Автор: Масляева Галина Алексеевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ " Дохновичская СОШ"
Населённый пункт: с. Дохновичи Стародубский район Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения. Основные формы развивающего урока."
Раздел: среднее образование
Формы организации обучения. Урок как основная форма организации
обучения. Основные формы развивающего урока.
1.Формы организации обучения и обоснование их использования: генезис организационных форм
обучения;
2.Урок как основная форма организации обучения; основные требования к уроку (Общие,
дидактические, воспитательные, развивающие, психологические, гигиенические); типы уроков;
другие формы организационно-учебной деятельности учеников (семинары, практикумы, учебные
экскурсии, ролевые игры)..
Содержание образования, его цель и задачи, методы обучения реализуют в организационных
формах обучения. В дидактике форма (от лат. forma — внешность, устройство) означает способ
организации обучения. Она представляет собой построение способов общения преподавателя и
обучаемых по заранее установленному режиму и порядку.
Основной формой обучения сегодня является классно-урочная система, единицей которой
является урок — более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором
представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства, т. е. его
дидактические звенья.
В своем историческом развитии классно-урочная система обучения прошла сложный и длинный
путь. Она пришла на смену индивидуальному обучению, применявшемуся в школах древнего
мира и средневековья.
Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель проводил занятия с одним
учеником либо у себя дома, либо в доме ученика. Положительными в этой форме организации
обучения являются:
- высокий уровень самостоятельности;
- возможность регулировать темп работы;
- эффективность при овладении углубленными знаниями, умениями и навыками;
- организация систематического контроля и возможность подбора дифференцированных заданий.
Индивидуальное обучение позволяет также более полно учитывать особенности развития
ребенка.
Недостатки индивидуальной формы обучения заключаются в том, что обучающиеся не общаются
друг с другом, не видят положительного примера, нет творчества сотрудничества, требуются
большие материальные затраты. Уже в XVI в. индивидуальное обучение подвергалось критике.
Однако его элементы сохранялись долгое время, до XIX в. включительно. Многие дворянские дети
получали вначале домашнее образование. Сегодня индивидуальное обучение применяется в
виде репетиторства, Дополняя коллективное, а также рекомендуется отдельным ученикам по
медицинским показаниям.
В средние века на смену индивидуальному пришло индивидуально-групповое обучение. Группы
не были постоянными, обучающиеся были разного возраста и с разным уровнем знаний. В школах
такого типа учащиеся зазубривали материал, а учитель, вызывая их индивидуально, требовал
точного повторения материала. В 20-30-х годах XVI в., когда стали развиваться города, торговля,
промышленность, возникли зачатки классно-урочной системы в так называемых братских школах
в Чехии, Польше, Венгрии, Саксонии, а также Украине и Белоруссии. Дошедшие до нас Уставы
Луцкой (1624 г.), Львовской, Киевской, Каменец-Подольской братских школ предусматривал
организацию обучения по урочной системе.
Заслуга разработки важнейших вопросов классно-урочной системы обучения принадлежит
великому чешскому ученому-педагогу Я. Коменскому, автору "Великой дидактики" и "Законов
благоустроенной школы". Подвергнув критике индивидуальный порядок обучения, он разработал
новую систему обучения и сформировал ряд правил, которые используются и в наши дни:
учащиеся принимаются в школу один раз в году; делятся на классы с постоянным составом;
классные занятия должны проводиться ежедневно по 4-6 часов с перерывами между ними;
каждый урок должен иметь свою задачу, начинаться и заканчиваться в одно и то же время;
учитель должен работать со всем классом.
Большой вклад в развитие классно-урочной системы внес известный педагог и психолог XIX в. К.
Ушинский. Характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с постоянным
составом учащихся, строгое расписание занятий, сочетание фронтальных занятий с
индивидуальными, четкую постановку цели, связь нового с пройденным, образцовый порядок и
дисциплину, мастерство учителя.
В конце XIX — начале XX в. возникла система взаимного обучения (белланкастерская, по именам
священника А. Белла и учителя Дж. Ланкастера). Сущность ее состояла в том, что учитель
организовывал обучение младших школьников с помощью старших. Старшие получали от учителя
инструкции и учили младших.
В начале XX в. снова была сделана попытка отказаться от классно-урочной системы.
