Напоминание

"Кислородные соединения азота"


Автор: Игнатьева Татьяна Афанасьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №5"
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кислородные соединения азота"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Средняя школа № 5» ЕМР РТ

Разработка урока на тему

Кислородные соединения азота

учитель биологии и химии

Игнатьева Татьяна Афанасьевна

Елабуга, 2017

Предмет: химия

Класс: 9

Тема урока: Кислородные соединения азота

Тип урока: изучение новой темы

Учебник: О.С.Габриелян. Химия, 9 класс. М.: Дрофа, 2014.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, лабораторное оборудование

(химические стаканы, спиртовки, лабораторные штативы, пробирки, спички)

Реактивы: азотная кислота 1:5, медная стружка, уголёк, лакмус.

Цель урока: изучить кислородные соединения азота и их свойства.

Задачи:

- образовательные: сформировать знания об оксидах азота, об особенных свойствах

азотной кислоты и нитратов; продолжить формирование умений составлять

уравнения химических реакций;

- развивающие: развивать умения самостоятельно добывать знания, работать с

информацией; развивать навыки сравнения, обобщения материала;

- воспитательные: формирование научной картины мира, познавательного интереса

к предмету, необходимости охраны окружающей среды; воспитание навыков

сотрудничества, умения работать в группах.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Химическая разминка:

1)Формула аммиака: а)NH

2

б) NH

4

в)NH

3

г) N

2

2)Аммиак: а) легче воздуха, б) тяжелее воздуха, в) не легче и не тяжелее

3)Аммиак является: а) окислителем, б) восстановителем, в) и тем, и другим.

4)Ион аммония: а) NH

2

+

б) NH4

+

в)NH

3

-

г) NH

3

5)Донором электронов при образовании иона аммония является:

а) атом азота, б)ион водорода, в)ион аммония.

6)Степень окисления азота в аммиаке: а) 0, б) -3, в) +3, 4) +5.

3. Мотивация:

Американский химик в 1800 г. изучал взаимодействие серы с нагретым

раствором нитрита натрия NaNO

2

в формамиде HCONH

2

. Внезапно началась

бурная реакция с выделением газа со слабым приятным запахом. Вудхаузу вдруг

стало весело, и он пустился в пляс, распевая песни. На другой день, вернувшись в

лабораторию, он обнаружил в колбе, где шел опыт, кристаллы тиосульфата натрия

Na

2

S

2

O

3

. Почти в то самое время английский химик Гемфри Деви проводил

термическое разложение нитрата аммония NH

4

NO

3

. Как потом он вспоминал,

помощник слишком близко наклонился к установке и несколько раз вдохнул газ с

приятным запахом, выходивший из реторты. Вдруг помощник разразился

беспричинным смехом, а потом свалился в углу комнаты и тут же уснул.

Как вы думаете, о каком веществе идет речь? (Ученые получили один и тот же

газ - оксид азота (I) N

2

O - «веселящий газ»).

Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

4. Изучение новой темы:

1) определите степени окисления азота в каждом оксиде:

N

2

O, NO, N

2

O

3

, NO

2

, N

2

O

5.

2) работа в группах по изучению нового материала и совместному созданию

таблицы «Оксиды азота»:

Характеристика

N

2

O

NO

N

2

O

3

NO

2

N

2

O

5

Химическое название

Физические свойства

Химические свойства

Физиологическое действие

на организм

(класс делится на 5 групп, каждая группа изучает один оксид, затем представляет

свою работу. Итогом работы всех групп является общая таблица - на слайде)

Формул

а оксида

Физические

свойства

Химические свойства

Получение и применение

N

2

O

бесцветный

негорючий газ с

приятным

сладковатым запахо

м и привкусом.

2N

2

O→2N

2

+ O

2

NH

4

NO

3

→N

2

O

+ 2H

2

O

Малые концентрации закиси

азота вызывают

лёгкое опьянение (отсюда

название — «веселящий газ»).

При вдыхании чистого газа

быстро развиваются состояние

опьянения и сонливость. Закись

азота обладает слабой

наркотической активностью, в

связи с чем в медицине её

применяют в больших

концентрациях.

NO

бесцветный газ,

плохо растворимый

в воде.

2NO + O

2

→2NO

2

4NH

3

+ 5O

2

→4NO + 6H

2

O

Получение NO является одной

из стадий получения азотной

кислоты.

NO

2

Ядовитый газ,

красно-бурого

цвета, с

характерным

острым запахом

или желтоватая

жидкость. Лисий

хвост.

