Автор: Игнатьева Татьяна Афанасьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №5"
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кислородные соединения азота"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Средняя школа № 5» ЕМР РТ
Разработка урока на тему
Кислородные соединения азота
учитель биологии и химии
Игнатьева Татьяна Афанасьевна
Елабуга, 2017
Предмет: химия
Класс: 9
Тема урока: Кислородные соединения азота
Тип урока: изучение новой темы
Учебник: О.С.Габриелян. Химия, 9 класс. М.: Дрофа, 2014.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, лабораторное оборудование
(химические стаканы, спиртовки, лабораторные штативы, пробирки, спички)
Реактивы: азотная кислота 1:5, медная стружка, уголёк, лакмус.
Цель урока: изучить кислородные соединения азота и их свойства.
Задачи:
- образовательные: сформировать знания об оксидах азота, об особенных свойствах
азотной кислоты и нитратов; продолжить формирование умений составлять
уравнения химических реакций;
- развивающие: развивать умения самостоятельно добывать знания, работать с
информацией; развивать навыки сравнения, обобщения материала;
- воспитательные: формирование научной картины мира, познавательного интереса
к предмету, необходимости охраны окружающей среды; воспитание навыков
сотрудничества, умения работать в группах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Химическая разминка:
1)Формула аммиака: а)NH
2
б) NH
4
в)NH
3
г) N
2
2)Аммиак: а) легче воздуха, б) тяжелее воздуха, в) не легче и не тяжелее
3)Аммиак является: а) окислителем, б) восстановителем, в) и тем, и другим.
4)Ион аммония: а) NH
2
+
б) NH4
+
в)NH
3
-
г) NH
3
5)Донором электронов при образовании иона аммония является:
а) атом азота, б)ион водорода, в)ион аммония.
6)Степень окисления азота в аммиаке: а) 0, б) -3, в) +3, 4) +5.
3. Мотивация:
Американский химик в 1800 г. изучал взаимодействие серы с нагретым
раствором нитрита натрия NaNO
2
в формамиде HCONH
2
. Внезапно началась
бурная реакция с выделением газа со слабым приятным запахом. Вудхаузу вдруг
стало весело, и он пустился в пляс, распевая песни. На другой день, вернувшись в
лабораторию, он обнаружил в колбе, где шел опыт, кристаллы тиосульфата натрия
Na
2
S
2
O
3
. Почти в то самое время английский химик Гемфри Деви проводил
термическое разложение нитрата аммония NH
4
NO
3
. Как потом он вспоминал,
помощник слишком близко наклонился к установке и несколько раз вдохнул газ с
приятным запахом, выходивший из реторты. Вдруг помощник разразился
беспричинным смехом, а потом свалился в углу комнаты и тут же уснул.
Как вы думаете, о каком веществе идет речь? (Ученые получили один и тот же
газ - оксид азота (I) N
2
O - «веселящий газ»).
Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
4. Изучение новой темы:
1) определите степени окисления азота в каждом оксиде:
N
2
O, NO, N
2
O
3
, NO
2
, N
2
O
5.
2) работа в группах по изучению нового материала и совместному созданию
таблицы «Оксиды азота»:
Характеристика
N
2
O
NO
N
2
O
3
NO
2
N
2
O
5
Химическое название
Физические свойства
Химические свойства
Физиологическое действие
на организм
(класс делится на 5 групп, каждая группа изучает один оксид, затем представляет
свою работу. Итогом работы всех групп является общая таблица - на слайде)
Формул
а оксида
Физические
свойства
Химические свойства
Получение и применение
N
2
O
бесцветный
негорючий газ с
приятным
сладковатым запахо
м и привкусом.
2N
2
O→2N
2
+ O
2
NH
4
NO
3
→N
2
O
+ 2H
2
O
Малые концентрации закиси
азота вызывают
лёгкое опьянение (отсюда
название — «веселящий газ»).
При вдыхании чистого газа
быстро развиваются состояние
опьянения и сонливость. Закись
азота обладает слабой
наркотической активностью, в
связи с чем в медицине её
применяют в больших
концентрациях.
NO
бесцветный газ,
плохо растворимый
в воде.
2NO + O
2
→2NO
2
4NH
3
+ 5O
2
→4NO + 6H
2
O
Получение NO является одной
из стадий получения азотной
кислоты.
NO
2
Ядовитый газ,
красно-бурого
цвета, с
характерным
острым запахом
или желтоватая
жидкость. Лисий
хвост.
