Автор: Заглазеева Наталья Павловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ № 2
Населённый пункт: р.п.Новоспасское Ульяновской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Школьный урок: слагаемые его эффективности
Раздел: среднее образование
Заглазеева Наталья Павловна,
учитель истории и обществознания
МОУ СШ № 2 р.п.Новоспасское Ульяновской обл.
Школьный урок: слагаемые его эффективности
Несмотря на все реформы, совершаемые в последние годы в системе
образования, урок был и остается главной формой обучения.
Современный урок - это урок, соответствующий требованиям подготовки
конкурентоспособного
выпускника
с
оптимальным
уровнем
качества
образовательной
подготовки,
владеющего
ключевыми
компетенциями
и
имеющего
способность
к
социализации
в
иных,
отличных
от
школьной
образовательной среды, условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности
урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию,
педагогов, учащихся и их родителей.
Так что же влияет на эффективность урока?
Слово «эффективность» в переводе с латинского означает выполнение
действий, результат, следствие каких-либо действий.
Реальная
эффективность
урока
–
это
его
результат,
степень
усвоения
материала
учениками.
Какими
бы
внешне
эффективными
приемами
ни
пользовался педагог, но, если ученики не усвоили тему, урок эффективным
назвать
нельзя.
На
уроке
учащиеся
должны
усвоить
намеченный
объем
материала, выработать нужные навыки и умения.
У каждого урока должны быть: 1) четкая цель - чего учитель хочет
добиться;
2)
средства
-
что
поможет
учителю
в
достижении
цели,
3)
определение
способа
-
как
учитель
будет
действовать,
чтобы
цель
была
достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с
указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические
задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
1.
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте
учебной программы.
2.
Отобрать
учебный
материал
(определить
его
содержание,
объем,
установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный
материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
3.
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном
классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах
урока.
4.
Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.
5.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый
его этап.
6.
Продумать форму подведения итогов урока.
7.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Для построения урока в рамках ФГОС важно знать, какими должны быть
критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой тип урока
учитель выбрал. Критериями эффективного урока являются:
- активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего
урока;
-
обеспечение
психологического
комфорта
и
эмоциональной
сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
- мотивация познавательной деятельности на уроке;
-
обеспечение
рефлексии
и
самоконтроля
учащихся
в
процессе
деятельности в течение всего урока;
- наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке;
- достижение целей урока.
Рассмотрим эти критерии более подробно:
Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение
всего урока может быть достигнута при соблюдении следующих условий:
- сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий;
- использование элементов проблемного обучения;
- рациональное использование времени;
- применение наглядных пособий;
- использование презентаций, кино- и видеофильмов.
Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий.
Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, учитель
подбирает соответствующие элементам этого содержания методы и приемы
обучения,
стремясь
сочетать
в
разумных
соотношениях
репродуктивную
и
творческую деятельность учеников при максимально плотном использовании
времени урока.
Использование элементов проблемного обучения. В основе организации
проблемного
обучения
лежит
принцип
поисковой
учебно-познавательной
деятельности
школьника.
Проблемное
обучение
предполагает
оптимальное
сочетание
их
репродуктивной
и
творческой
деятельности.
Оно
поможет
учащимся
не
только
успешно
овладеть
учебным
материалом,
но
и
будет
способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать
активность обучения.
Рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный
или
фронтальный
опрос.
Задача
которого
–
активизировать
весь
класс
в
процессе
соответствующего
элемента
урока.
При
уплотненном
опросе
для
ответа
вызывается
несколько
учеников.
Часть
из
них
работает
у
доски,
подготавливая
ответы
на
вопросы,
а
часть
на
своих
рабочих
местах
с
индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих
товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.
Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных
знаний,
развить
устную
речь
школьников,
систематически
выявлять
теоретические
знания
практически
всех
учеников
класса,
ликвидировать
пробелы в их знаниях.
Для того чтобы избежать формализма в знаниях, необходимо вопросы
сформулировать так, чтобы ученик, отвечая на них, проявил сообразительность
и показал истинное знание учебного материала. То есть, отвечая на вопросы,
школьник не только должен объяснить, почему он так решил, обосновать свой
ответ.
Применение
наглядных
пособий.
Применение
наглядности
повышает
интерес
к
изучаемому
предмету,
облегчает
процесс
получения
знаний,
способствует
прочности
усвоения
материала
и
изжитию
формализма
в
обучении.
Широкое
использование
и
правильное
применение
наглядных
пособий
расширяет
и
углубляет
представления
об
изучаемом
вопросе,
сокращает время на изложение материала.