Американская учительница из города Дальтона Э. Паркхерст предложила всю учебную работу
проводить согласно Дальтон-плану. Суть его состояла в том, что вместо классов занятия
переносились в лаборатории, снабженные книгами, пособиями, приборами, которыми учащиеся
могли пользоваться индивидуально. Учитель давал задание индивидуально, помогал каждому
ученику, если нужно, а ученик, изучив материал, сдавал зачет и получал новое задание и т. Д-
Другой формой, возникшей во второй половине XIX в. в США, явился так называемый метод
проектов ("проект-дело"). В его основу положена формула "обучение по средствам делания",
обоснованная Д. Дьюи появились тематические центры, в которых учеба сочеталась с трудовой
деятельностью.
В конце XIX — начале XX в. были известны и такие формы обучения, как Мангеймская,
основанная в Германии И. Зиккингером. Он разделил всех детей на четыре группы:
1) основные классы для детей со средними способностями (50-60 %) — обучение 8 лет;
2) классы для малоспособных детей (20-30 %) — обучение 4 года;
3) вспомогательные классы для умственно отсталых детей (2-2,5 %) — обучение 4 года;
4) классы для одаренных (20-25 %) и из них 1,2 % высокоодаренных — обучение 6 лет.
В американской школе использовалась и такая форма, как план Грампа, согласно которому
отводилось 40 % времени для обучения учащихся в больших группах (100-150 чел.); 20 % — в
малых группах (10-15 чел.); 40 % — на самостоятельную работу.
Практически ни одна из этих организационных форм не прижилась в школе, и основной осталась
классно-урочная система.
Основной формой обучения сегодня является классно-урочная система, единицей которой
является урок — более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором
представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства, т. е. его
дидактические звенья.
К уроку как форме организации обучения предъявляются дидактические, воспитательные и
организационные требования.
Дидактические требования предполагают:
- определение образовательных задач урока и его составных элементов, места конкретного урока
в системе других занятий;
- определение оптимального сочетания содержания урока с требованиями учебной программы по
предмету, целями урока и учетом уровня развития обучаемых;
- выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, обеспечивающих познавательную
активность обучаемых.
Воспитательные требования к уроку предполагают постановку воспитательной задачи урока;
формирование научного мировоззрения, высоких моральных и эстетических вкусов, обеспечение
связи обучения с практикой, с жизнью; формирование и развитие у обучаемых познавательных
интересов, положительных мотивов учения, навыков самостоятельной работы, творческой
инициативы и т. п.
Организационные требования к уроку предполагают наличие продуманного плана урока,
организационную четкость его проведения, рациональное использование средств обучения, в том
числе технически
Качественное своеобразие уроков определяется их целями, содержанием, методикой
проведения, особенностями учебного заведения, мастерством педагога, уровнем
интеллектуального развития учащихся. Чтобы определить общие стороны урока, необходима их
классификация.
В дидактике существуют разные подходы к классификации уроков:
- по способу проведения — урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок практических занятий и т.
д.;
- по характеру познавательной деятельности — урок первичного закрепления, урок образования
понятий и т. д.;
- по степени самостоятельности — урок самостоятельной работы, урок работы педагога с группой
и т. д.
Из педагогов прошлого наиболее стройную и сохранившую до нашего времени свое научное
значение классификацию уроков дал Ушинский. Он выделял следующие типы уроков:
- уроки устных упражнений,
- уроки письменных упражнений,
- уроки проверки и оценки знаний, который проводятся после определенного периода обучения и
в конце учебного года.
В настоящее время чаще всего применяется классификация уроков по дидактическим целям и
месту уроков в их общей системе, предложенная с некоторыми видоизменениями Б. Есиповым, Н.
Болдыревым, Г. Щукиной, В. Онищуком и др. В соответствии с данной классификацией
выделяются такие типы уроков:
- уроки овладения учащимися новыми знаниями;
- уроки формирования умений и навыков;
- уроки повторения и закрепления (комплексного применения знаний, умений и навыков);
- контрольно-проверочные уроки, комбинированные уроки, на которых решается сразу несколько
дидактических задач;
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.
Эффективность использования разных форм обучения определяется во многих случаях
способами организации учебной деятельности обучаемых. Выделяют три способа (формы):
индивидуальная, групповая, коллективная (фронтальная) работа обучаемых на уроке.
Индивидуальная работа на занятии предусматривает выполнение заданий самостоятельно
каждым обучающимся на уровне его учебных возможностей. Эта форма работы используется и в
условиях программированного и компьютерного обучения (для проверки знаний, умений и
навыков).
Групповая работа — это способ организации учебных занятий, при котором ставятся
определенные задания группе из 5-7 чел. (задания дифференцированные,
индивидуализированные; при этом оценивается каждый ученик).
Коллективная работа предполагает выполнение всеми обучаемыми одного и того же задания
(например, беседа, диктант).