Напоминание

Адаптация первоклассников к обучению в школе искусств.


Автор: Ветчинкина Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО Трубчевская школа искусств им.А.Вяльцевой
Населённый пункт: Г.Трубчевск
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация первоклассников к обучению в школе искусств.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Адаптация первоклассников к обучению в

школе искусств.

"Ребенок до 10 лет физиологически очень уязвим во всех дезаптационных

процессах, если они происходят, и поэтому именно физиологические

процессы необходимо выстроить в первую очередь для того, чтобы он мог

лучше справляться со стрессом", - сказала педагог-психолог, победитель

конкурса "Учитель года" Анастасия Кузнецова.

По ее словам, нормальным адаптационным периодом считается 1,5 месяца,

но иногда он может увеличиваться, и в этом случае ребенку необходима

дополнительная помощь. У детей сложности с адаптацией часто бывают

напрямую связаны со здоровьем, поэтому родителям необходимо быть

особенно чуткими и наблюдать за ребенком и его эмоциональным

состоянием.

"Могут появиться головные боли, проблемы с животом, повышается

температура, ну, и любые другие слабые места в здоровье дают о себе

знать. Как правило, в любой школе в современной системе образования все

эти риски педагогическим коллективом предусмотрены", - отметила она.

Главная особенность детей-первоклассников – первичное осознание позиции

школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится

выполнять. Ребенок убежден в том, что у него все должно получаться

хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их

причины. Наибольшее же предпочтение в дополнительном образовании

отдаётся музыкальным школам.

Внимание и память в основном не произвольны, то есть для концентрации

ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые

сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется

темпераментом. В силу этого отвлекаемость во время выполнения заданий

довольно высокая, а контролировать свои действия (например, проверить

наличие ошибок в разборе нотного текста) малыш умеет плохо.

Поступление ребенка в музыкальную школу – это принципиально новый этап

его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе.

Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может

затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую

очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.

Главная забота родителей в период адаптации первоклассника к школе –

поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Ваше

участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных

способностей ребёнка.Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками в

музыкальной школе. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и

принимайте его таким, какой он есть. Сравнивайте его собственные успехи.

Музыкальная школа является дополнительным образованием. Но это не

кружок, а именно школа. С первых дней необходимо настроить ребенка на

серьезное отношение к посещению школы. Как известно, лучший прием

воспитания это собственный пример, поэтому от Вашего отношения к

музыкальной школе, будет зависеть отношение к ней вашего ребенка. Если

вы будете интересоваться классической, живой музыкой, то и ваш ребенок

будет увлечен ей. Слушайте такую музыку дома, смотрите и посещайте

концерты классической музыки.

Самая главная цель родителей в этот период – дать ребенку опыт

самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам

ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на

этой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих

возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту

ответственность.

Не стоит интересоваться только отметками в музыкальной школе, лучше

спросить, что сегодня было интересного в школе, что нового он узнал, что

ему больше всего нравится в школе.

Первое время необходимо ненавязчиво контролировать выполнение

домашних заданий по музыке, пока ребенок не привыкнет к новому режиму

дня. А режим дня должен быть у школьника обязательно. И даже если ваш

ребенок уже не первоклассник в общеобразовательной школе и у него уже

выработался свой режим, то с поступлением в музыкальную школу

необходимо внести соответствующие изменения в его режим.

Ни в коем случае нельзя превращать занятия музыкой в наказание.

Такие условия выработают негативное отношения к музыке у ребенка.

Музыкой необходимо заниматься каждый день. В первом классе для этого

достаточно 20-30 минут. На выходных можно устраивать семейные

концерты, на которых дети смогут продемонстрировать вам выученные

песенки или пусть даже упражнения.

После домашних заданий ребенок может отправиться на дополнительные

занятия - в нашем случае, в музыкальную школу. Дорогу на занятия можно

совместить с прогулкой.

Почему же нужно заниматься музыкой?

Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов,

русских и европейских. Музицировать — это лоск, блеск и шик, апофеоз

светских манер. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину:

заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.

Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он

пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует

звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее

крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и

фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов, это развивает

структурное мышление у учащихся.

Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня

называют коммуникативные навыки.

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать

много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких

одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает

несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует

настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может

прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить

в нескольких направлениях.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем

терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое

видение окружающего мира. Музыка даёт и образное мышление, и

пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому

труду. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить

увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь.

Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое,

чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную,

образную, ассоциативную.

Очень рекомендуется родителям вместе с детьми посещать концерты в

музыкальной школе. Это сблизит, и позволит в подростковом возрасте

более легко достигнуть взаимопонимания с ребенком.

Экзамены проходят в игровой форме, ведь самое главное на первоначальном

этапе показать ребенку, что сдавать экзамены совсем не страшно и

мотивировать его к дальнейшим успехам в овладении музыкальным

искусством.

В связи с тем, что многие дети сейчас с неустойчивой психикой,

чувствуется острая необходимость делать экзамены для первоклассников в

игровой форме, а точнее в виде академических концертов – сказок. Таким

образом, дети потихоньку начинают преодолевать страх перед сценой,

публикой, большим количеством людей. Дети достаточно легко входят в

жёсткий ритм сдачи академических концертов и технических зачётов,

чувствуют поддержку родителей, гостей. Создаётся атмосфера не

«взрослого» академического концерта – обязательного экзамена, а

атмосфера праздника. На празднике дети надевают праздничные наряды,

зовут послушать своё исполнение родственников, друзей, одноклассников.

Ветчинкина И.А 2017г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика