Автор: Толшмякова Галина Петровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ " Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: село Ашап, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование самостоятельности учащихся на уроках технологии"
Раздел: среднее образование
Формирование самостоятельности учащихся на трудовых занятиях
по сельскохозяйственному труду в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы).
Большое значение имеют навыки самостоятельности учащихся при дальнейшем
трудоустройстве после окончания школы. Многие выпускники школ не проявляют инициативы и
активности, поэтому они долго не могут включиться в производственный процесс, а иногда не
могут выполнять самостоятельно трудовые операции. От учителя коррекционной школы требуется
напряженная и систематическая работа, чтобы своим воспитанникам привить элементарные
навыки и умения самостоятельной работы. Необходимо на каждом занятии знакомить с
технологическими знаниями, развивать познавательные процессы учащихся и воспитывать
трудолюбие, настойчивость и уверенность в своих действиях.
На уроках сельскохозяйственного труда после изучения теоретического материала по
растениеводству необходимо сразу проводить практическое закрепление. У учащихся должна
возникнуть потребность в составлении плана работы не только на один день, но и на длительное
время. Так при самостоятельном выращивании овощей выпускники школы четко должны
представлять всю последовательность выращивания, очередность сезонных работ. Дети должны
видеть необходимый фронт работы и понимать – как важно выполнять ту или иную работу
вовремя. Порой необходимо создавать такую ситуацию, чтобы дети почувствовали « на себе» эту
физическую работу. Например: первая прополка грядок со всходами моркови после посева.
Можно даже замерить время, потраченное на прополку. Первая грядка – когда четко видны
всходы моркови и всходы сорняков. Вторая грядка – когда всходы моркови намного меньше , чем
сорняки и их уже много. Если дети летом находятся дома, то можно дать летнее домашнее
задание учащимся, которые занимаются на уроках сельскохозяйственного труда. Данную работу
можно предложить в виде проекта. Ученики сами сделают соответствующий вывод. Такой
жизненный опыт им пригодится в дальнейшем. Проектной деятельностью мои воспитанники
занимались с большим желанием. В группе было шесть учеников в 2015-2016 уч.г. и каждый
работал над своей выбранной темой по растениеводству. Так как наши дети чаще
руководствуются ближайшими мотивами учителю надо показывать, что хороший урожай овощей и
другой сельскохозяйственной продукции зависит от того - какие задачи должны быть обязательно
решены через некоторое время. Считаю, что самое основное в процессе привития
самостоятельности – это разбудить желание у воспитанника нашей школы заниматься выбранным
делом. Например: выращивание овощей. Каков мотив? Это может быть - получить высокий
урожай или получить экологически чистую продукцию. Необходимо прокормить большую семью ,
а может и быть такой мотив – очень люблю работать на своем огороде -он у меня лучше всех. Сам
учитель должен любить землю. Очень важный момент - надо учить наших детей также проявлять
волю и упорство.
Побуждая ученика к активной самостоятельной работе, учитель должен оказывать ему
конкретную помощь, в которой он нуждается. Иногда бывает, что учащийся активно и
добросовестно относится к работе, хочет получить наилучшие результаты, но ему это не удается
из-за того, что он не умеет правильно ее организовать. Не имея опыта в преодолении
встречающихся трудностей, ученик начинает чувствовать себя беспомощным, терять веру в свои
силы. В таких случаях ученику надо помочь. Надо систематически приучать его к
самостоятельности, вырабатывать у него умение приводить себя в состояние мобилизационной
готовности и настойчиво добиваться поставленной цели.