица результатов.
В конце игры провести рефлексию. Спросить:
- что понравилось в игре?
- кто по вашему мнению был сегодня «сильным звеном « в команде?
- чему научились?
-есть ли вопросы, в которых вы затруднялись?
- пригодились ли вам знания, накопленные на уроках математики?
-получилась ли у вас работа в группе?
- какой вывод сделали для себя?
Приложение 1:
Таблица результатов
Приложение 2 –кроссворд (на отдельном листе)
Литература:
1. Башмаков, М.И. Математика. – М.: Академия, 2010. – 270с.
2.
Григорьев, С.Г. Математика. Учебник для СПО. – М.: Академия, 2012. –
384с.
3.
Математический энциклопедический словарь под редакцией Прохорова,
Ю.В..-М.: Сов. Энциклопедия, 1988. – 847с.
Этапы
№
команд
ы
Разминка
Тестирование
Решение задач по
карточкам
кроссворд
Математический ребус
Итого
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
Приложение 2 к уроку-соревнование
Кроссворд
Кроссворд
1
2
3
4
5
6
7