Автор: Ветчинкина Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО Трубчевская школа искусств им.А.Вяльцевой
Населённый пункт: Г.Трубчевск
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация первоклассников к обучению в школе искусств.
Раздел: дополнительное образование
Адаптация первоклассников к обучению в
школе искусств.
"Ребенок до 10 лет физиологически очень уязвим во всех дезаптационных
процессах, если они происходят, и поэтому именно физиологические
процессы необходимо выстроить в первую очередь для того, чтобы он мог
лучше справляться со стрессом", - сказала педагог-психолог, победитель
конкурса "Учитель года" Анастасия Кузнецова.
По ее словам, нормальным адаптационным периодом считается 1,5 месяца,
но иногда он может увеличиваться, и в этом случае ребенку необходима
дополнительная помощь. У детей сложности с адаптацией часто бывают
напрямую связаны со здоровьем, поэтому родителям необходимо быть
особенно чуткими и наблюдать за ребенком и его эмоциональным
состоянием.
"Могут появиться головные боли, проблемы с животом, повышается
температура, ну, и любые другие слабые места в здоровье дают о себе
знать. Как правило, в любой школе в современной системе образования все
эти риски педагогическим коллективом предусмотрены", - отметила она.
Главная особенность детей-первоклассников – первичное осознание позиции
школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится
выполнять. Ребенок убежден в том, что у него все должно получаться
хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их
причины. Наибольшее же предпочтение в дополнительном образовании
отдаётся музыкальным школам.
Внимание и память в основном не произвольны, то есть для концентрации
ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые
сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется
темпераментом. В силу этого отвлекаемость во время выполнения заданий
довольно высокая, а контролировать свои действия (например, проверить
наличие ошибок в разборе нотного текста) малыш умеет плохо.
Поступление ребенка в музыкальную школу – это принципиально новый этап
его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе.
Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может
затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую
очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.
Главная забота родителей в период адаптации первоклассника к школе –
поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Ваше
участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных
способностей ребёнка.Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками в
музыкальной школе. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и
принимайте его таким, какой он есть. Сравнивайте его собственные успехи.
Музыкальная школа является дополнительным образованием. Но это не
кружок, а именно школа. С первых дней необходимо настроить ребенка на
серьезное отношение к посещению школы. Как известно, лучший прием
воспитания это собственный пример, поэтому от Вашего отношения к
музыкальной школе, будет зависеть отношение к ней вашего ребенка. Если
вы будете интересоваться классической, живой музыкой, то и ваш ребенок
будет увлечен ей. Слушайте такую музыку дома, смотрите и посещайте
концерты классической музыки.
Самая главная цель родителей в этот период – дать ребенку опыт
самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам
ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на
этой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих
возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту
ответственность.
Не стоит интересоваться только отметками в музыкальной школе, лучше
спросить, что сегодня было интересного в школе, что нового он узнал, что
ему больше всего нравится в школе.
Первое время необходимо ненавязчиво контролировать выполнение
домашних заданий по музыке, пока ребенок не привыкнет к новому режиму
дня. А режим дня должен быть у школьника обязательно. И даже если ваш
ребенок уже не первоклассник в общеобразовательной школе и у него уже
выработался свой режим, то с поступлением в музыкальную школу
необходимо внести соответствующие изменения в его режим.
Ни в коем случае нельзя превращать занятия музыкой в наказание.
Такие условия выработают негативное отношения к музыке у ребенка.
Музыкой необходимо заниматься каждый день. В первом классе для этого
достаточно 20-30 минут. На выходных можно устраивать семейные
концерты, на которых дети смогут продемонстрировать вам выученные
песенки или пусть даже упражнения.
После домашних заданий ребенок может отправиться на дополнительные
занятия - в нашем случае, в музыкальную школу. Дорогу на занятия можно
совместить с прогулкой.
Почему же нужно заниматься музыкой?
Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов,
русских и европейских. Музицировать — это лоск, блеск и шик, апофеоз
светских манер. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину:
заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он
пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует
звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.
Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее
крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и
фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов, это развивает
структурное мышление у учащихся.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня
называют коммуникативные навыки.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать
много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких
одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает
несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует
настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может
прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить
в нескольких направлениях.
Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем
терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое
видение окружающего мира. Музыка даёт и образное мышление, и
пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому
труду. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить
увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь.
Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое,
чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную,
образную, ассоциативную.
Очень рекомендуется родителям вместе с детьми посещать концерты в
музыкальной школе. Это сблизит, и позволит в подростковом возрасте
более легко достигнуть взаимопонимания с ребенком.
Экзамены проходят в игровой форме, ведь самое главное на первоначальном
этапе показать ребенку, что сдавать экзамены совсем не страшно и
мотивировать его к дальнейшим успехам в овладении музыкальным
искусством.
В связи с тем, что многие дети сейчас с неустойчивой психикой,
чувствуется острая необходимость делать экзамены для первоклассников в
игровой форме, а точнее в виде академических концертов – сказок. Таким
образом, дети потихоньку начинают преодолевать страх перед сценой,
публикой, большим количеством людей. Дети достаточно легко входят в
жёсткий ритм сдачи академических концертов и технических зачётов,
чувствуют поддержку родителей, гостей. Создаётся атмосфера не
«взрослого» академического концерта – обязательного экзамена, а
атмосфера праздника. На празднике дети надевают праздничные наряды,
зовут послушать своё исполнение родственников, друзей, одноклассников.
Ветчинкина И.А 2017г.