Напоминание

"Применение игровых технологий в преподавании татарского языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной технологии в условиях модернизации образования"


Автор: Галеева Миляуша Шазяровна
Должность: учитель татарского языка
Учебное заведение: СОШ №2
Населённый пункт: ЛЕНИНОГОРСК
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение игровых технологий в преподавании татарского языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной технологии в условиях модернизации образования"
Раздел: начальное образование





Назад




«Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Галеева Миляуша

учитель татарского

языка и литературы

«Применение игровых технологий

в преподавании татарского языка

в начальной школе как средство выработки коммуникативной технологии в условиях

модернизации образования»

Галеева Миляуша

учитель татарского

языка и литературы

1.

Введение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования, среди

которых и усиление роли татарского языка для обеспечения успешной социализации

учащихся. Изучение татарского языка начинается уже в начальной школе, и перед

учителем встает вопрос об использовании более эффективных технологий

образования с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

На мой взгляд, наиболее эффективными при обучении татарскому языку

являются игровые технологии, поэтому я выбрала следующую тему моей работы:

«Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка как средство

выработки коммуникативной и социокультурной компетенции».

Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проекта,

развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на

уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют

развитию интереса учащихся к предмету.

Согласно утверждению выдающегося педагога Л.В. Занкова, что каждый учитель

должен сохранить детскую активность внутренней психической деятельности,

вызывая в ребенке живой интерес к своему предмету, я считаю, что именно игра

позволяет сохранять эту активность.

Игра может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны

объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и

технологии обучения в условиях модернизации образования.

Эффективность игровых ситуаций на начальном этапе обучения татарскому

языку обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся,

психологическими особенностями игровой деятельности, как важным стимулом для

общения.

Игра применяется как средство наглядности и как упражнения по отработке речевых

навыков. Учебные игры могут отличаться учебными целями и задачами, формой

проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом

учеников.

Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики,

грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.

2. При изучении алфавита

Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является

изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому разнообразие игровых форм

на данном этапе очень важно.

Из опыта своей работы я могу порекомендовать следующее:

Игры по изучению алфавита:

1.

Перебрасывая мяч, называют букву алфавита в режимах: учитель-ученик,

ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;

2.

Называя букву алфавита, добавляют фразу на эту букву;

- распределяют буквы и звуки по своим домикам;

- составляют из букв слова;

- записывают алфавит на память;

3.

Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву;

4.

Слушают и хлопают в ладоши, если в телеграмме есть ошибка

(телеграмма из букв алфавита);

5.

Хлопают в ладоши при произношении мягких гласных букв, а при

произношении твердых не хлопают (Эстафеты между командами, кто

правильно и быстро запишет твердые гласные буквы, мягкие гласные буквы,

согласные буквы, звукосочетания;

6.

Собирают рассыпавшийся алфавит;

- Ролевая игра «Учитель». Один из ребят по считалке выбирается «учителем»,

показывая буквы по таблице – алфавиту, спрашивает учеников, что это за буква.

Эти игры позволяют прочно запомнить произношение, написание букв и

буквосочетаний, кроме грамотного чтения и письма, это позволит грамотно

пользоваться словарём.

3. Игры при изучении лексики

Лексические игры также очень важны. Например:

1. “Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его,

2. Учебники и рабочие тетради, по которым работают учащиеся, имеют большое

количество кроссвордов для запоминания лексики;

3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков

письма;

4. Игра «Угадай, кто это?» (слайд)

5. Игра «Что лишнее»( в ходе слайд)

6. «Соберём салат» (называя фрукты и овощи);

7. Составь кроссворд по теме;

8. Найди лишнее слово в списке;

9. «Веселый зоопарк»

4. При изучении грамматического материала

Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и тренировать

основные грамматические формы:

Эти игры позволяют запомнить трудные грамматические правила

непроизвольно, дети, с удовольствием играя, запоминают эти правила.

1. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.

2. Составь из фраз диалог;

3. Распредели предложение на четыре - пять смысловых групп;

4. Составь из предложений связный рассказ;

5. Сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры;

6. Прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической

последовательности;

7. Прочитай начало предложения и найди соответствующий конец;

8. Прочитай начало предложения и придумай конец;

9. Составь диалог на заданную тему;

В отдельную группу выделяются ролевые игры, облегчить процесс обучения.