NO
2
+ H
2
O→HNO
2
+ HNO
3
4NO
2
+ H
2
O
+ O
2
→4HNO
3
2NO
2
+ 2NaOH→NaNO
3
+ NaNO
2
+ H
2
O
2Cu(NO
3
)
2
→2CuO + 4NO
2
+O
2
В
производстве серной и азотной
кислот, в качестве окислителя в
жидком ракетном топливе и
смесевых взрывчатых
веществах. Высокотоксичен. Он
раздражает дыхательные пути, в
больших концентрациях
вызывает отёк лёгких.
N
2
O
3
жидкость синего
N
2
O
3
+ H
2
O
=2HNO
2
NO + NO
2
=N
2
O
3
цвета (при н. у.),
бесцветный газ
(при стандартных
условиях), в
твёрдом виде —
синеватого цвета.
N
2
O
3
+
MgO = Mg(NO
2
)
2
N
2
O
3
+ 2 KOH = 2KNO
2
+H
2
O
Применяется в лаборатории для
получения азотистой кислоты и
её солей. Высокотоксичен. По
действию на организм сравним с
дымящей азотной кислотой,
вызывает тяжёлые ожоги кожи.
N
2
O
5
бесцветные, очень
летучие кристаллы.
Крайне неустойчив.
N
2
O
5
+ H
2
O
= 2HNO
3
N
2
O
5
+
CaO = Ca(NO
3
)
2
N
2
O
5
+ 2 NaOH= 2NaNO
3
2NO
2
+ O
3
=N
2
O
5
+O
2
N
2
O
5
токсичен.
3) гимнастика для глаз (слайд из презентации)
4) «Черный ящик»
-Отгадайте, какое вещество находится в черном ящике?
Это вещество было описано арабским химиком в VIII веке Джабиром ибн
Хайяном (Гебер) в его труде «Ямщик мудрости», а с ХV века это вещество
добывалось для производственных целей.
Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году
впервые получил динамит.
Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например,
тротила, или тола).
Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для
двигателя первого в мире советского реактивного самолёта БИ – 1.
Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото,
признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого
вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».
используют в производстве минеральных удобрений, медицинских
препаратов, красителей, пластмасс, фотоматериалов.
Это вещество - азотная кислота!
5) физические свойства азотной кислоты: бесцветная жидкость, обладает едким
запахом, неограниченно смешивается с водой, летучая - на воздухе «дымит».
6) лабораторный способ получения азотной кислоты: действие концентрированной
серной кислоты на кристаллические нитраты (NaNO
3
+ H
2
SO
4(конц)
= NaHSO
4
+HNO
3
)
7) промышленный способ получения азотной кислоты
- контактное окисление аммиака до оксида азота (II):
4NH
3
+ 5O
2
= 4NO + 6H
2
O
- окисление оксида азота (II) в оксид азота (IV):
2NO+O
2
= 2NO
2
- адсорбция (поглощение) оксида азота (IV) водой при избытке кислорода:
4NO
2
+ 2H
2
O + O
2
= 4HNO
3
8)
специфические
свойства
азотной
кислоты
(демонстрация
видеофрагмента),
демонстрация взаимодействия азотной кислоты с медью и углеродом (угольком) при
нагревании в вытяжном шкафу.
9) свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами
10) качественная реакция на нитрат-ионы
Cu +4HNO
3(конц)
= Cu(NO
3
)
2
+2NO
2
↑ +2H
2
O
при нагревании выделяется бурый газ, он ядовит для человека
5. Закрепление:
Фронтальная беседа
Степень окисления азота в азотной кислоте +5 (да).
Оксид азота NO называют веселящим газом (нет).
Оксид азота NO
2
бурый газ (да).
Оксиды азота ядовиты (да).
Азотная кислота растворяет золото (нет).
При взаимодействии азотной кислоты с металлами выделяется водород (нет).
Азотная кислота на свету разлагается (да).
Концентрированная азотная кислота реагирует с железом (нет).
Соли азотной кислоты называют нитратами (нет).
Азотную кислоту используют для получения лекарственных препаратов (да).
Слайд на экране:
Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции
А) HNO
3
+ Cu(OH)
2
1) NO
2
Б) HNO
3
+ Cu
2) NO
2
+ О
2
+ H
2
O
В) HNO
3
3) Cu(NO
3
)
2
+ H
2
O + NO
Г) NO + O
2
4) Cu(NO
3
)
2
+ H
2
O
6. Подведение итогов урока, оценки за урок.
7. Домашнее задание:
1) изучить параграф 27
2)
по
выбору:
а)
подготовить
сообщение
на
тему
«Какими
путями
попадает
атмосферный азот в почву, водоемы, организмы?», б) составить синквейн на тему
«Азотная кислота».