Автор: Галеева Миляуша Шазяровна
Должность: учитель татарского языка
Учебное заведение: СОШ №2
Населённый пункт: ЛЕНИНОГОРСК
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение игровых технологий в преподавании татарского языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной технологии в условиях модернизации образования"
Раздел: начальное образование
«Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Галеева Миляуша
учитель татарского
языка и литературы
«Применение игровых технологий
в преподавании татарского языка
в начальной школе как средство выработки коммуникативной технологии в условиях
модернизации образования»
Галеева Миляуша
учитель татарского
языка и литературы
1.
Введение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования, среди
которых и усиление роли татарского языка для обеспечения успешной социализации
учащихся. Изучение татарского языка начинается уже в начальной школе, и перед
учителем встает вопрос об использовании более эффективных технологий
образования с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
На мой взгляд, наиболее эффективными при обучении татарскому языку
являются игровые технологии, поэтому я выбрала следующую тему моей работы:
«Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка как средство
выработки коммуникативной и социокультурной компетенции».
Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проекта,
развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на
уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют
развитию интереса учащихся к предмету.
Согласно утверждению выдающегося педагога Л.В. Занкова, что каждый учитель
должен сохранить детскую активность внутренней психической деятельности,
вызывая в ребенке живой интерес к своему предмету, я считаю, что именно игра
позволяет сохранять эту активность.
Игра может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны
объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и
технологии обучения в условиях модернизации образования.
Эффективность игровых ситуаций на начальном этапе обучения татарскому
языку обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся,
психологическими особенностями игровой деятельности, как важным стимулом для
общения.
Игра применяется как средство наглядности и как упражнения по отработке речевых
навыков. Учебные игры могут отличаться учебными целями и задачами, формой
проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом
учеников.
Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики,
грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.
2. При изучении алфавита
Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является
изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому разнообразие игровых форм
на данном этапе очень важно.
Из опыта своей работы я могу порекомендовать следующее:
Игры по изучению алфавита:
1.
Перебрасывая мяч, называют букву алфавита в режимах: учитель-ученик,
ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;
2.
Называя букву алфавита, добавляют фразу на эту букву;
- распределяют буквы и звуки по своим домикам;
- составляют из букв слова;
- записывают алфавит на память;
3.
Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву;
4.
Слушают и хлопают в ладоши, если в телеграмме есть ошибка
(телеграмма из букв алфавита);
5.
Хлопают в ладоши при произношении мягких гласных букв, а при
произношении твердых не хлопают (Эстафеты между командами, кто
правильно и быстро запишет твердые гласные буквы, мягкие гласные буквы,
согласные буквы, звукосочетания;
6.
Собирают рассыпавшийся алфавит;
- Ролевая игра «Учитель». Один из ребят по считалке выбирается «учителем»,
показывая буквы по таблице – алфавиту, спрашивает учеников, что это за буква.
Эти игры позволяют прочно запомнить произношение, написание букв и
буквосочетаний, кроме грамотного чтения и письма, это позволит грамотно
пользоваться словарём.
3. Игры при изучении лексики
Лексические игры также очень важны. Например:
1. “Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его,
2. Учебники и рабочие тетради, по которым работают учащиеся, имеют большое
количество кроссвордов для запоминания лексики;
3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков
письма;
4. Игра «Угадай, кто это?» (слайд)
5. Игра «Что лишнее»( в ходе слайд)
6. «Соберём салат» (называя фрукты и овощи);
7. Составь кроссворд по теме;
8. Найди лишнее слово в списке;
9. «Веселый зоопарк»
4. При изучении грамматического материала
Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и тренировать
основные грамматические формы:
Эти игры позволяют запомнить трудные грамматические правила
непроизвольно, дети, с удовольствием играя, запоминают эти правила.
1. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.
2. Составь из фраз диалог;
3. Распредели предложение на четыре - пять смысловых групп;
4. Составь из предложений связный рассказ;
5. Сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры;
6. Прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической
последовательности;
7. Прочитай начало предложения и найди соответствующий конец;
8. Прочитай начало предложения и придумай конец;
9. Составь диалог на заданную тему;
В отдельную группу выделяются ролевые игры, облегчить процесс обучения.
