Автор: Александрова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 136
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: " Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников"
Тема: " Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
« Работа с родителями по экологическому воспитанию
дошкольников»
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок
черпает многие знания и впечатления.
Работа
с
родителями
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
является одной из составных частей работы дошкольного воспитания. Только
опираясь
на
семью,
только
совместными
усилиями
мы
можем
решить
главную
задачу
–
воспитание
человека
с
большой
буквы,
человека
экологически грамотного, человека, который будет жить в 21 веке.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый
план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали
актуальными?
Причина
-
в
деятельности
человека
в
природе,
часто
безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,
ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был
ребенком. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у
детей
экологической
культуры.
Что
же
включает
в
себя
понятие
«экологическая
культура»?
Экологическая
культура
–
это
знания,
практические
навыки,
эстетические
переживания
–
эмоциональное
отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание,
сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться
ее красотой и т.д.).
Чувство природы является основой экологического – и эстетического –
сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и
учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны
быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить
родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе.
Например: Лекарственные растения – это общее достояние, это наше
богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения
нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их –
браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не
луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
Ягоды – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в
букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут
погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточку.
Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы
появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на
лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного
паучка в густой траве. Поэтому важно с раннего детства воспитывать у детей
чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей,
например к незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно
противопоставить правильные практические действия: уборку мусора,
расчистку родников и т.д.
Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость
красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир:
стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно,
попробовать
на
вкус.
Поддерживая
искренний
интерес
ребёнка
к
окружающему,
следует
помнить
о
воспитании
бережного
отношения
к
природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь
старались привить детям.
Особое внимание надо уделять искоренению в некоторых детях стремления
мучить
животных,
убивать
их.
Для
приобретения
опыта
поведения
в
природной среде можно использовать экологические ситуации. Например:
дети нашли ежика в лесу и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В
чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые
для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле, значит, ежа надо
вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они
живут своей жизнью.
Можно использовать словесные ситуации, которые хорошо предложить
родителям обсудить дома с детьми.
Например: на ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Дайте оценку этому поступку. Как бы Вы поступили? Что надо делать, когда
встречаешь птиц? Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой? Надо ли
помогать
птицам?
Как?
Нужно
ли
срывать
несъедобные
ягоды
калины,
крушины, рябины без необходимости?
В итоге вместе с родителями необходимо сделать вывод: показателем
эффективности экологической образованности и воспитанности являются не
только знания ребенка о природе, но и его участие в улучшении природного
окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим
отношением
к
природе,
своим
поведением
оказывает
воздействие
на
личность ребенка и воспитание в нем доброты к природе.
Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на правилах
единства действия на чувства, опыт, сознание, поведение база гармоничного
и целостного развития личности ребёнка. Любое педагогическое действие,
должно
приводить
к
положительному
эмоциональному
отклику,
вырабатывать
осознанность,
расширять
представления
об
явлениях
и
устройстве мира.
Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но
нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу,
чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок
во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Литература:
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «
Дошкольное воспитание», 2000, №7, с.58-63.