NO

2

+ H

2

O→HNO

2

+ HNO

3

4NO

2

+ H

2

O

+ O

2

→4HNO

3

2NO

2

+ 2NaOH→NaNO

3

+ NaNO

2

+ H

2

O

2Cu(NO

3

)

2

→2CuO + 4NO

2

+O

2

В

производстве серной и азотной

кислот, в качестве окислителя в

жидком ракетном топливе и

смесевых взрывчатых

веществах. Высокотоксичен. Он

раздражает дыхательные пути, в

больших концентрациях

вызывает отёк лёгких.

N

2

O

3

жидкость синего

N

2

O

3

+ H

2

O

=2HNO

2

NO + NO

2

=N

2

O

3

цвета (при н. у.),

бесцветный газ

(при стандартных

условиях), в

твёрдом виде —

синеватого цвета.

N

2

O

3

+

MgO = Mg(NO

2

)

2

N

2

O

3

+ 2 KOH = 2KNO

2

+H

2

O

Применяется в лаборатории для

получения азотистой кислоты и

её солей. Высокотоксичен. По

действию на организм сравним с

дымящей азотной кислотой,

вызывает тяжёлые ожоги кожи.

N

2

O

5

бесцветные, очень

летучие кристаллы.

Крайне неустойчив.

N

2

O

5

+ H

2

O

= 2HNO

3

N

2

O

5

+

CaO = Ca(NO

3

)

2

N

2

O

5

+ 2 NaOH= 2NaNO

3

2NO

2

+ O

3

=N

2

O

5

+O

2

N

2

O

5

токсичен.

3) гимнастика для глаз (слайд из презентации)

4) «Черный ящик»

-Отгадайте, какое вещество находится в черном ящике?

Это вещество было описано арабским химиком в VIII веке Джабиром ибн

Хайяном (Гебер) в его труде «Ямщик мудрости», а с ХV века это вещество

добывалось для производственных целей.

Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году

впервые получил динамит.

Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например,

тротила, или тола).

Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для

двигателя первого в мире советского реактивного самолёта БИ – 1.

Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото,

признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого

вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».

используют в производстве минеральных удобрений, медицинских

препаратов, красителей, пластмасс, фотоматериалов.

Это вещество - азотная кислота!

5) физические свойства азотной кислоты: бесцветная жидкость, обладает едким

запахом, неограниченно смешивается с водой, летучая - на воздухе «дымит».

6) лабораторный способ получения азотной кислоты: действие концентрированной

серной кислоты на кристаллические нитраты (NaNO

3

+ H

2

SO

4(конц)

= NaHSO

4

+HNO

3

)

7) промышленный способ получения азотной кислоты

- контактное окисление аммиака до оксида азота (II):

4NH

3

+ 5O

2

= 4NO + 6H

2

O

- окисление оксида азота (II) в оксид азота (IV):

2NO+O

2

= 2NO

2

- адсорбция (поглощение) оксида азота (IV) водой при избытке кислорода:

4NO

2

+ 2H

2

O + O

2

= 4HNO

3

8)

специфические

свойства

азотной

кислоты

(демонстрация

видеофрагмента),

демонстрация взаимодействия азотной кислоты с медью и углеродом (угольком) при

нагревании в вытяжном шкафу.

9) свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами

10) качественная реакция на нитрат-ионы

Cu +4HNO

3(конц)

= Cu(NO

3

)

2

+2NO

2

↑ +2H

2

O

при нагревании выделяется бурый газ, он ядовит для человека

5. Закрепление:

Фронтальная беседа

Степень окисления азота в азотной кислоте +5 (да).

Оксид азота NO называют веселящим газом (нет).

Оксид азота NO

2

бурый газ (да).

Оксиды азота ядовиты (да).

Азотная кислота растворяет золото (нет).

При взаимодействии азотной кислоты с металлами выделяется водород (нет).

Азотная кислота на свету разлагается (да).

Концентрированная азотная кислота реагирует с железом (нет).

Соли азотной кислоты называют нитратами (нет).

Азотную кислоту используют для получения лекарственных препаратов (да).

Слайд на экране:

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции

А) HNO

3

+ Cu(OH)

2

1) NO

2

Б) HNO

3

+ Cu

2) NO

2

+ О

2

+ H

2

O

В) HNO

3

3) Cu(NO

3

)

2

+ H

2

O + NO

Г) NO + O

2

4) Cu(NO

3

)

2

+ H

2

O

6. Подведение итогов урока, оценки за урок.

7. Домашнее задание:

1) изучить параграф 27

2)

по

выбору:

а)

подготовить

сообщение

на

тему

«Какими

путями

попадает

атмосферный азот в почву, водоемы, организмы?», б) составить синквейн на тему

«Азотная кислота».



В раздел образования




Яндекс.Метрика