Дети с удовольствием исполнят роли (мамы, воспитательницы, врача, покупателя,
продавца, животных, учителя) детям нравится имитировать данных персонажей и
вживаться в роль. Например, Тема: «Сәламәт булыйк”. Мальчик простудился и
заболел. К нему пришел доктор, и он осматривает больного и между ними состоится
разговор. Один из учеников выступает в роли врача, а другой – в роли больного.
Например, предлагается сыграть роль друга, мамы, учителя, зайца и т.д., когда
провожу ролевые игры, предлагаю включить волшебные слова. Например:
- Исәнмесез, авыр булмаса минем дәфтәремне бирегез әле?
- Ярар.
- Зур рәхмәт.
-Саубулыгыз.
-Саубулыгыз.
б) Ситуативные игры. Мама заболела, и ухаживай за ней. Спроси, что у нее
болит.
- Әни, нәрсәң авырта?
-Башым.
-Температураң бармы?
-Юк.
-Бал белән чәй эч.
5. При обучении аудированию
Для того чтобы обучить аудированию текстов, нужно развивать фонематический
слух, а этому способствуют следующие игры по тренировке слуха:
1. Хлопки, повторение за учителем в такт;
2. Разные хлопки (в ладоши, кулаками, тыльной стороной ладони, руками, согнутыми
в локтях);
3. Игра «Угадай, чей голосок?»;
4. «Если нравится тебе, то делай так!» (удары по разным предметам);
5. Слушаем гремящие предметы
(в мешочках разложены разные предметы, ученики на слух должны определить, что в
мешочке):
Все эти игры можно проводить во время физкультминуток, которые превратятся не
только в отдых, но и выполнят задачу по развитию фонематического слуха.
6.
Результаты применения технологии
Игровые технологии хорошо сочетаются с новыми технологиями - методом
проектов, также их легко можно сочетать с применением ИКТ, где можно
использовать как элементы игр, так и построить всю работу над проектом в виде
игры. На мой взгляд, применение новых технологии совместно с игровыми позволит
стать нашим ученикам всесторонне развитыми личностями, имеющими множество
компетентностей.
Использованная литература:
1. Айдарова С.Х. К знаниям через игру: Методические разработки для начальных
классов, обучающих русскоязычных детей русскому языку.- Казань: Изд-во ТГГИ,
1998-116 с.
2. Актуальные вопросы преподавания родного, русского языков в татарской школе.-
Казань, 1979-162 с.
3. Асадуллин А.Ш. Знай татарский ты язык, знай и русский ты язык.-Казань:
Мәгариф, 1997-100с.
4. Асадуллин А.Ш., Юсупов Р.А. Рус телендэ сөйлэшүче балаларга татар теле укыту
методикасы нигезләре.-Казань: Мәгариф, 19981516.
5. Гильманов Д.Ш. Особенности введения русскоязычных детей в разговорную
татарскую речь на уроках в школе. //Психологическая наука и образование №4, 1997
с.51
6. Гильманов Д.Ш. Уроки татарского языка на основе предметных действий для
русскоязычных детей дошкольного и младшего школьного
7. Литвинов И.Л. Башка милләт балаларына татар телен ничек укытырга //Мәгариф.-
1991.-№ 6.-Б. 11-21.
8. Литвинов И.Л. Почему наши дети не умеют говорить по-татарски? //Вечерняя
Казань-1994-13.02.
9. Назметдинова И.С. О психолингвистической природе диалогической речи
/Развитие диалогической речи младших школьников-М., 1997 .-319 с.
10. Основы теории речевой деятельности /Отв. ред. А.А.Леонтьев-|М.: Наука, 1974-
368 с.
11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие
для учителей иностранных языков.- М.: Просвещение, 1985-208 с.
12. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному
общению.- М.: Рус. яз., 1989-278 с.
13. Рожкова Г. Ситуация как обучающий прием развития речи //Рус. яз. в нац. шк.-
1959.-№ 5.-С. 29-36.
14. Сафиуллина Ф.С. Татарский язык. Самоучитель-Казань: Таткнигоиздат,
1991-445 с. «
15. Хайдарова 3., Н.Г. Галиева «Татар теле»-Казань, 1999.
16. Харисов Ф.Ф. Рус телендә сөйләшүче балаларны татарчага өйрәтүнең башлангыч
чоры.-Казан: Мэгариф, 1996- 43 б.