Дети с удовольствием исполнят роли (мамы, воспитательницы, врача, покупателя,

продавца, животных, учителя) детям нравится имитировать данных персонажей и

вживаться в роль. Например, Тема: «Сәламәт булыйк”. Мальчик простудился и

заболел. К нему пришел доктор, и он осматривает больного и между ними состоится

разговор. Один из учеников выступает в роли врача, а другой – в роли больного.

Например, предлагается сыграть роль друга, мамы, учителя, зайца и т.д., когда

провожу ролевые игры, предлагаю включить волшебные слова. Например:

- Исәнмесез, авыр булмаса минем дәфтәремне бирегез әле?

- Ярар.

- Зур рәхмәт.

-Саубулыгыз.

-Саубулыгыз.

б) Ситуативные игры. Мама заболела, и ухаживай за ней. Спроси, что у нее

болит.

- Әни, нәрсәң авырта?

-Башым.

-Температураң бармы?

-Юк.

-Бал белән чәй эч.

5. При обучении аудированию

Для того чтобы обучить аудированию текстов, нужно развивать фонематический

слух, а этому способствуют следующие игры по тренировке слуха:

1. Хлопки, повторение за учителем в такт;

2. Разные хлопки (в ладоши, кулаками, тыльной стороной ладони, руками, согнутыми

в локтях);

3. Игра «Угадай, чей голосок?»;

4. «Если нравится тебе, то делай так!» (удары по разным предметам);

5. Слушаем гремящие предметы

(в мешочках разложены разные предметы, ученики на слух должны определить, что в

мешочке):

Все эти игры можно проводить во время физкультминуток, которые превратятся не

только в отдых, но и выполнят задачу по развитию фонематического слуха.

6.

Результаты применения технологии

Игровые технологии хорошо сочетаются с новыми технологиями - методом

проектов, также их легко можно сочетать с применением ИКТ, где можно

использовать как элементы игр, так и построить всю работу над проектом в виде

игры. На мой взгляд, применение новых технологии совместно с игровыми позволит

стать нашим ученикам всесторонне развитыми личностями, имеющими множество

компетентностей.

Использованная литература:

1. Айдарова С.Х. К знаниям через игру: Методические разработки для начальных

классов, обучающих русскоязычных детей русскому языку.- Казань: Изд-во ТГГИ,

1998-116 с.

2. Актуальные вопросы преподавания родного, русского языков в татарской школе.-

Казань, 1979-162 с.

3. Асадуллин А.Ш. Знай татарский ты язык, знай и русский ты язык.-Казань:

Мәгариф, 1997-100с.

4. Асадуллин А.Ш., Юсупов Р.А. Рус телендэ сөйлэшүче балаларга татар теле укыту

методикасы нигезләре.-Казань: Мәгариф, 19981516.

5. Гильманов Д.Ш. Особенности введения русскоязычных детей в разговорную

татарскую речь на уроках в школе. //Психологическая наука и образование №4, 1997

с.51

6. Гильманов Д.Ш. Уроки татарского языка на основе предметных действий для

русскоязычных детей дошкольного и младшего школьного

7. Литвинов И.Л. Башка милләт балаларына татар телен ничек укытырга //Мәгариф.-

1991.-№ 6.-Б. 11-21.

8. Литвинов И.Л. Почему наши дети не умеют говорить по-татарски? //Вечерняя

Казань-1994-13.02.

9. Назметдинова И.С. О психолингвистической природе диалогической речи

/Развитие диалогической речи младших школьников-М., 1997 .-319 с.

10. Основы теории речевой деятельности /Отв. ред. А.А.Леонтьев-|М.: Наука, 1974-

368 с.

11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие

для учителей иностранных языков.- М.: Просвещение, 1985-208 с.

12. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному

общению.- М.: Рус. яз., 1989-278 с.

13. Рожкова Г. Ситуация как обучающий прием развития речи //Рус. яз. в нац. шк.-

1959.-№ 5.-С. 29-36.

14. Сафиуллина Ф.С. Татарский язык. Самоучитель-Казань: Таткнигоиздат,

1991-445 с. «

15. Хайдарова 3., Н.Г. Галиева «Татар теле»-Казань, 1999.

16. Харисов Ф.Ф. Рус телендә сөйләшүче балаларны татарчага өйрәтүнең башлангыч

чоры.-Казан: Мэгариф, 1996- 43 б.



В раздел образования




Яндекс.Метрика