Так, демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его, а
подробно
пояснить
его
смысл,
выделить
при
этом
главную
мысль,
им
раскрываемую;
проводить
демонстрацию
наглядных
пособий
следует
фронтально; в дальнейшем пособие должно быть использовано для закрепления
и повторения материала; использовав пособие на уроке, полезно выставить его
на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учеников.
Использование презентаций и кино- и видеофильмов. Учебные фильмы и
презентации
облегчают
восприятие
материала.
Благодаря
специфическим
возможностям
кино
можно
выделить
существенные
детали,
воспроизвести
зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый
процесс в динамике.
Обеспечение
«психологического
комфорта»
и
эмоциональной
сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.
Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие
интеллекта.
Если
ученик
переживает
свои
успехи
или
неудачи,
то
это
способствует включению мотивационных центров.
Множество примеров из школьной действительности показывают, что в
условиях нарушения психологического комфорта, учащиеся теряют мотивацию
к обучению, наблюдается резкое понижение активности и работоспособности,
заинтересованности
в
учебном
процессе
и,
как
следствие,
снижается
успеваемость.
Очень
часто
ученики,
психологически
зажатые,
испытывают
трудности
в
выражении
собственных
мыслей,
что
серьезно
влияет
на
их
образовательные
возможности.
Это
может
быть
связано
с
застенчивым
характером самого ребенка, однако на уроке, обстановка которого не вызывает
психологического дискомфорта, даже самые робкие ученики способны раскрыть
себя.
Мотивация познавательной деятельности на уроке
Для
формирования
у
учеников
положительного
отношения
к
учению,
потребности в получении знаний, умений и навыков, воспитания у них чувства
долга,
ответственности
используется
весь
арсенал
методов
организации
и
осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические
методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные
методы, а также методы самостоятельной учебной работы.
Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе
деятельности в течение всего урока
Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке
своих действий будет подталкивать ученика и требовать от него тщательного
анализа,
обобщения,
обоснования
и
самопроверки
каждого
шага
своих
действий.
Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы
выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап: ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для
этого
педагог
должен
показать
учащимся,
что
любое
обучение
-
органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной
форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;
ознакомить
учащихся
с
нормами
и
критериями
оценки
знаний,
умений
и
навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим
контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную
оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценивания.
2-й
этап:
ученик
должен
научиться
наблюдать
и
анализировать
учебную
деятельность
своих
товарищей.
Взаимопроверка
служит
хорошей
школой
воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо
легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на
свою деятельность.
3-й этап: ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной
деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От
способности
ученика
к
самоанализу
и
самооценке
зависит
успешность
его
обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция
на оценку его деятельности со стороны учителя.
С
введением
рефлексии
повышается
ответственность
учащихся
за
результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке
Большое значение с точки зрения активизации мышления учащихся имеет
самостоятельная работа.
В
дидактике
под
самостоятельной
работой
ученика
понимают
такую
деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но
по его заданию, под его руководством и наблюдением.
По
основной
дидактической
цели
самостоятельную
работу
можно
разделить на работу, направленную на приобретение и расширение знаний; на
овладение умениями и навыками; на применение знаний, умений, навыков.
При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы,
учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную
цель, однозначно определенную методику его выполнения и вызвать у них
интерес.
Последнее
достигается
новизной
содержания
или
формы
задания,
раскрытием
практического
значения
рассматриваемого
во п р о с а ,
исследовательским характером заданий.
Достижение целей урока
Эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель
пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе
обучения.
«Ученический
блок»
конечного
результата
урока
складывается
из
следующих позиций:
уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;
отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;
объективная направленность деятельности учеников на образование и
развитие своей личности;
наличие у учащихся познавательного интереса;
знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.
Знать – это значит осмыслить и запомнить.
Эффективный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха:
никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Поскольку урок –
общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам
наивысшие
образцы
культуры
общения.
Необходимо
настойчиво
отодвигать
мотив отметки в организуемой деятельности, а выдвигать на первый план мотив
познавательный
и
нравственный.
Чтобы
реализовать
на
уроке
данные
культурные
ценности,
педагогу
необходимо
использовать
систему
организационных правил:
1) доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в
поле зрения каждого ребенка;
2)
сопровождать
педагогическое
требование
инструкцией,
раскрывающей
способы выполнения требования;
3)
предлагать
положительную
программу
действий,
выдвигая
позитивные
требования;
4)
предъявлять
доступные
для
детей
требования
в
настоящий
период
их
развития;
5) переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы
частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное в процессе становления
его "личного Я".
самоконтроле и критической самооценке.